Статья
520 3 октября 2011 10:42

Подготовка бюджета

Основным трендом прошедшей недели стала подготовка бюджета на 2012 год. Новый документ сверстан, учитывая конъюнктуру парламентских и президентских выборов, и укладывается в бюджетную политику последних лет. 2010 год стал переломным для бюджетной политики РФ. Основной финансовый документ вернулся к докризисному трехлетнему горизонту планирования. Несмотря на очевидную условность прогнозных показателей заложенных в бюджет на долгосрочную перспективу, пики госфинансирования основных капиталоемких проектов придутся именно на поствыборный период (на 2012-2015 годы).

В ближайший год правительство сделает ставку на сохранение социальных обязательств и развитие стратегических региональных проектов. Как и в прошлом году, речь идет о Олимпиаде-2014, которая была выделена в отдельную строку бюджета, и саммите АТЭС во Владивостоке. Оба проекта в основном финансируются в рамках профильных федеральных целевых программ (ФЦП) при дополнительных расходах со стороны основных госкомпаний. По аналогичной схеме будет проходить подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Минфин готовит соответствующую ФЦП с начала 2011 года посредством перераспределения финансовых потоков в бюджете. Однако даже при максимальном использовании доступных ресурсов правительству понадобится около 200 млрд. рублей дополнительного финансирования. И это учитывая расходы исключительно на инфраструктуру.

Частично компенсировать дополнительные расходы позволит масштабная программа приватизации, которую правительство приняло в ноябре 2010 года. В последнее десятилетие объемы продаваемого государственного имущества в РФ оставались незначительными. Слабые темпы приватизации объяснялись высокими доходами от сырьевого сектора, что снижало потребность в дополнительных поступлениях от продажи госактивов. Так, в 2008 году доходы от приватизации составили менее 10 млрд. рублей, а в 2009 году упали до 1,93 млрд. рублей. Причем, среди продаваемых активов фигурировали лишь небольшие компании или объекты недвижимости.

Ситуация стала меняться в 2009 году. Дефицит бюджета заставил правительство искать дополнительные источники доходов. Одним из наиболее быстрых способов получить значительные денежные средства стала продажа госактивов. В отличие от 2008 года, в 2009 году план приватизации готовила не глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, а непосредственно Шувалов. Первый вице-премьер рассчитывал внести в документ крупнейшие госкомпании, включая «Роснефть», «Совкомфлот», «Аэрофлот», «РусГидро» и другие. Однако в прошлом году против инициатив чиновника выступили основные группы влияния, которым удалось исключить ряд компания из плана приватизации.

Несмотря на аппаратное поражение в 2010 году, Шувалов продолжил кампанию за крупномасштабную продажу активов. И первому вице-премьеру удалось добиться определенных результатов. Помимо полной продажи (до золотой акции) госпакетов в ВТБ, «Роснефти», «Интер РАО», «РусГидро» и «АЛРОСЫ», правительство может снизить к 2017 году до 50% плюс одна госдоли в ОАК (сейчас владеет 83%) и ОСК (100%). Глава ОСК Роман Троценко оценивает стоимость компании через два года в районе 100 млрд рублей - именно тогда государство может продать около 50% акций. Согласно документу, доля в ФСК ЕЭС (в настоящий момент – 79,11%), РЖД (100%) и «Транснефти» (78,1%) будет снижена до 75%. При этом акции последней могут быть выставлены на продажу уже начиная с 2012 года. На этот же год запланирована продажа 10% госкорпорации «Роснано».

Дмитрий АБЗАЛОВ

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".