Подлодки защитят шельф Арктики
Подводные лодки ВМФ России будут осуществлять исследование или же охрану Арктического шельфа, на котором сосредоточено около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Однако военные эксперты в резонности этого подхода серьезно сомневаются, ссылаясь на то, что у подлодок нет средств для исследований, а охрана пока никем не признанных границ шельфа может привести к противостоянию со странами НАТО.
Военно-морской флот России активно участвует в гражданских программах изучения мирового океана и определения границ континентального шельфа России в Арктике, передает РИА «Новости» со ссылкой на замначальника главного штаба ВМФ вице-адмирала Олега Бурцева.
Соперничество государств за освоение арктического шельфа идёт уже далеко не первый год и даже не первое десятилетие. Происходящее сейчас — это ускорение развития прежних процессов, особенно ставшее актуальным в связи с тем, что доступные ресурсы на континенте и в более доступных морях близятся к исчерпанию. Арктический шельф, обладая огромными запасами минеральных ресурсов и значительными биоресурсами, представляет в этом плане определённый интерес.
Соперничество в регионе в ближайшие годы будет возрастать. Россия в этом плане имеет свои перспективы и интересы и, кроме того, заметное преимущество над другими участниками гонки. Наша полярная инфраструктура всё-таки более развита, чем у других стран. Мы уже много десятилетий используем порты северного морского пути, мы имеем самую мощную в Арктике военную группировку у северных вод и авиационные части в Заполярье. Соответственно, у нас в этой гонке есть немалые шансы на общую победу.
Ещё одним аспектом, вызывающим интерес, является военное использование Арктики, учитывая, что это — кратчайший путь между Евразией и Северной Америкой. Арктика уже давно представляет собой традиционный регион дислокации стратегических бомбардировщиков обоих сторон (России и США). Кроме того, через Арктику пролегает траектория межконтинентальных баллистических ракет.
В транспортном отношении Арктика также представляет собой немало выгод. Через нее проходят кратчайшие маршруты между Евразией и США — как военные, так и гражданские. Кроме того, в связи с глобальным потеплением вскоре может встать вопрос о регулярном использовании северного морского пути, который значительно короче пути вокруг Азии через Суэцкий канал из Европы до китайских и японских портов.