Статья
9 Декабря 2008 23:50

Похороны Патриарха Алексия II

<p>В Благовещенском приделе Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора г.Москвы погребен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.</p>
<p>Гроб с его телом был опущен в могилу после 
краткого заупокойного богослужения (литии), которое провел митрополит Кирилл. </p>
<p>10 октября будет открыт доступ к месту захоронения Патриарха.</p>
Комментарии экспертов
<p>Завершился земной путь Предстоятеля Русской Православной Церкви.</p>
<p>Вспоминая Патриарха, в первую очередь следует сказать о поразительном по масштабу восстановлении Православия в России, об открытии множества храмов, монастырей и духовных учебных заведений, благотворительных учреждений, произошедшем под его руководством. Значительно увеличилось количество православных верующих. Алексий II стал патриархом «второго Крещения Руси».<br>
</p>
<p>При Алексии II произошло важнейшее событие церковной истории – воссоединение Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью за рубежом. Но о подлинном значении фигуры Алексия II смогут сказать, конечно, только историки. Из того, что было сделано ушедшим Предстоятелем, многое было сделано с прицелом на будущее, этим делам ещё предстоит дать свои плоды. Так, на мой взгляд, всё ещё недостаточно оценён вклад Алексия II в политическое и общественное развитие России - а он очень значим. При его непосредственном руководстве были приняты важнейшие документы, такие, как социальная концепция Русской Православной Церкви. Русская Церковь создала и собственную, очень интересную концепцию прав человека, которая позволяет пройти между «сциллой» вседозволенности и «харибдой» отрицания личной свободы.<br>
</p>
<p>Благодаря Алексию II, Русская Православная Церковь стала полноправным участником общественной и научно-философской дискуссии, внося очень весомый вклад как в оздоровление общества, так и в развитие гуманитарного знания. Но главное – Церкви удалось создать уникальный формат взаимодействия со светской властью, который не был ни подчинением государственной системе, ни противостоянием ей. Такое взаимодействие Церкви и светской власти оказывалось возможным во многом благодаря личности Святейшего, обладавшего колоссальным авторитетом и личной харизмой. Было просто немыслимо проявление неуважения к нему со стороны представителей власти – и государство не стремилось вмешиваться в дела церкви. Алексий II не боялся выступить против сомнительных и впрямую опасных реформаторских инициатив, подчас исходивших от власти, всегда подчёркивая, что благо человека, мораль и нравственность стоит превыше любых экономических задач. Стало возможным по-настоящему полезное сотрудничество государства с церковью – такое, как создание института полковых священников, открытие возможности для церковной проповеди в армии, силовых структурах и исправительных учреждениях. Это сотрудничество очень любят критиковать либералы – но разве люди, постоянно рискующие жизнью и находящиеся в трудной жизненной ситуации, не нуждаются в духовной помощи? И Церковь теперь может её оказывать.<br>
</p>
<p>Алексий II был подлинно народным патриархом. Он постоянно ездил по стране, посещая, в том числе, отдалённые приходы, непрерывно проводил богослужения, несмотря на болезнь (иногда вопреки прямым требованиям врачей) вплодь до самого последнего дня. Все, кто общался с ним лично, отмечают его способность располагать к себе любых собеседников – и для сильных мира сего, и для простых людей у него находились слова поддержки и утешения. И российский народ ощущал его доброту и усердие в служении – не зря такое большое количество людей пришли проститься с ним в Храм Христа Спасителя. Кадры прямой трансляции запечатлели и множество людей, вышедших на улицы, чтобы проводить кортеж, перевозивший тело Предстоятеля из Храма Христа Спасителя в Богоявленский кафедральный Собор в Елохове.<br>
</p>
<p>Вечная ему память.</p>
<p>Насколько я понимаю, власти совершили хитрый дипломатический ход. Они фактически объявили траур, юридически его не объявляя. Дело в том, что, учитывая специфику нашей страны (многоконфессиональность и многонациональность) власти были готовы к тому, что в ответ на объявление государственного траура последуют упреки в том, что государство отдаёт одной из конфессий предпочтение, в то время как по Конституции у нас церковь отделена от государства. Соответственно, чтобы избежать этих обвинений, официальный траур не был объявлен, но президент подписал указ, в соответствии с которым траур является фактическим. В день похорон рекомендовано отменить развлекательные мероприятия, властям рекомендовано оказать содействие в организации похорон. То есть, отсутствует только официальная составляющая траура в виде спуска государственных флагов. Что же касается места похорон, то, на мой взгляд, оно определено волей патриарха. Место, где пройдут похороны, более домашнее, чем Храм Христа Спасителя, который за счёт своего официального производит некоторое пафосное впечатление. Покойный патриарх отразил личную скромность, завещав похоронить себя в Богоявленском соборе.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".