Комментарий
229 8 апреля 2009 1:49

Поправка для Путина

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Президент Владимир Путин был известен своей принципиальной отрицательной позицией по вопросу об изменении российской Конституции. Судьба распорядилась так, что председателю Правительства РФ Владимиру Путину довелось первым реализовать одну из трех конституционных поправок, принятых по инициативе президента Дмитрия Медведева.

В понедельник 6 апреля глава правительства в строгом соответствии с новой редакцией пункта а) ст.114 Основного закона, прибыл в Государственную Думу, чтобы представить депутатам ежегодный отчет о деятельности исполнительной власти Российской Федерации. У записных скептиков был повод рассматривать этот визит как чисто ритуальный, учитывая, что премьер одновременно является председателем «Единой России», имеющей в нижней палате парламента конституционное большинство. Вроде бы как Путин должен был отчитываться перед самим собой.

Формально — конечно так, а вот по сути, то есть с точки зрения создания политических институтов, расширяющих пространство легитимности всей российской властной конструкции и консолидирующих политическую систему, — совсем все иначе. Ведь что означает право Госдумы «заслушивать» ежегодный отчет правительства и соответствующая обязанность последнего его «представлять»?

Разумеется — совсем не то, что в типичной парламентской республике, где негативная реакция на такой отчет вызовет отставку правительства и досрочные парламентские выборы. В нашей смешанной президентско-парламентской республике это означает появление своего рода «горизонтальной» ответственности исполнительной власти. То есть признания ею по отношению к себе контрольных функций со стороны власти законодательной.

Надо отметить, что Путин действовал именно в логике сути, а не в логике проформы. Без скидок на все списывающий глобальный кризис и вполне извинительный «первый блин» он отчитывался по настоящему «гамбургскому счету». Не скрывая трудностей, не прячась от проблем, не прибегая к популистской риторике. Говорил по делу — доказывая правильность принятых и намечаемых решений, и аргументировано опровергая выдвигаемые альтернативы.

Самым существенным в докладе оказалось то, что он не рассыпался на множество цифр по отраслям — как это происходило на заседаниях классических советских партхозактивов. Практически каждая приводившаяся Путиным цифра было обоснованной, и сама обосновывала политическую философию и экономическую идеологию правительства. И эта философия, и идеология может быть кратко выражена в трех принципах.

Во-первых, это оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов.

Во-вторых, это баланс между социальной справедливостью и экономической целесообразностью.

В-третьих, это объективно необходимое повышение роли государства в условиях кризиса.

Надо ли удивляться, что в ответ на аналитичный, информативный и четко структурированный доклад председателя правительства Госдума ответила столь же «по делу» острыми и заинтересованными вопросами? Путин задал такой уровень разговора о положении страны, о проблемах и предлагаемых способах их решений, что депутаты явно стремились ему соответствовать.

И получилось. Не ритуал, и не скандал, а — серьезный разговор серьезных людей, понимающих, что от их решений зависит судьба страны. А потому и правительственную Программу антикризисных мер, и бюджет ждут поправки — от депутатов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".