Статья
2538 30 апреля 2015 15:48

Правительство проконтролирует бензин

Президент России Владимир Путин предложил подумать об уголовной ответственности за продажу некачественного топлива. Эксперты для начала предлагают ввести государственный контроль за качеством бензина и поменять структуру топливного рынка. 

Традиционно перед майскими праздниками у российских автомобилистов начинаются проблемы с топливом. Если еще 4 года назад его просто не хватало на всех желающих, и в ряде регионов страны фиксировался острый дефицит бензина, то теперь остались вопросы к его качеству.   

Странность данной проблемы заключается в том, что за последние 4 года крупные российские НПЗ после модернизации повысили качество выпускаемого топлива. С 2016 года в Таможенном союзе вступает в силу запрет на оборот топлива ниже Евро-5. По последним данным, 84% всего производимого в России бензина уже относится к 5 классу экологического стандарта. Там не менее двигатели машин российских автолюбителей по-прежнему достаточно быстро выходят из строя.  

Читайте также Рынок бензинов ждет стагнация, но дефицита не будет

На последнем заседании правительства на эту проблему обратил внимание даже президент России Владимир Путин. Он предложил подумать об уголовной ответственности за подобные нарушения. «Это же хищение, на самом деле. Это ведет не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их надо чаще, чем положено, и так далее. Но это же просто обман потребителя на самом деле», — процитировал главу государства ТАСС. Президент попросил Генеральную прокуратуру и все заинтересованные ведомства проанализировать сложившуюся ситуацию и подготовить предложения по ее исправлению. 

Однако, несмотря на весь поток гневных слов в адрес нечистых на руку продавцов топлива, эксперты не считают, что данную проблему легко решить при современных правовых нормах и структуре топливного рынка.

В частности, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что государство может контролировать только экологические стандарты топлива, причем это делать вправе исключительно Росстандарт: «В Росстандарте на всю Россию 450 сотрудников, и помимо бензина у них много работы. Кроме того, по закону они имеют право проверять АЗС раз в год и то после предупреждения о готовящейся проверке. Мне кажется, в данной ситуации такие проверки малоэффективны», — считает эксперт. 

По его мнению, если бы все топливо, которое реализовывается на российских АЗС, покупалось через топливную биржу, проблемы с некачественным топливом сократились бы. 

Читайте также Нефтяные компании не могут завершить модернизацию НПЗ 

Сергиенко также отметил и фактор работы мини-НПЗ. На них качество выпускаемого топлива, как правило, хуже, чем на крупных заводах нефтяных компаний. При этом государство, несмотря на налоговый маневр, пока не может справиться с этим видом бизнеса и сделать такие предприятия убыточными. 

На эту же проблему указал и президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. «У нас осталось около 240 так называемых мини-заводов, которые никогда не могут обеспечить нужное качество топлива. То, что они делают, это не Евро-2, а Евро-0», — заметил эксперт «Актуальным комментариям».

Читайте также России надоело ждать белорусский бензин

Однако на них, по словам Геннадия Шмаля перерабатывается всего около 5 млн тонн нефти, гораздо большая проблема — это работа АЗС. «Крупные НПЗ выпускают бензин хорошего качества, не ниже Евро-4, но потом он попадает на заправочные станции, где топливо, говоря русским языком, бадяжат — добавляют туда прямогонный бензин или бензины с актановым числом 80 или даже меньше. Разбавляют, чтобы увеличить объем, но качество от этого ухудшается», — отметил эксперт.

Президент Союза нефтегазопромышленников России также указал, что со стороны государства не ведется никакого контроля за качеством бензина, реализуемого на АЗС. «Я сегодня подписал письмо на имя руководителя Росстандарта о том, что надо разработать какие-то механизмы, связанные с тем, чтобы прекратить поставку контрафактного моторного топлива на заправки. В том числе может идти речь о каких-то штрафных санкциях, может быть, записать это в Кодекс об административных правонарушениях и т.д.», — заявил Геннадий Шмаль.

Руководитель отдела автомобильных и авиационных бензинов ВНИИ по переработке нефти Вячеслав Емельянов считает, что с принятием закона «О техническом регулировании» в 2002 году система госконтроля за качеством топлива в нашей стране исчезла: убрали запись о том, что ГОСТы обязательны для исполнения, и их нарушение преследуется по закону.

«Технический регламент предусматривает показатели безопасности. Что касается качества, предполагали, что оно будет регулироваться рынком — каждая компания постарается сделать как можно лучше, чтобы завоевать рынок. А на самом деле, получилось, что предприниматели стараются поменьше положить и побольше получить», — заявил Вячеслав Емельянов «Актуальным комментариям». 

По его мнению, сейчас вообще нет правовых механизмов контроля даже за актановым числом топлива, реализуемого на АЗС. «На колонке вам говорят, смотрите в паспорт продукции, проверяйте. Но проверить это невозможно, ведь на АЗС привозят бензин и сливают на остаток, то есть не в пустую емкость. А что там оставалось — никто проверить не сможет. Поэтому в паспорт топлива смотреть бесполезно, жидкость, которую наливают в бак вашей машины, как правило, этому документу не соответствует», — отметил эксперт.

Читайте также Бензин переходит на новый стандарт

Вместе с тем, присутствовавший на заседании правительства глава Минпромторга Денис Мантуров все же полон решимости штрафовать нефтезаводы и АЗС за некачественное топливо: «Вместе с Минэнерго мы разработали перечень мер, которые, в том числе, касаются внесения изменений в кодекс административных правонарушений. Будет предусмотрено введение оборотного штрафа кратного выручке этого предприятия вплоть до прекращения его деятельности», — заявил министр.

В то же время он подтвердил экспертную оценку, что основная проблема кроется в работе автозаправочных станций. По его информации, из 120 АЗС, проверенных в первом квартале года, 20 торговали некачественным топливом. 

Подготовила Екатерина Дейнего
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".