Статья
303 12 Июля 2011 15:56

Президент поблагодарил партии

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что предстоящие выборы в Госдуму будут открытыми, честными и справедливыми.

«Надеюсь, что избирательная кампания будет открытой, честной, а выборы будут абсолютно справедливыми», - сказал Медведев на встрече с лидерами парламентских партий.

Он добавил, что, если удастся достичь такого результата, у нас будет современный ответственный парламент, способный решать огромное количество задач, стоящих перед нашей страной.

В начале встречи глава государства, отметив, что в России сегодня день траура в связи с произошедшей трагедией на Волге, предложил участникам почтить память погибших минутой молчания.

В ходе встречи президент отметил, что прошедший политический сезон был весьма продуктивным. 

«Политический сезон был весьма и весьма продуктивным. Хотел бы вас поблагодарить за активную работу», - сказал Медведев.

Он подчеркнул, что были приняты важнейшие законы, в том числе касающиеся реформирования МВД, законодательства в области коррупции, а также были поддержаны президентские инициативы, направленные на совершенствование уголовного законодательства.

Глава государства также отметил, что были предприняты шаги по совершенствованию политической системы, однако добавил, что она по-прежнему требует изменений.

«По моему мнению, наша политическая система требует дальнейшего совершенствования. Я думаю, здесь вы меня в этом плане все поддерживаете. Она не бывает застывшей, тем более что после такой фазы покоя она сейчас пришла в определенное движение. Я считаю, это неплохо», - отметил Медведев.

Президент подчеркнул, что основные направления совершенствования системы он озвучил в ходе Петербургского экономического форума. Основной политической задачей Медведев назвал необходимость децентрализации управления.

«У нас сверхцентрализованная страна», - сказал президент, подчеркнув, что «только федеральных структур в территориях находится порядка тысячи штук, и каждая из них ищет себе работу».

Он добавил, что нуждается в корректировке и структура межбюджетных отношений, подчеркнув, что муниципалитеты не имеют значительных доходов, и предложил лидерам парламентских партий представить на этот счет свои предложения, передает «Интерфакс».

«Очевидно, что значительная часть экономических и социальных задач должна решаться не в Москве, не в Кремле, не в парламенте и не в правительстве даже, а в территориях», - сказал Медведев.

Президент также заявил, что не намерен ограничиваться изменениями в избирательном законодательстве, предусматривающими снижение проходного барьера на выборах депутатов Госдумы до пяти процентов.

«В конце июня я внес по завершении политического сезона законопроект в Госдуму о снижении избирательного барьера на будущих выборах до 5%. Эта инициатива была поддержана», - заявил Медведев.

Он подчеркнул, что единодушная поддержка этой инициативы свидетельствует о том, что «эти изменения назрели». 

«Хотел бы вам сказать, что, по всей вероятности, мои предложения в этой сфере этим не ограничатся», - добавил президент.

Как писали «Актуальные комментарии», в начале июля Госдума единогласно приняла в первом чтении внесенный президентом Дмитрием Медведевым законопроект о снижении проходного барьера на федеральных парламентских выборах.

Законопроектом предлагается снизить этот барьер с 7 до 5%. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Таким образом, он может быть впервые применен на выборах в Госдуму, которые состоятся в конце 2016 года. 

 

Комментарии экспертов

Подобные встречи президента с лидерами парламентских фракций очень значимы. Прежде всего, нужно учитывать особый формат общения президента с лидерами парламентских фракций. На таких встречах могут подниматься вопросы, которые, так сказать, либо не публичны, либо весьма специфичны для публичного формата.



Кроме того чрезвычайно важно, что обсуждаются конкретные законопроекты и инициативы. В данном случае речь шла об усилении политической конкуренции и расширении нашего политического поля. Таким образом, придается некий драйв развитию политической системы.



Ни для кого не секрет, что российской политической системе, в силу своей сформированности и некоторых инерционных тенденций,  необходимо больше динамизма.



Как раз этим и занимается Медведев. Я думаю, что, действительно, после сегодняшней встречи, после возвращения к 5-процентному барьеру, после тех заявлений, которые сделал Медведев на Петербургском экономическом форуме, абсолютно понятно, что вектор демократических изменений в политической системе обозначен. Основные направления - децентрализация, усиление полномочий муниципалитетов и вообще регионального и местного уровня власти.



Я думаю что эта ремарка, которую президент бросил о межбюджетных отношениях, была совершенно не случайна. Полагаю, нас ждет переход к более регионально-ориентированной бюджетной модели, что, в общем-то, весьма востребовано.



Те колоссальные ресурсы, которые сегодня консолидируются в налоговой системе, должны распределяться в большей степени на местах, так как нынешняя схема распределения приводит и к непониманию специфики, и к коррупции, и к нецелевому расходованию средств. Конечно, на местах лучше понимают, как, скажем, починить прохудившуюся трубу или дорогу.



Если вспомнить земства XIX века, которые работали неплохо, то они как раз и занимались консолидацией ресурсов на местах, обустройством быта. Сейчас нужна некая новая модель. Наверху сформировались институты и, так сказать, правила  игры. Это нужно распространить вниз. И инновации, о которых говорит Медведев, означают и развитие политических и правовых институтов на местах, и повышение правовой культуры населения, и, наконец, модернизацию межбюджетных отношений, в соответствии с которой деньги пойдут на конкретные нужды в конкретные регионы, села и городские районы.

Несмотря на несколько ритуальный характер встреч президента  с лидерами парламентских партий все-таки можно выделить две основные функции. Во-первых, это канал прямой и обратной связи  лидеров парламентских партий с главой государства, Он отвечает за политическое планирование, за совершенствование политсистемы. Конечно, лидеры парламентский партий могут делать заявления и посредством СМИ, но все-таки личностный канал связи, разговор  тет-а-тет - более надежен. Да и продуктивен тоже. Не всегда какие-то проблемы можно обозначать в публичной форме. 


Во-вторых, подобные встречи - свидетельство консенсуса по базовым ценностям российских политиков. По большому счету, встречаясь друг с другом в присутствии президента, лидеры партии подчеркивают, что есть понимания по самым важным вопросам. Да, у каждой партии есть собственная программа, каждый лидер критикуют оппонентов и не против их ослабить, но, тем не менее, есть некоторые базовые установки, по поводу которых и с оппонентами и президентской верхней властью существует консенсус. То есть, они подчеркивают, что в целом существующая  политсистема, ее основные принципиальные моменты их устраивают, и соответственно, таким образом они берут на себя часть ответственности за происходящее. 

Подобные встречи являются важной частью работы государства. В этом смысле такой диалог - весьма эффективный и достаточно давно апробированный механизм. Он использовался практически всеми руководителями Российской Федерации. На самом деле, это хорошая и эффективная практика, когда глава государства собирается с лидерами крупнейших парламентских фракций, и они обсуждают общие и насущные проблемы.



В данном случае, на повестке дня были вопросы развития политической системы. Полагаю, что будет продолжена линия по расширению спектра политических партий, которые представлены в парламенте. С этой точки зрения, законодательство, которое сейчас имеет достаточно жесткие ограничения по проходному барьеру в Госдуму, и механизмы регистрации партий будут смягчаться.



Таким образом, в парламенте будут представлены больше точек зрения, больше политических сил, нежели сейчас.



Второе важное направление – это расширение прав регионов. Именно поэтому президент Медведев говорил о совершенствовании межбюджетных отношений.



Понятно, что на сегодняшний день система взаимоотношения федерального центра и регионов достаточно централизована и фактически оставляет регионам недостаточное количество ресурсов для дальнейшего развития. Понятно, что в этом направлении будут изменения, и регионам будет предоставлено больше прав и возможностей.



Эти изменения и децентрализация не несут никакой опасности, о которой иногда говорят скептики. Сепаратистские настроения в девяностых годах носили конкретный исторический характер и были связаны с особенностями развития страны. Тот сепаратизм, который фактически разрушал страну в конце девяностых и начале нулевых годов, был успешно преодолен.



На сегодняшний день Россия находится на принципиально ином уровне экономического, социального и политического развития. И именно эти изменения, которые переживает страна в последние годы, требуют децентрализации и большей самостоятельности регионов. И на данном этапе, с учетом предыдущего опыта, нам надо аккуратно, не забегая вперед, двигаться дальше.

КомментарийКомментарий ЧМ-2018 не влияет на негатив вокруг пенсионной реформы политологОлег Игнатов В то время, когда в России проходит ЧМ-2018, правительством инициирован ряд обреченных на непопулярность законопроектов и мер — повышение цен на услуги ЖКХ, пенсионная реформа, рост НДС. Возможные выплески общественного негатива после окончания футбольного мундиаля «Актуальные комментарии» обсудили с заместителем директора Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым. — Я не вижу высокую концентрацию негатива. Есть тема пенсионной реформы, есть тема повышения НДС. Что касается темы повышения услуг ЖКХ, то это плановое мероприятие — и там не очень большой рост, он совпадает с инфляцией или чуть-чуть ее превышает. Необходимо пройти момент с пенсионной реформой, посмотреть, как будет развиваться обсуждение, удастся ли правительству эту ситуацию выровнять в свою пользу и найти аргументы в пользу своей позиции. Пока мы видим, что митинги против пенсионной реформы проходят, ранее были митинги по поводу роста цен на бензин, но всплеска большой активности мы не видим. Максимум — несколько сотен человек было. Митинги в регионах проходят почти постоянно, но количество участников довольно малочисленно, говорить о вспышке массовой активности пока еще рано. Цены на бензин правительству удалось ненамного снизить — либо они остановились, либо пошли вниз. В целом, ситуацию удалось вывести в позитивное русло и купировать недовольство за счет мер, которые были приняты правительством.  По пенсионной реформе: можно ожидать митинги, на них придут люди, но я не думаю, что будет очень высокая явка, потому что основная опасность заключалась бы в случае объединения всей оппозиции — и парламентской, и непарламентской. Пока оппозиция действует разрозненно — в некоторых регионах они пытались проводить митинги с профсоюзами, там участвовали и партии, но пока явка невысокая. Ключевым показателем здесь я бы выделил регионы, но активность в регионах невысока. Мне кажется, то ресурс непопулярных решений пока исчерпан — нужно разобраться с теми проблемами, которые есть. Это цены на бензин и пенсионная реформа с НДС. Будет ли всплеск негатива после окончания ЧМ? Вы видели, что рейтинги упали как раз во время чемпионата мира. Это означает, что люди все равно обращают внимание на решения, которые не вызывают у них позитивные эмоции. Я не думаю, что чемпионат мира играет какую-то роль. Он играет в позитивном направлении — если сборная пройдет дальше, то это сможет привести к тому, что население немного отвлечется от тех негативных тем, которые присутствуют в информационном поле. Но если ничего не произойдет, и сборная вылетит — это никак ни на что не повлияет. Я не думаю, что чемпионат мира позволяет компенсировать негативные эмоции, связанные с пенсионной реформы. 26 Июня 2018 Главное
Война за воду
 Война за воду Как вода становится главным ресурсом.
КомментарийКомментарий ЕС не будет кардинально менять миграционную политику политологГлеб Кузнецов
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".