Придётся поделиться
гендиректор SkyJetДмитрий КузнецовАвиационные власти Белоруссии и России ищут компромисс по возникшим вопросам авиасообщения между Москвой и Минском. Скандал разгорелся на фоне спора сторон о квоте рейсов для перевозчиков на летний сезон 2012 года. 26 марта было приостановлено авиасообщение между Минском и Москвой, затем стороны восстановили сообщение, но окончательные договоренности пока не достигнуты.
До недавнего времени монополистом на рынке авиаперевозок между Минском и Москвой была авиакомпания «Белавиа», которая диктовала свою ценовую политику, свое расписание, и прочее.
Год назад на этот рынок вышел «Аэрофлот», который начал осуществлять четыре рейса в день. В связи с этим у «Белавия» ситуация ухудшилась. Более того, о готовности выйти на рынок авиаперевозок между Москвой и Минском (а это очень перспективное направление, и пассажиров поток большой, и растет он хорошими темпами) заявили авиакомпания «Сибирь» и авиакомпания «Трансаэро».
Ситуация для «Белавиа» стала почти катастрофической, потому что белорусская авиакомпания в конкуренции с тремя российскими крупными компаниями - такими, как «Аэрофлот», «Транссаэро» и «Сибирь» - просто не выживет. Через год она просто закроется.
Конфликт интересов хоть и был разрешен - появилось соглашение о полетах: четыре рейса в день выполняет «Аэрофлот», четыре - «Белавиа», но «Белавиа» просто физически не может выполнять больше четырех рейсов в день по причине отсутствия техники. У них нет бортов, существующий парк устарел, сервис не соответствует современному уровню. А российские авиакомпании, выходя на новые перспективные направления, находятся в выигрышной ситуации, в частности, та же «Сибирь» на первом этапе может существенным образом демпинговать, потому что Белоруссия - это перспективное направление. Такова нормальная, пусть и агрессивная, политика рынка. Но эта ситуация «Белавиа» устроить не может. Соответственно, причина конфликта в том, что Россия готова брать на себя большую долю рынка. «Белавиа» не готова делиться с российскими компаниями этой долей, но освоить самостоятельно ее не может.
Помимо бизнес-интересов, как известно, в конфликте фигурируют и политические интересы тоже. На мой взгляд, ситуация закончится следующим:«Белавиа» будет вынуждена пойти на уступки, потому что другого варианта у нее просто нет. И я думаю, что сильные российские переговорщики довольно быстро разрешат эту ситуацию, «Транссаэро» и «Сибирь» благополучно выйдут на рынок авиаперевозок между Минском и Москвой, потому что спрос растет. А, как известно, если есть спрос, то обязательно появится и предложение.
В сфере авиаперевозок присутствует довольно большая социальная нагрузка и ответственность, которую, разумеется, авиакомпании несут на себе. К несчастью, в этой ситуации страдают простые люди, пассажиры, которые летают в Москву и Минск к родственникам, по работе, просто личным делам. Поэтому стороны должны прийти к какому-то консенсусу.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ, генеральный директор компании SkyJet