Статья
31 Января 2011 11:05

Приемлемое количество преступлений

<p>Автор видит в огромных популяциях заключенных угрозу человеческим ценностям и считает долгом любого исследователя оповещать общество, что альтернативы тюрьме существуют.</p>
Комментарии экспертов
<p>Первые страницы книги Нильса Кристи создают впечатление, что читаешь облегченную, «лайтовую» версию книги Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать». Тем более, что сам Кристи прямо ссылается на французского философа. «Приемлемое количество преступлений» начинается с перечисления достаточно банальных (для знакомого с работами Фуко о пенитенциарных учреждениях) вещей: норма и преступление являются конструктами, тюрьмы и подобные заведения (нарколечебницы, психиатрические больницы и т.д.) являются «отстойниками» для тех людей, с образом жизни (или мира) которых респектабельное общество не хочет считаться.</p>
<p>Однако ощущение банальности проходит, когда переворачиваешь примерно двадцатую страницу работы. Если Фуко в «Надзирать и наказывать» просто описывает «холостой ход» тюремных реформ (которые являются лишь частью воспроизведения тюрьмы), показывает проблематичность и неприемлемость концепций возмездия и наказания Модерна, то Кристи, будучи профессиональным норвежским криминологом, пытается показать пути выхода из сложившейся ситуации.</p>
<p>Методология Кристи имеет два основных момента. Первое - это сравнительный анализ. Кристи рассматривает полицейскую статистику разных стран и ищет причины сильного разброса - от 730 заключенных на 100 тысяч жителей в США до 37 в Исландии (статистика приведена за 2000-2003 годы). Исследователь сравнивает также разницу в оценке и последствие поступков даже в разных районах Осло, а не только на разных континентах.</p>
<p>Вторым моментом метода проблематизации пенитенциарных практик является своего рода деконструкция: Кристи показывает, что существующая в том или ином обществе система наказаний противоречит основным принципам и ценностям этого общества. Например, на Кубе - где декларируются эгалитарные ценности - жесткая и неповоротливая судебная система приводит к созданию жестко иерархичных блатных сообществ.</p>
<p>Основную идею книги можно выразить следующим образом: многие поступки людей расцениваются как преступление из-за недостаточной внимательности ко всем обстоятельствам дела, что происходит из-за большой степени разобщенности людей в современном обществе. Кроме того, наказание (то есть умышленное принесение страдания виновному) не является единственным способом решения прблемы преступности. Альтернативными путями решения Нильс Кристи называет поиск истины, примирение и возмещение.</p>
<p>Однако самым действенным способом уменьшения уголовных процессов Кристи считает «медиацию». По сути, это очень консервативный проект, достаточно странно вкрапленный в традиционно левую (или даже левацкую) критику тюрьмы. В качестве примера сообществ, где успешно функционируют медиативные способы урегулирования конфликтных ситуаций, автор приводит соседские общины, небольшие деревни, сплоченные - практически как средневековые цеха - корпорации. В таких группах все очень хорошо знают друг друга. Подобное знание не дает возможности абстрагироваться от личности и прошлого человека при оценке его поступков, как это происходит в обычном уголовном суде.</p>
<p>Однако ценности, которые Нильс Кристи пытается приписать членам подобных сообществ как самоочевидные, достаточно странны: «Будь добрым. Не убивай. Не пытай. Не причиняй зла умышленно. Прощение лучше, чем возмездие» (с.136).</p>
<p>Эта усеченная версия декалога представляется Нильсу Кристи приемлемой для всех. И в этом слабость его концепции, которую можно деконструировать, следуя логике самого автора. Достаточно представить ситуацию, противоречащую этим принципам общежития. А таких ситуаций в современном мире очень много. Представим, что рядом со сплоченной норвежской общиной, живущей по заповедям Нильса Кристи, поселяется большая мусульманская семья или цыганский табор, для которых постулат «Прощение лучше, чем возмездие» противоречит базовым ценностям. В такой ситуации никакая медиация не поможет.</p>
<p>Несмотря на подобные концептуальные недоработки, книга остается чрезвычайно интересной для специалистов по криминологии, социологии и философии.</p>
<p><strong>Нильс Кристи, «Приемлемое количество преступлений», М.: Алетейя — 2011. — 176 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".