Статья
24 Сентября 2012 13:27

Пьяным за рулем готовят жесткое наказание

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявляет о необходимости проанализировать возможность ужесточения ответственности за совершение ДТП на дорогах в состоянии алкогольного опьянения.
 
«Наверное, следует подумать о том, чтобы делать более жесткой уголовную ответственность за такие преступления, потому что даже при таких страшных последствиях как последнее ДТП в Москве и в некоторых других местах, ответственность достаточно такая умеренная за подобные преступления», - сказал Медведев в понедельник на совещании с вице-премьерами.
 
Он заметил, что «пора еще раз проанализировать законодательство по ситуации на дорогах, посмотреть на те программы, которые реализуются».
 
По его словам, некоторые программы неэффективны.
 
Премьер поручил запланировать совещание под его председательством по этой тематике, передает «Интерфакс».
 
Напомним, что «Единая Россия» объявила, что внесет поправки в действующее законодательство, увеличивающие штрафы за вождение автомобиля в пьяном виде. Также предполагается ввести уголовную ответственность за неоднократное управление машиной в нетрезвом виде, даже если это не привело к жертвам.
 
«Увеличение штрафов должно быть радикальным, ни о каких 5 тысячах (установленный сегодня штраф за управление машиной в состоянии опьянения – ред.) речи идти не может. Будет предлагаться штраф не менее 100 тысяч рублей», - заявил журналистам лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Воробьев, сообщает «Интерфакс».
 
По его словам, этот вопрос обсуждался на заседании президиума фракции.
 
Кроме того, как рассказал парламентарий, единороссы собираются предложить пожизненно лишать прав водителей или запрещать им садиться за руль на длительный период в случае совершения повторных нарушений такого рода. «Если человек неоднократно садился за руль в нетрезвом виде, будет предусмотрено и уголовное наказание, как это происходит в большинстве стран», - добавил Воробьев.
 
Как отметил депутат, сегодняшняя практика показывает: водитель, который неоднократно садился за руль в пьяном виде, получает в среднем 7,5 суток административного ареста или в лучшем случае 10 суток. «Мы эту практику исправим в ближайшее время», - отметил Воробьев.
 
Он заявил, что соответствующие поправки вскоре будут подготовлены и внесены в Уголовный и Административный кодексы.
 
В свою очередь, как передает ER.RU, депутат Госдумы Шамсаил Саралиев сообщил, что намерен в течение месяца подготовить и внести в Госдуму поправки в Уголовный кодекс (УК РФ), ужесточающие наказание для водителей, которые сели пьяными за руль.
 
По мнению парламентария, такой водитель может получить пожизненный срок, если спровоцировал ДТП с гибелью людей.
 
Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, напротив, не видит целесообразности в пожизненном наказании нетрезвых водителей, виноватых в гибели людей.
 
«Есть и такое понятие как шкала наказания. За разбои нет пожизненного срока. Нужно учитывать содеянное и его последствия», - так прокомментировал Крашенинников инициативу своего коллеги в понедельник, 24 сентября.
 
Нужно ужесточать наказание, но необходимо вводить большие штрафы, если человек сел за руль пьяным, считает он.
 
«А сажать на всю жизнь, я боюсь, мы значительно увеличим тюремное население. Надо все-таки с холодной головой подходить к поправкам в Уголовный кодекс», - сказал депутат.
 

Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая в свою очередь предлагает приравнять к убийству совершение ДТП со смертельным исходом пьяным водителем.

«Ответственность за ДТП, совершенное пьяным водителем или в наркотическом опьянении со смертельным исходом, должна приравниваться к убийству», - заявила журналистам в понедельник Яровая.

По ее мнению, вождение автомобиля в пьяном виде фактически является покушением на жизнь граждан. «Наши предложения об усилении ответственности за пьяное автомобильное убийство, по защите граждан от наркоманов и пьяниц за рулем будут носить жесткий, комплексный характер», - цитирует руководителя комитета «Интерфакс».

В дискуссию включились и в ОПРФ. Член Общественной палаты Ольга Костина считает, что надо ужесточить наказание не только пьяных водителей, но и представителей тех служб, которые за деньги выдают различные справки, необходимые для вождения автомобиля.

«Ужесточение наказания, кратное увеличение штрафов - важно, но также необходимо проанализировать и ужесточить возможность наказания для служб, которые за деньги выдают справки для водителей, которые позволяют им быть за рулем», - заявила Ольга Костина в понедельник, комментируя дорожное происшествие, в котором пьяный водитель врезался в остановку общественного транспорта, в результате чего погибли семь человек, в том числе пять подростков.
 
По ее словам, такие справки могут купить те, кому вождение противопоказано по медицинским показаниям, например если человек состоит на учете в наркодиспансере.
 
«Поэтому депутаты должны проанализировать ситуацию комплексно и ввести наказание не только для водителей, но и для тех, кто им пособничает, а нахождение в пьяном виде за рулем приравнять к уголовной статье "покушение на убийство". Здесь даже не надо дожидаться ДТП. Государству и обществу необходимо было гораздо раньше отреагировать, а не ждать очередного ЧП», - считает Костина.
 
Обсуждение данной тематики стало ответом на трагедию на Минской улице в Москве в субботу 22 сентября. Пьяный водитель автомобиля «Тойота» на полной скорости врезался в автобусную остановку и насмерть задавил семь человек: пятерых детей-сирот, воспитателя детского дома и ее супруга.
 
В минувшую субботу столичная полиция опубликовала видеозапись с водителем автомобиля. На вопрос о том, сколько он выпил перед тем как сесть за руль, задержанный, которого зовут Александр Максимов (1982 года рождения), ответил: «Пил два дня». Кроме того, он заявил, что за содеянное ему надо «застрелиться».
Комментарии экспертов
<p>Сейчас, после чудовищного преступления, совершенного в субботу, и общество, и государство не могут дальше никак не реагировать, хотя такие ДТП встречаются очень часто и по всей стране. Но, наверное, наступил какой-то предел терпения к этой странной толерантности нашего государства по отношению к преступникам, севшим за руль в нетрезвом состоянии.<br />
<br />
Разговоры о различной форме ужесточения идут уже давно. Я лично сама, например, выступала с инициативой приравнять пьяного водителя к человеку, совершившего преступление по статье «Покушение на убийство». <br />
<br />
Однако здесь необходим тщательный подход. Человек в нетрезвом состоянии не сразу становится фактически убийцей. Он, как правило, сначала совершает мелкие нарушения.  И если ему это будет сходить с рук несколько раз, он привыкнет, что за небольшие или большие деньги ему позволительно нарушать закон на дороге. Ведь дело в том, что, к сожалению, убивают на дорогах не только пьяные, но совершенно трезвые водители. И часто это происходит потому, что другие люди за деньги выдают им справки: слепым – о том, что они видящие, больным – о том, что они здоровые и так далее. Поэтому сейчас нужно говорить об упорядочении всей этой системы, нужно оценить ответственность и тех, кто выдает медицинские заключения водителям, кто продлевает или выдает права. <br />
<br />
Это большой комплексный вопрос. Я приветствую необходимость ужесточения наказания за пьянство за рулем, но нам сейчас надо успокоиться и понять, насколько у нас ответственность за любые формы нарушений на дороге соответствует опасностям, которые они несут.<br />
<br />
К тому же должны работать и другие механизмы в этой сфере. Помимо справедливого желания немедленно наказать жестоким образом человека, по вине которого в ДТП погибли люди, мы не должны забывать, что многие жертвы автокатастроф остаются на всю жизнь инвалидами, дети лишаются родителей, гибнут подростки. Государство живее бы реагировало на упорядочение ситуации на дороге, если бы было обязано всю жизнь содержать раненых и пострадавших, как это происходит, кстати, во всем мире. <br />
<br />
Поэтому для меня лично инициатива об ужесточении наказания за вождение в пьяном виде - еще одна возможность поговорить с нашими законодателями. Важно осознание, что нельзя ограничиться лишь ужесточениями. Только при комплексном подходе, который будет включать помощь пострадавшим и содействие качеству принимаемых законов, мы добьемся результатов.<br />
 </p>
<p>Пьяные водители уже давно стали настоящим бичом российских дорог, не единственным, но одним из очень существенных. Именно по их вине, как правило, происходят наиболее тяжелые аварии, особенно в крупных городах. То, что предлагается применять более жесткое наказание за пьянство за рулем - это, в общем-то, правильно. Другой вопрос, что на сегодняшний день уже есть санкция, связанная с лишением прав для пьяных водителей, а это вещь достаточно серьезная. И, насколько мне известно, коррумпированные представители ГИБДД еще несколько лет назад за неприменение этой меры с водителей требовали взятки запредельных размеров. Коррупция - это плохо, борьба с пьянством за рулем - это хорошо. Но предлагаемая мера об увеличении штрафов за алкогольное опьянение для водителей – ложка дегтя, которая может испортить всю бочку меда, то есть остальные предполагаемые статьи закона. <br />
<br />
Что до жестких уголовных санкций за преступление, которое совершено пьяным водителем и в котором присутствуют человеческие жертвы, то алкогольное опьянение и в нынешнем варианте законодательства является отягчающим обстоятельством. Это существует и в общей практике, не только в дорожной.<br />
<br />
Я считаю, что пожизненного заключение, скорее всего, лишь фигура устрашения, потому что даже за умышленное убийство нескольких человек пожизненное дают, мягко говоря, далеко не всегда. А впрочем, посмотрим. <br />
 </p>
<p>Должен отметить с сожалением, что за последние годы число преступлений на дороге, совершенных нетрезвыми водителями, серьезно не сократилось, хотя санкции для пьяных за рулем были ужесточены довольно серьезно. Как видите, апогей этого неснижения - это последняя история на Минской. О чем это говорит? Что такого негодяя, конечно, изолируют от общества на какое-то время, и спасибо, слава богу. Но послужит ли это воспитательной или профилактической мерой для других алкоголиков за рулем? Конечно же нет. Потому что это трезвому человеку можно объяснить: не садись за руль, когда будешь пьяным. И он это, наверное, понимает. А объяснить пьяному, что не нужно садиться за руль, потому что наступает серьезная ответственность, вплоть до уголовного, пожизненного срока, сложнее. Он не понимает этого, потому что он нетрезвый. Вы думаете, вот этому дяде на Минской улице можно было объяснить: не садись за руль после двух дней запоя, потому что можешь получить пожизненный срок или расстрел на Красной площади? Нет, ему этого объяснить было невозможно, потому что он был невменяемый. Поэтому устрашающие наказания как профилактическая мера работать неспособны. Но эта мера хорошо должна работать на следователей, на сотрудников ГИБДД, на врачей. Уже сегодня, чтобы отмазаться от лишения прав (речь идет не о ДТП), надо заплатить не меньше ста тысяч рублей. Если дело уже в суде находится - двести тысяч рублей. А представьте себе теперь, какова будет ситуация, если это ДТП с пострадавшими, за которое грозит уголовное наказание? Суммы будут в разы больше. Вопрос будет решаться или на месте, или в ГАИ, или у врачей. И когда пойдет речь о существенных сроках - поднимутся цены. Я думаю, что следствие обрадуется, потому что со вступлением в силу такого закона они смогут получать очень приличные деньги. <br />
<br />
Вообще, я полагаю, что прежде чем вводить какие-то страшные меры для алкоголиков, нужно упорядочить систему самого освидетельствования, решить вопрос с эндогенным алкоголем. То есть должен быть ноль промилле или допустимо ли чуть больше. И самое главное - нельзя решать, пьяный водитель или трезвый, по количеству алкоголя в его организме. Нужно смотреть, как этот алкоголь подействовал на человека. <br />
<br />
У нас сегодня существует преступная система: когда в организме обнаруживается 0,03 промилле, а водитель абсолютно адекватен, неопасен, контролирует свое поведение, его организм справился с алкоголем, он лучше нас с вами соображает и ровнее идет, но его лишают права управления автомобилем. Так вот нужно не по цифрам оценивать, а нужно оценивать по состоянию водителя пьян он или нет. Еще одна проблема: представьте себе, человек с тяжелейшего бодуна, в его организме уже нет алкоголя, но состояние его тяжелейшее. Таким нужно запрещать водить автомобиль.<br />
<br />
В Европе нередко врач вообще отстранен от проведения освидетельствования. Врач - человек заинтересованный. Более того, обратите внимание, что врач в данном случае - эксперт, он выносит экспертное заключение, но он никакой ответственности за достоверность своего заключения не несет. У нас любой эксперт несет ответственность. Эксперт предупреждается даже об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Ну, какой-нибудь там эксперт, который скажет, поцарапана была дверь во время ДТП или не поцарапана. То есть даже за это несут ответственность. Но врач-нарколог, который тоже, по сути дела, эксперт - он никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения не несет. Он даже не предупреждается об ответственности. Он может написать, что угодно - ему будут верить. Я вообще считаю, что вся система освидетельствования, как в некоторых европейских странах, должна быть возложена на тестирование с помощью приборов. И приборы должны определить, что зрачки у водителя не расширены, координация движений не нарушена, тремора нет, психофизиологические реакции в норме. Даже если есть алкоголь в организме, то разрушающе он не подействовал, по состоянию-то человек неопасен. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".