Статья
4200 3 ноября 2023 13:11

Расстановка акцентов

24 октября Постоянный комитет Палаты общин Канады по вопросам доступа к информации, неприкосновенности частной жизни и этики опубликовал доклад об иностранном вмешательстве. Документ сосредоточен на рисках, отличных от вмешательства в выборы (этой темой занимаются другие комитеты канадского парламента). 

Содержащиеся в документе оценки и рекомендации показывают, что Канада следует общемировым трендам в определении требующих повышенного внимания аспектов вмешательства. Одной из центральных тем становится использование современных технологий и цифровых платформ, а предлагаемые меры противодействия предусматривают криминализацию связанных с вмешательством правонарушений и создание реестров иностранных агентов или иностранного влияния.

В докладе иностранное вмешательство определяется как «преднамеренно скрытые, злонамеренные, подпольные и вводящие в заблуждение враждебные действия, предпринятые иностранным государством для продвижения своих стратегических интересов». Подчеркивается, что такие действия часто противоречат ценностям и интересам страны, выступающей объектом вмешательства. 

В качестве наиболее значимых тем, на которые обратил внимание Комитет, можно выделить аспекты вмешательства, связанные с технологическим прогрессом, воздействием на элиты, институциональным взаимодействием и воздействием на диаспоры.

Вмешательство и современные технологии

Канадские парламентарии обращают внимание на быстрое развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ), которое ведет к усложнению форматов вмешательства. Прогнозируется, что ИИ позволит более эффективно определять потенциальные цели для воздействия в ходе кампаний по вмешательству. Кроме того, речь идет о возможностях использования методик синтеза мультимедиа (дипфейков) для дезинформации и провокаций. 

Для противодействия этим новым технологическим угрозам в докладе предлагается обновить политику национальной безопасности с учетом угроз, связанных с использованием иностранными акторами технологий искусственного интеллекта, а также инвестировать в «стратегическую цифровую грамотность» и возможности Канады по обнаружению попыток вмешательства, проводимые с использованием ИИ.

Кроме того, отмечается, что распространение дезинформации с помощью алгоритмов определенных онлайн-платформ не должно быть разрешено, «особенно когда эта дезинформация распространяется зарубежными странами среди пользователей, которые являются гражданами других государств». Правительству Канады предлагается привлекать онлайн-платформы к ответственности за публикацию ложной или вводящей в заблуждение информации.

Создание внутриэлитных сетей влияния

В докладе выделяется три типа лиц внутри элиты, которые подвержены повышенным рискам воздействия со стороны иностранных государств: те, кто уже симпатизирует интересам иностранного государства; те, кто нейтрален и может быть привлечен к сотрудничеству; те, кто фактически является «врагами государства». В качестве инструментов воздействия выделяются подкуп, шантаж, содействие в карьерном продвижении и иные формы поддержки. 

Авторы доклада считают, что в этой связи правительству Канады следует поручить Канадской службе разведки и безопасности проводить дополнительную подготовку и информирование канадских парламентариев и государственных служащих об угрозах вмешательства, о различных тактиках, используемых иностранными субъектами, и средствах противодействия им.

Вмешательство через институциональное взаимодействие 

Речь идет о рисках сотрудничества между университетами и научно-исследовательскими центрами. В частности, упоминаются усилия по получению контроля над интеллектуальной собственностью и кадрами, а также возможность иностранного влияния посредством финансирования на тематику исследований. 

По мнению Комитета, данные угрозы могут быть купированы за счет создания реестра иностранных агентов и разработки программы повышения осведомленности об иностранном вмешательстве для использования академическими и исследовательскими институтами.

Воздействие на диаспоры 

В Канаде с особой чувствительностью воспринимают попытки вмешательства с использованием диаспор (речь идет, в первую очередь, о проживающих в Канаде китайцах и канадцах китайского происхождения). Содержащиеся в докладе оценки указывают на то, что в Канаде осознают риски, связанные со стигматизацией ряда сообществ в ходе противодействия вмешательству. В этой связи предлагается выстраивать более системную работу с диаспорами. Так, в докладе предлагается включать диаспоральные сообщества в разработку законодательных механизмов по противодействию иностранному вмешательству и учитывать то, как новые меры могут повлиять на отдельных лиц и сообщества, «уже ставшие жертвами иностранного вмешательства в Канаде».

Отдельно обращается внимание на языковые аспекты. В докладе отмечается, что некоторые диаспоры потребляют зарубежный медиа-контент из-за языковых барьеров и культурных особенностей, что создает возможности для распространения дезинформацию в этой среде. Для снижения рисков в этой сфере в документе предлагается активнее доносить информацию о государственной политике и программах на языке сообществ, подвергающихся попыткам вмешательства. 

Ключевые меры 

В документе сформулированы 22 рекомендации по противодействию иностранному вмешательству, однако наибольшее внимание обращено на два ключевых решения. 

Во-первых, предлагается включить в Уголовный кодекс Канады правонарушения, связанные со всеми видами вмешательства. Отмечается, что в настоящий момент в Уголовном кодексе или любом другом федеральном законе не предусмотрены конкретные санкции за попытки иностранного вмешательства. Эти пробелы в канадском законодательстве создают существенные сложности для привлечения конкретных людей к ответственности, в том числе иностранных агентов из числа граждан Канады, которые завербованы иностранными государствами и действуют от их имени. 

Во-вторых, предлагается как можно скорее создать «реестр иностранного влияния». Отмечается, что в Канаде в последние годы неоднократно предлагалось создать подобный реестр иностранного влияния, однако ни один законопроект не был принят. В докладе признается, что «реестр иностранного влияния» не решит все проблемы вмешательства, однако станет «надежной защитной мерой, которая обеспечила бы большую прозрачность в отношении иностранных субъектов, действующих в Канаде». 

При этом обращается внимание, что в союзных Канаде государствах практика создания реестров иностранных агентов получает все большее распространение. В частности, упоминается Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) в США, Схема прозрачности иностранного влияния в Австралии (FITSA) и предусмотренная британским Законом о национальной безопасности Схема регистрации иностранного влияния (FIRS).

Даниил Пареньков, эксперт Центра политической конъюнктуры
10 апреля 2023 Новости  Канада борется с вмешательством во внутренние дела Канадский министр по межправительственным делам, инфраструктуре и делам общин Доминик Леблан и секретарь Тайного совета и секретарь кабинета министров Дженис Шарет представили премьер-министру страны Джастину Трюдо доклад, озаглавленный «Противодействие растущей угрозе: обновленная информация о рекомендациях по противодействию иностранным Вмешательство в демократические институты Канады». 17 июня 2018 Новости  Американцы выступили против Трампа в торговой войне США и Канады Жители США в вопросах по урегулированию споров из-за торговых пошлин больше поддерживают премьер-министра Канады Джастина Трюдо, чем президента США Дональда Трампа. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Global News и Ipsos. 10 июня 2018 Новости  Советник Трампа: Трюдо нанес США удар в спину Премьер-министр Канады Джастин Трюдо своими заявлениями по окончании саммита G7 «нанес удар в спину» США. Именно по этой причине президент США Дональд Трамп отказался одобрять итоговое коммюнике.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".