Статья
21 Декабря 2012 12:47

Россия может ввести распределение выпускников вузов

<p><strong>Думский Комитет по образованию разрабатывает идею обязательного распределения выпускников вузов. Об этом сообщил глава комитета Александр Дегтярев. Депутат уточнил в интервью газете </strong><a href="http://mk.ru"><strong>«Московский комсомолец»</strong></a><strong>, что распределение выпускников не станет калькой советских времен.</strong></p>
<p>Дегтярев сказал: «Сегодняшний механизм распределения выпускников работает лишь наполовину — через договор о целевой подготовке, заключаемый муниципалитетами с вузами (на "целевые" места выделяется 15—20% бюджетных мест в вузах. — прим.ред.). Однако его условия не выполняются никем: ни муниципалитетами, лишенными реальных рычагов воздействия, ни вузами, ни выпускниками, если те не желают отрабатывать свое образование».</p>
<p>Депутат убежден: «Настало время ввести госзаказ на подготовку специалистов для российских предприятий. Однако для этого нужна не нынешняя, устаревшая, а современная, электронная биржа труда и механизм ее использования, которые, с одной стороны, не ущемляли бы права граждан, а с другой — защищали интересы государства».</p>
<p><strong>Он подчеркнул, что государство не устраивает сегодняшнее положение:</strong> «Страна тратит на образование огромные бюджетные средства: на один только год — 2,4 триллиона рублей, в том числе 600 миллионов на поддержку высшего образования. А инженер, выучившийся на эти деньги, скажем, в Бауманке, по окончании вуза идет в торговлю или не работает вовсе. Это — не дело».</p>
<p>Депутат отметил, что работа над новой моделью распределения силами думского Комитета по образованию и экспертов Агентства стратегических инициатив идет уже около полугода, и не исключено, что ее итоги будут представлены общественности в следующем году.</p>
<p>«Работодатели будут заключать контракты с вузами на подготовку специалистов за бюджетный счет (в том числе фьючерсные контракты на все 4 года обучения). А молодые специалисты — отрабатывать оговоренный срок на определенном предприятии, либо возмещать полную стоимость обучения, да еще с процентами», - пояснил Дегтярев.</p>
<p>По словам главы профильного комитета, первыми по данной схеме начнут действовать предприятия государственного сектора. Но депутат убежден, что за ними подтянутся и «самые умные частные работодатели». «И те из них, кто не пожалеют средств на такой фьючерс, останутся в выигрыше. Наша задача — увлечь в образование бизнес. Но не заставить его, а заинтриговать, чтобы участие стало выгодным», - заключил Дегтярев.</p>
<p>Он добавил, что третье, окончательное чтение законопроекта «Об образовании» пройдет в Госдуме 21 декабря.<br />
<br />
Как сообщали <strong>«Актуальные комментарии» </strong>ранее, проблемы образования в России являются предметом <a href="http://actualcomment.ru/news/48805/">непрекращающейся дискуссии в российской обществе</a>.</p>
<p>Появляются все новые и новые идеи, как адаптировать образование под  текущие потребности экономики, как оптимизировать затраты и добиться  максимальных результатов от финансовых вложений в студентов. Задача  осложняется тем, чтобы при всех новациях не потерять базу для  долгосрочного развития страны и не лишить отдельные отрасли грамотных  специалистов.</p>
<p>Еще в апреле 2012 года, на встрече с сотрудниками ОАО «Апатиты»  в Мурманской области Дмитрий Медведев предложил вернуть распределение  выпускников вузов.</p>
<div> </div>
<div>В частности, Медведев предложил заключать договоры о распределении  после окончания учебы со студентами вузов, получающих за счет бюджета  профессии врачей и инженеров. По этим контрактам молодые специалисты  должны будут отработать несколько лет в определенном месте, которое  определит институт или государство.</div>
<div> </div>
<div>Таким образом, по его мнению, удастся решить проблему нехватки  специалистов в медицине и инженерном деле. В случае отказа от  трудоустройства выпускнику-контрактнику придется возместить стоимость  обучения.</div>
<div> </div>
<div>При этом Медведев добавил, что полностью перейти к советскому  «закрепощению» специалиста – невозможно, поскольку появились  коммерческие вузы и платные отделения в образовательных учреждениях. Он  отметил, что выбор у студента в любом случае будет, передавал Росбалт.</div>
<div> </div>
<div>Вопрос, как сделать так, чтобы выпускники работали по специальности  и бюджетные деньги были потрачены на них не зря, остается на повестке  дня.</div>
<div> </div>
<div>В Совете Федерации, например,  предложили принять закон,  обязывающий выпускников вузов, не работающих по специальности, выплатить  государству стоимость их обучения, если они учились на бюджетной  основе.</div>
<div> </div>
<div>«Необходимо вернуться к системе закрепления студентов, обучающихся  на государственной основе, для работы на предприятиях и учреждениях, где  они должны будут работать по профилю», - сказал «Интерфаксу» член  комитета по образованию и социальной политике сенатор Валерий Рязанский  22 сентября.</div>
<div> </div>
<div>По его словам, сейчас стала повсеместной «практика, когда человек  учится на государственные деньги и государство рассчитывает, что он  будет работать по своей прямой специальности, принося пользу, а этот  человек идет работать в другом направлении».</div>
<div> </div>
<div>«Поэтому нужно принять закон, обязывающий выпускников, обучающихся  на бюджетные средства, работать по специальности, а в случае отказа  оплатить государству полную стоимость обучения», - считает Рязанский.</div>
<div> </div>
<div>По его мнению, должен быть подписан контракт с обоюдной  ответственностью. «Речь идет о том, что государство оплачивает твою  учебу, а ты, получив диплом, идешь работать туда, где тебя ждут, будь то  сельская больница или сельская школа», - сказал сенатор.</div>
<div> </div>
<div>«Если ты учишься за счет государства, то будь любезен - отдай часть  своей биографии государству, благодаря которому ты получил  специальность и высшее образование, которое потратило деньги на твое  образование. И нельзя превращать процесс получения высшего образования  за счет государства в этакую бездонную кормушку», - сказал Рязанский.</div>
<div> </div>
<div>Кроме того, он отметил: «Необходимо изменить соотношение  государственного заказа по бюджетным местам. Минобрнауки должно  формировать заказ на бюджетные места в соответствии с потребностями в  производстве, с увеличением бюджетных мест в технологических вузах и  сокращении бюджетных мест в гуманитарных, экономических и юридических.  Такой регулятор уже разработан».</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".