Статья
14 Октября 2010 8:31

Россия построит Чавесу АЭС

В Кремле состоялись российско-венесуэльские переговоры на уровне президентов двух стран Дмитрия Медведева и Уго Чавеса.

По итогам переговоров было подписано соглашение о строительстве Россией АЭС на территории Венесуэлы, сообщил Интерфакс. 

На пресс-конференции президент России заявил: «Мы хотим, чтобы наш партнер - Боливарианская республика Венесуэла - имела весь набор энергетических возможностей, имела энергетическую независимость и имела внутренние механизмы для саморазвития».

И в этом плане даже такая богатая страна на нефть и газ, как Венесуэла, нуждается и в новых источниках энергии», - подчеркнул Дмитрий Медведев, слова которого были встречены в зале, где находились члены делегаций двух стран, бурными аплодисментами. Он выразил надежду, что будут развиваться и инфраструктурные проекты между Россией и Венесуэлой. «Мы говорили о высоких технологиях, сегодня и впервые затронули сотрудничество в области космоса, фармацевтической промышленности».

Говоря о военно-техническом сотрудничестве стран,  российский лидер заверил, что Москва не намерена его сокращать.
«В этой сфере мы и сейчас не сбавляем оборотов», - сказал на пресс-конференции. В то же время, по словам главы государства, еще несколько лет назад Россия и Венесуэла «занимались крупными, но все-таки частными вопросами, включая военно-техническое сотрудничество».

Он добавил, что в сфере ВТС Россия и Венесуэла продолжат работать. «Но те изменения, которые произошли в экономической сфере, это очень серьезные, тектонические изменения, они покрывают практически все области взаимного интереса», - подчеркнул Дмитрий Медведев. Он отметил, что «это не просто торгово-экономические связи, это реальные инвестиции, прежде всего, - в энергетике».

Дмитрий Медведев затронул и политический вопрос. Признание Венесуэлой независимости Абхазии и Южной Осетии - свидетельство истинно дружеского отношения Каракаса к Москве, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.
«Это символ дружбы между нашими странами. Именно так ведут себя настоящие друзья: когда они обещают, то делают, а не болтают об этом», - сказал. Кроме того, подчеркнул глава государства, решение Венесуэлы установить дипотношения с Абхазией и Южной Осетией является важным элементом приобретения этими государствами правосубъектности.

Напомним, что президент Венесуэлы Уго Чавес накануне приехал в Москву с визитом. В загородной резиденции Горки он был принят президентом России Дмитрием Медведевым.  Лидеры двух стран пообщались за ужином, в котором с российской стороны также приняли участие помощник президента РФ Сергей Приходько, вице-премьер Игорь Сечин и глава МИД РФ Сергей Лавров.

До этого Уго Чавес выступил в Библиотеке иностранной литературы, где заявил, что Венесуэла нацелена на развитие мирной атомной энергетики с Россией и не намерена создавать атомную бомбу.  «Энергетическая сфера для России и Венесуэлы является стратегически важной, - подчеркнул он. - В этом вопросе Каракас будет сотрудничать с Москвой». Кроме того, «Венесуэла полностью готова к сотрудничеству в сфере нефти и газа», заверил Чавес, сообщил ИТАР-ТАСС.

На второй день визита, 15 октября президент Венесуэлы открыл закладной камень на месте установки памятника борцу за независимость Латинской Америки Симону Боливару. Церемония прошла на юго-западе Москвы на пересечении проспекта Вернадского и Университетского проспекта, в ней принимали участие врио мэра Москвы Владимир Ресин, военное руководство Венесуэлы, представители правительства РФ, Москвы, Мосгордумы, а также представители творческой интеллигенции.

Памятник Симону Боливару, который планируется поставить на месте нынешнего закладного камня в следующем году, представляет собой копию конной скульптурной композиции 1859 года итальянского скульптора Адамо Тадолини.

По Москве лидер Венесуэлы Уго Чавес передвигается на машине Лада Спорт красного цвета.

Как говорилось в материалах к визиту, Уго Чавес в Москве - девятый раз. Как сообщил Интерфаксу источник в Кремле, «российско-венесуэльские связи характеризуются в последние годы положительной динамикой; укрепляются контакты в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах».

Приоритетная задача на нынешнем этапе - увеличение количественных и качественных показателей взаимной торговли. В 2009 г. товарооборот между Россией и Венесуэлой составил 397,3 млн. долл. (этот показатель снизился в 2,4 раза по сравнению с 2008 г. (957,8 млн. долл.), в I полугодии 2010 г. объем взаимной торговли сократился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составил 78 млн. долл.), отметил кремлевский источник.

Реализацией перспективных для России и Венесуэлы проектов в нефтегазовой области занимается созданный в октябре 2008 г. «Национальный нефтяной консорциум» (в составе ОАО «Газпром», ОАО «НК Лукойл», ОАО «ТНК-ВР», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз»). Среди приоритетных направлений сотрудничества - разработка нефтяных месторождений «Хунин-6», «Хунин-3», «Аякучо-2», «Аякучо-3» (ООО "ННК"); газовых месторождений «Рафаэль Урданета», «Бланкия и Тортуга», «Марискаль Сукре» (ОАО «Газпром»); оказание сервисных услуг, включая очистку нефтешламов (ОАО «Газпром», ООО «Проминвест»); сооружение объектов нефтяной инфраструктуры в Венесуэле (ОАО «АК Транснефть»); строительство электрогенерирующих объектов, поставка оборудования (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»).

Кроме того, отмечают в Кремле, в стадии проработки находится ряд совместных инициатив в области транспорта, в т.ч. строительство судоверфи в Венесуэле (ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»); создание СП по производству рельсов (ЗАО "Псковэлектросвар"); организация танкерных перевозок (ОАО "Совкомфлот"); налаживание авиационного сообщения между Москвой и Каракасом (ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»). Планомерно ведется работа в сфере военно-технического сотрудничества. В области финансов главный вопрос на повестке дня - запуск практической деятельности Российско-Венесуэльского банка, сказал источник.

Приоритет сотрудничества в научно-технической отрасли - информационные и телекоммуникационные технологии, взаимодействие по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (планируется участие МЧС России в модернизации Национального центра по предупреждению и управлению при чрезвычайных ситуациях в Венесуэле), отметил источник.

Он добавил, что весомый вклад в расширение партнерства вносит Межправительственная Российско-Венесуэльская Комиссия высокого уровня (КВУ). Седьмое заседание КВУ состоялось в Каракасе 31 марта - 1 апреля с.г. По итогам подписано более 30 двусторонних документов в различных сферах: топливно-энергетическом и горнодобывающем комплексах, транспортной инфраструктуре, науке и технологиях, сельском хозяйстве, банковской сфере, культуре, образовании, спорте. Очередное заседание КВУ состоится в 2011 г. в Москве.

В Кремле отмечают, что положительные тенденции определились на гуманитарном направлении. Для обучения в России венесуэльских студентов ежегодно выделяется квота в объеме 50 стипендий по различным специальностям. В проработке - открытие в российской и венесуэльской столицах Центров науки и культуры.

Комментарии экспертов
<p>Основной статьей нашего сотрудничества с Венесуэлой является вооружение, продажа нашего оружия, но при этом Россия заинтересована и в энергодобыче на территории Венесуэлы. Здесь речь идёт о нефтяных месторождениях, и компания «Лукойл», в отличие от американских и других европейских компаний, имеет преференции, выраженные в большем благоприятствовании по сравнению с компаниями США и Европы.</p>
<p>Это связано, прежде всего, с геополитической позицией России, которая в целом достаточно лояльно относится к режиму Чавеса и во многом весьма позитивно оценивает некоторые его внешнеполитические инициативы. В частности, Россия открыто не критикует Венесуэлу за её конликт с соседней Колумбией, с которой эта страна уже достаточно давно находится на грани разрыва дипломатических отношений. Москва здесь старается воздерживаться от каких-либо комментариев. Это и обуславливает благоприятные позиции, которыми обладают российские компании.</p>
<p>Ещё одна сфера соприкосновения – это электроэнергетика. Здесь у России также, на мой взгляд, есть хорошие перспективы, поскольку Венесуэла рассматривает российские компании и в целом Россию как одного из крупнейших инвесторов в свою экономику.<br />
Для России Венесуэла – это не столько перспективный экономический партнёр, сколько политический партнёр и союзник. При всей неоднозначности риторики Уго Чавеса, Венесуэла занимает очень важное положение с точки зрения российских интересов в Латинской Америке, поскольку это во многом сдерживающий фактор для реставрации прежних позиций США в этом регионе.</p>
<p>Поэтому Россия сейчас заинтересована в том, чтобы эти отношения с Венесуэлой были, как и прежде, на высоком уровне. Причём здесь речь идёт не только и не столько о Венесуэле, сколько о Кубе и о Боливии и Эквадоре. Это государства т.н. анти-вашингтонского блока, которые в своей риторике ориентируются на критику политики США во многих направлениях и на лояльность по отношению к странам, которые эту позицию разделяют или по крайней мере отчасти её разделяют – это Россия и Китай в большей степени и, может быть, Иран.</p>
<p>Возможно, с рациональной точки зрения соседство России с этими странами не вполне вписывается в новую концепцию российско-американских отношений («перезагрузку»), но тем не менее, я думаю, что есть понимание определённой ограниченности этого процесса. Сейчас «перезагрузка» движется крайне медленными темпами, и ожидать от США того, что эта «перезагрузка» будет безвозмездной, не стоит. Поэтому здесь контакты с Венесуэлой – это сдерживающий фактор, пространство для манёвра для российского руководства на случай, если «перезагрузка» с США пойдёт по какому-то незапланированному направлению.</p>
<p>С общепринятой западной точки зрения политическое поведение Чавеса не вписывается в сложившиеся стереотипы, то есть это достаточно эксцентричный политик, который может часами вещать народу о ситуации в Венесуэле. Конечно, это политик, который не терпит компромиссов. Его режим достаточно агрессивен как во внутренней, так и во внешней политике. Во многом он определяет не только политический, но и экономический курс развития страны. Поэтому он так неприятен в западных кругах.</p>
<p>Но я думаю, что российскому руководству не привыкать иметь дело с подобного рода политиками, не в обиду ему сказано. Здесь речь идёт ещё и о Александре Лукашенко, и о Махмуде Ахмадинежаде. В принципе, тут для нас нет ничего нового и ничего трудного и проблематичного. Россия, как правило, никогда не говорила о необходимости внедрения демократических принципов за своими пределами, и это во многом даёт нам преимущество при общении с подобного рода политиками.</p>
<p> </p>
<p>В атомной энергетике существует колоссальная конкуренция, которая носит не только чисто экономический и коммерческий характер. Это очень деликатная сфера. Здесь есть и пугалки, и политические механизмы, потому что существуют вопросы безопасности, которыми можно спекулировать достаточно широко в политическом плане. На самом деле они никаким образом не подчиняются какой-то универсальной шкале.</p>
<p>В связи с этим понятно, что у нас есть преимущество в тех странах, которые находятся в специфических отношениях с Западом. У нас были контракты в Иране. С Ираном сейчас есть проблемы. Они и тогда там были. Мы пришли в Иран только после того, как бушерский проект был брошен французами и немцами, которые им занимались.</p>
<p>Теперь у нас есть контракты в Венесуэле – тоже понятно, почему. Это не значит, что наша гражданская атомная энергетика ущербна. Это значит, что там мы имеем возможности блокировать политическое давление конкурентов.</p>
<p>В Китае, например, или в некоторых странах Латинской Америки у нас могут быть перспективы. Почему в Китае? Китай – абсолютно конкурентная страна, но Китай свободен от диктата, он волен выбирать, как он хочет.</p>
<p>Страны выбирают сотрудничество по атомной энергетике не по экономическим, а именно по политическим причинам. Например, говоря не про атомную энергетику, кубинцы склонны чаще заключать контракты с европейскими компаниями (поскольку это является для них прорывом блокады), чем с российскими, даже на одинаковых условиях.</p>
<p>Или, например, Индия настроена расширять сотрудничество в атомной сфере, поскольку Индия, как страна, недавно прорвавшую блокаду, связанную с индийской ядерной программой, тоже хочет сбалансировать себя. В этом плане с Россией и так всё хорошо, поэтому интереснее приобрести и с технологической, и с политической, и с коммерческой точки зрения контракты конкурирующей стороны.</p>
<p>На самом деле это очень важно для атомной отрасли. У нас сейчас есть достаточно большая внутренняя программа строительства в атомной энергетике, которая постоянно испытывает давление бюджетных ограничений. Когда в жирные годы программа была грандиозной, потом, я думаю, она секвестрировалась.</p>
<p>А для атомной энергетики очень важное значение имеют объёмы. Если вы вводите один энергоблок в несколько лет, у вас этот энергоблок становится золотой. А если вы вводите 20, то он становится высокоэффективен. То есть когда в атомной энергетике у вас единичного масштаба объекты, то теряется смысл поддержания всего комплекса атомной промышленности, экономически он становится некой обузой. Поэтому здесь очень важно поддерживать объёмы.</p>
<p>Поэтому идёт страшная борьба за все эти контракты, и понятно, что это очень важно. Может быть, в стратегическом плане это даже важнее и интереснее, чем нефтяные контракты.</p>
<p>Что касается политических рисков, то какие они тут могут быть? Длинные контракты такого рода снижают политические риски. Политические риски есть всегда и везде. Всегда есть политический риск, что в России произойдёт революция и установится диктатура пролетариата. Теоретически этого невозможно исключить. Тоже политический риск. Поэтому можно не заключать контракт с Венесуэлой на строительство атомной станции. И т.д.</p>
<p>Вопрос в том, увеличивает ли это действие политический риск или снижает. На мой взгляд, оно снижает политические риски, в том числе и с точки зрения сотрудничества с Венесуэлой. Предположим, в Венесуэле даже сменится политический режим. Но если будут длинные выгодные контракты не только в нефтегазовой области, которые быстро переключаются, а в областях высокотехнологического сотрудничества, то есть гораздо большая вероятность, что при любых изменениях экономические отношения и контракты сохранятся.</p>
<p>Например, Ирак. У нас были колоссальные позиции в Ираке, но они были очень одномерные. Они были связаны с продажами оружия (потом, когда было эмбарго, оружие мы продавать прекратили) и с какими-то соглашениями по нефти, которые все рухнули вместе со сменой режима.</p>
<p>А если есть многостороннее сотрудничество, то куда от него деться? Тот же Иран нас позвал в Бушер только потому, что его бросили предыдущие операторы проекта. У них не было никакого другого варианта: либо вообще его закопать, либо продолжать с нами. Я не думаю, что мы бросим что-то. Я совершенно не считаю, что Чавес здесь проходная фигура. Он доказал свою устойчивость. Американцы, по большому счёту, от него отстали.</p>
<p> </p>
30 Марта 2017 Новости  Россия и Белоруссия не смогли договориться Москва и Минск не смогли урегулировать газовый спор по итогам переговоров премьер-министров двух стран. Глава Минэнерго Александр Новак подчеркнул, что Белоруссия демонстрирует недостаточно конструктивную позицию  и не готова погасить значительный долг. 28 Марта 2017 Новости  Сечин совершил рабочий визит в Египет Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин посетил Египет, чтобы вместе с представителями двух других крупнейших нефтегазовых компаний планеты обсудить с египетскими властями и партнёром по проекту вопросы освоения газового месторождения Zohr. 22 Марта 2017 Новости  «РН-Пурнефтегаз» отмечает рекорд Один из основных центров газодобычи НК «Роснефть» в Ямало-Ненецком автономном округе «РН-Пурнефтегаз» добыл 100 миллиардов кубометров газа. Рост добычи газа основан на успешной реализации целевой газовой программы.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".