Статья
1335 24 августа 2011 13:41

Российский газ пойдет в Корею

Президент РФ Дмитрий Медведев и лидер КНДР Ким Чен Ир приняли решение создать спецкомиссию для определения параметров сотрудничества в газовой сфере между Россией, Северной Кореей и Республикой Корея.

«В том, что касается газового сотрудничества, результаты есть. Мы дали поручение нашим ведомствам создать специальную комиссию для того, чтобы она уже определила конкретные параметры сотрудничества в двустороннем порядке по транзиту газа через территорию КНДР и, соответственно, подключению к этому проекту Республики Корея», - заявил Дмитрий Медведев по итогам переговоров с Ким Чен Иром.

По его словам, Северная Корея заинтересована в трехстороннем газовом проекте - Россия - Северная Корея - Республика Корея. «Насколько я понимаю, КНДР заинтересована в реализации такого рода трехстороннего проекта с участием РФ и Южной Кореи», - сказал Медведев.

Президент России заявил, что Россия готова в случае необходимости увеличивать объемы транспортировки газа по проекту трубопровода с участием РФ, КНДР и Республики Корея.

«Общий объем транспортировки в год составляет до 10 млрд кубометров, но, соответственно, если будет спрос, то мы готовы к расширению этого потенциала, этих объемов», - заявил Медведев.

Он подчеркнул, что трубопровод составляет более 1100 км и значительная его часть, протяженностью 700 км, приходится на территорию КНДР.

Дмитрий Медведев поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру вплотную заняться проблематикой газового проекта при участии России, КНДР и Республики Корея. «Так что будем надеяться, что получится хороший проект», - заявил президент.

Кроме газового вопроса, обсуждалось и возобновление переговоров по ядерной проблематике.

КНДР готова вернуться к шестисторонним переговорам без предварительных условий, в ходе которых Северная Корея готова будет решить вопрос о введении моратория на испытание и производство ядерного оружия, заявила пресс-секретарь президента РФ Дмитрия Медведева Наталья Тимакова.

«Они подтвердили готовность вернуться к переговорам без предварительных условий, в ходе которых они будут готовы решить вопрос о введении моратория», - сказала она.

Комментарии экспертов

Идея создания газопровода, соединяющего две Кореи - конечно, красивая. Таким образом Россия могла бы решить одну из абсолютно неразрешимых проблем мировой политики, о которую сломали зубы и США, и Южная Корея. Я имею в виду ядерную программу Северной Кореи. Каким образом можно сдвинуть вопрос с мертвой точки? Предложить Северной Корее какой-то эффективный проект, в обмен на который Северная Корея либо увеличит прозрачность своей ядерной программы, либо вообще от нее откажется.

Таким образом, сама идея такого газового проекта, предложенная Россией, выглядит очень симпатично. Ведь Россия не просто предлагает какие-то абстрактные вещи, а совершенно реальный проект, который может нормализовать отношения между двумя Кореями и в целом решить глобальную проблему ядерной программы Северной Кореи, которая держит в страхе всех соседей, так как они не знают, есть у КНДР ядерное оружие или нет. А ведь в таком страхе жить крайне неприятно.

С другой стороны, конечно, есть вопрос относительно того, нужно ли здесь мешать политику с газовым бизнесом. Да, безусловно, есть и бизнес-составляющая у этой идеи. Понятно, что в Южной Корее будет расти спрос на газ, как и в целом по азиатско-тихоокеанскому региону, а Россия уже фактически завершила строительство газопровода «Сахалин-Владивосток».

Официально этот газопровод нужен для поставок газа на внутренний рынок, но очевидно, что пропускная свободность этой трубы - слишком большая. Понятно, что отсюда и возникла идея построить газопровод через Северную Корею.

Но у этого проекта есть большие риски, на мой взгляд. На самом деле, есть одна логика, которую предлагают Россия и Южная Корея. Выглядит эта логика примерно так: мы построим трубу, так как у Северной Кореи сейчас нет денег, эта труба будет приносить (по предварительным оценкам) 100 миллионов долларов в год транзитных денег (эти деньги просто необходимы Северной Корее, потому что страна находится на грани экономического коллапса), поэтому Северная Корея будет вести себя хорошо, не безобразничать. К тому же, этот проект сможет каким-то образом интегрировать Южную и Северную Кореи.

Но я думаю, что на самом деле Ким Чен Ир может повести себя по-другому. Так сказать, по-украински. То есть трубу построят, а дальше руководство скажет: «Спасибо ребята, а теперь мы хотим еще это и вот это, иначе перекроем газ». Ведь, на самом деле, газопровод может стать легким способом давления на Южную Корею.

Мы также задумываемся о газификации Северной Кореи. А имеет ли смысл газифицировать ее, если страна находится в предбанкротном состоянии? Не будет ли это повторением ситуации на юге России, где мы видим в некоторых регионах интенсивную газификацию, а при этом у них имеется фантастический долг перед «Газпромом». И никто не знает, что с этим делать.

Поэтому, идея такого газопровода, на мой взгляд, выглядит с политической точки зрения красиво, но я отношусь к категории более осторожно мыслящих людей и поэтому считаю, что пока с трубой через Северную Корею горячиться не нужно.

При этом о рынке Южной Кореи, безусловно, думать необходимо. На мой взгляд,  пока следует сделать акцент на строительстве завода СПГ в районе Владивостока, на конечной точке трубы, раз уж мы ее построили. И это позволило бы нам выходить и на рынок Южной Кореи и Японии, и на рынок Китая. Ведь у СПГ в этом плане будут более гибкие варианты поставок.

А в газопровод, объединяющий Кореи, как я понимаю, инвестировать придется в основном России. И в первую очередь нужно учесть, что Северная Корея - очень непредсказуемый партнер.

Я думаю, это - как раз тот случай, когда нужно семь раз отмерить, а потом какие-то действительно реальные действия предпринимать.

Я думаю, что достигнутые договоренности в результате переговоров Дмитрия Медведева и Ким Чен Ира прорывом назвать нельзя.

Переговоры по теме ядерной программы КНДР уже давно ведет с Южной Кореей. Встрече глав Северной Кореи и России предшествовали консультации по линии оборонных ведомств, так что я думаю, что произошло не более, чем подтверждение ранее принятых Пхеньяном на себя обязательств.

Руководство КНДР в дискуссии с Россией еще раз подтвердило то, что оно намерено делать и уже делает. Наибольший вклад в достижение данного промежуточного результата, если его можно так назвать, внесли представители Южной Кореи. Потому что именно они, несмотря на очень серьезную напряженность в отношениях, особенно после прошлого года, сопряженного с целым рядом всем известных и резонансных инцидентов, смогли все таки найти в себе политическое мужество и желание сесть за стол переговоров с людьми, которые не скрывают желания спровоцировать открытый вооруженный конфликт.

И, конечно, посредническая миссия Китая также оказала весомую роль. Руководство Китая вело с начала года интенсивные переговоры на всех уровнях по вопросу того, чтобы содействовать смягчению позиций КНДР и заставить руководство республики возобновить переговорный процесс.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".