Статья
26 Апреля 2017 14:36

Российско-американский формат

Российско-американский формат
Фото: mil.ru

21 апреля американское издание BuzzFeed News сообщило, что администрация Трампа подбирает кандидатуру на должность специального посланника, который будет находиться в коммуникации с помощником президента России Владиславом Сурковым по конфликту в Донбассе.

Договоренность о возобновлении работы дипломатического канала России и США по урегулированию на востоке Украины была принята во время визита госсекретаря Рекса Тиллерсона в Москву 11-12 апреля.

При администрации Обамы функционировал канал переговоров, в котором Соединенные Штаты представляла помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. В компетенцию американского дипломата входило преодоление противоречий между Москвой и Киевом относительно порядка имплементации Минских соглашений. Этот формат работал параллельно «нормандской четверке» и минской Контактной группе.

Администрация Обамы обладала полной информацией о ходе мирного процесса в Донбассе с самого его начала. В соответствии с устными договоренностями «нормандская четверка» на регулярной основе информировала Вашингтон о переговорах, позициях сторон и достигнутых соглашениях.

Нуланд прибегла к возможностям челночной дипломатии, когда после первого года реализация минского Комплекса мер зашла в тупик. Тогда Соединенные Штаты всерьез думали о присоединении к «нормандскому формату» (Россия-Германия-Франция-Украина) или о возвращении к «женевскому формату» (США-ЕС-Украина-Россия), но в итоге «четверка» из-за позиции Берлина согласилась лишь на ограниченное участие Вашингтона. Американцы попытались найти точки соприкосновения между Россией и Украиной в рамках другого дипломатического трека. В первый раз Сурков и Нуланд встретились 15 января 2016 года в городе Пионерске в Калининградской области. После этого состоялось еще несколько встреч.

После года переговоров стартовые позиции двух стран о конфликте в Донбассе не изменились. Нуланд давала четко понять, что администрация Обамы рассматривает Минские соглашения как инструмент ухода России из Донбасса без потери лица. Москва полагала, что полная имплементация договоренностей возможна только при условии принуждения Киева к участию во всеобъемлющем политическом процессе, в том числе с трансформацией украинской государственности, которую правящая украинская элита считала и считает несоответствующим своим интересам.

Тем не менее Вашингтон и Москва считали этот канал коммуникации конструктивным и полезным для понимания друг друга и сближения позиций двух стран по урегулированию конкретных вопросов, возникающих в ходе мирных переговоров.

В то же время украинская сторона изначально относилась к нему настороженно. Нуланд во время визита в Киев просила от украинских политиков ясности относительно дальнейших шагов по реализации политического блока Минских соглашений. Украинские власти опасались, что американский дипломат хотела привезти хорошие новости в Москву, ради чего была готова перейти к ультимативной риторике в отношении Киева.

Судя по информации в американских СМИ, в настоящий момент речь идет о назначении специального посланника. Нуланд курировала большое направление в Госдепе. В ее сферу ответственности входила вся Европа, Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Кавказ и Турция. В связи с этим, кроме украинского кризиса, она была погружена в решение множества других вопросов.

Должность специального посланника предполагает, что он посвятит все свое время исключительно урегулированию конфликта в Донбассе. Спецпосланник будет находиться в постоянных консультациях с Москвой и Киевом, регулярно посещать Россию и Украину и общаться с высокопоставленными чиновниками обеих стран. С украинской стороны его визави, скорее всего, станет заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев, который курирует Минский процесс у Порошенко.

Согласно американской дипломатической практике, спецпосланник отвечает за координацию политики по вверенному ему направлению внутри Госдепа, напрямую подчиняется госсекретарю и докладывает ему о ходе переговоров. Однако бывали и случаи, когда он приобретал большое влияние и фактически определял политику США в рамках своей сферы ответственности, замыкая на себя межведомственные цепочки принятия решений.

В свое время должности спецпосланников занимали такие выдающиеся американские дипломаты, как архитектор Дейтонских соглашений Ричард Холбрук (работал спецпосланником по Афганистану и Пакистану в первой администрации Обамы), многолетний участник переговоров по урегулированию арабо-израильского конфликта Деннис Росс (спецпосланник по Ближнему Востоку в администрации Клинтона), один из авторов Соглашения Страстной Пятницы в Северной Ирландии Джордж Митчелл (спецпосланник по Северной Ирландии в администрации Клинтона и спецпосланник по Ближнему Востоку в администрации Обамы).

В случае назначения спецпосланника и поскольку процесс урегулирования конфликта в Донбассе затрагивает разноплановые вопросы (политические, военные, экономические и гуманитарные), Госдепартамент сможет побороться за ведущую роль в администрации Трампа по определению политики в отношении Украины. Напомним, при Обаме работал параллельный канал, который вел вице-президент Джозеф Байден. В любом случае в результате назначения спецпосланника Тиллерсон получит шанс усилить свою роль в администрации Трампа и роль своей формирующейся команды в конкуренции с аппаратом Совета по национальной безопасности, в котором Европой и Евразией занимается Фиона Хилл. Возможно, последняя будет освобождена от микроменеджмента и сможет больше уделять внимание стратегическим вопросам.

Сейчас, как и в январе 2016 года, действующие форматы переговоров – Контактная группа в Минске и «нормандская четверка» – переживают не лучшие времена. За более чем два года дипломатического процесса имплементация минского Комплекса мер, по сути, так и не смогла преодолеть первый пункт. Стороны конфликта удерживает от возобновления крупномасштабных боевых действий достигнутый военный паритет, а не эффективная дипломатия. В настоящий момент есть веские основания сомневаться в том, что указанные форматы в состоянии управлять ситуацией на линии соприкосновения.

К возможному возобновлению канала коммуникации Вашингтона и Кремля по минскому процессу следует относиться с осторожным оптимизмом. Противоречия между Россией и США, касающиеся понимания сути конфликта в Донбассе и своих интересов в нем, слишком велики, чтобы преодолеть их с помощью появления отдельного, пусть и квалифицированного переговорщика.

Однако миссия специального посланника по конфликту в Донбассе может рассчитывать на успех лишь в том случае, если удастся достигнуть конкретного продвижения в направлении возобновления политического процесса. В «нормандском формате» Германия и Франция фактически встали на сторону Украины в вопросах безопасности, а политическая подгруппа в Минске блокируется Киевом. Как следствие, Россия и республики не высказывают заинтересованность в поиске компромиссных решений. Российские официальные лица неоднократно подчеркивали, что разрешение проблемы наделения Донбасса особым статусом является отправной точкой для прогресса во всех остальных вопросах, включая вопросы безопасности.

Вместе с тем, нельзя исключать, что в случае успешного продвижения этого диалога в повестку может вернуться тема «большой сделки» между Трампом и Путиным. Текст минского Комплекса мер и другие подписанные соглашения содержат лакуны и оставляют простор для интерпретации. Кроме того, интересы России и США сейчас конфликтуют в различных точках земного шара (Украине, Сирии, Иране, Северной Корее) и шаг в одном регионе может вызвать ответную реакцию в другом. Поэтому в ходе переговоров неизбежно будут выдвигаться предложения и инициативы, отсылающие как к необходимости адаптации различных аспектов украинской внутренней политики и государственности к мирному процессу, так и к более широкому международному контексту всеобъемлющего урегулирования конфликта.

Администрация Трампа неоднократно подтверждала, что конфликт на востоке Украины является серьезным препятствием для налаживания российско-американских отношений. Поэтому появление специального посланника по Донбассу будет говорить о том, что Соединенные Штаты действительно поднимают прекращение конфликта в иерархии своих внешнеполитических приоритетов и заинтересованы в том, чтобы убрать эту проблему из повестки двусторонних отношений. В противном случае она и дальше будет создавать препятствия для продвижения диалога с Москвой по другим важным для Вашингтона направлениям. Возможно, вопрос с назначением спецпосланника будет решен до встречи «двадцатки» в Гамбурге 7-8 июля. В таком случае Путин и Трамп смогут согласовать детали и повестку будущих контактов между своими представителями.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".