Статья
24 Сентября 2010 0:00

Рубль - во власти спекулянтов

<p>Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев на пленарном заседании Госдумы представили отчет правительства и информацию Банка России о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за первое полугодие 2010 года.</p>
<p>Россия в сравнении с другими странами добилась большего успеха в мерах по поддержке населения во время кризиса. Об этом заявил первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов, выступая перед депутатами Госдумы в рамках отчета правительства по антикризисной программе за первую половину 2010 года, сообщает корреспондент «Актуальных комментариев».<br />
<br />
«Этого не удалось достичь в других, в том числе высокоразвитых экономически, странах», - заявил Шувалов.<br />
<br />
«Доходы населения в течение всего 2009 года и и в текущем периоде 2010 года постоянно растут. Реальные доходы населения к настоящему периоду в 2010 году выросли на 5,6%. А рост заработной платы в настоящий момент составляет 5,1%», - пояснил Шувалов депутатам.<br />
<br />
Поэтому, по мнению первого вице-премьера, главная цель правительства в кризисный период - сохранение социальной стабильности и заложение новой основы экономического роста - достигнута.<br />
<br />
Переговоры по присоединению РФ к ВТО могут быть завершены в ближайшие недели, заявил первый вице-премьер РФ.<br />
<br />
«Еще раз подтверждаю, что мы завершаем в ближайшие дни, может быть недели весь пакет вопросов, которые должны были решить в ходе переговоров с нашими основными партнерами по ВТО», - сказал он.<br />
<br />
По словам Игоря Шувалова, чтобы полностью подготовиться к присоединению к ВТО, РФ необходимо еще принять ряд законодательных актов. Он отметил, что комитетами Госдумы уже проведена работа по подготовке законопроектов к принятию во 2- м и 3-м чтениях.<br />
<br />
В настоящее время, по его словам, ведутся активные переговоры с США и ЕС. «Мы свою часть работы завершим в ближайшие дни-недели», - сказал он. «Сегодня в Женеве пройдут переговоры по оставшимся двум незначительным вопросам, я надеюсь на то, что эти переговоры будут закончены принятием компромиссных разумных решений», - заявил первый вице-премьер.<br />
<br />
При этом Шувалов отметил, что «если будут выдвигаться новые необоснованные требования, либо будут вскрываться пакетные соглашения, которые есть на сегодня и вся та многолетняя работа, которая была проведена будет меняться, будут выдвигаться к ней новые требования, то мы будем считать это некими политическими факторами - к реальной экспертной работе это не будет иметь никакого отношения».<br />
<br />
В свою очередь, выступая в Госдуме, глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев затронул проблемы российской национальной валюты, отметив, что ослабление курса рубля в сентябре во многом вызвано спекулятивными факторами.<br />
<br />
«К числу возможных причин некоторого ослабления рубля в последние месяцы я бы отнес, прежде всего, тенденцию снижения профицита текущего счета платежного баланса в результате быстрого роста импорта. Немаловажную роль, особенно в последние дни, сыграли и чисто спекулятивные факторы», - сказал он.<br />
<br />
Отвечая на вопросы депутатов Госдумы, Сергей Игнатьев заявил, что дополнительный налог на банки, как и ожидалось, в обозримом будущем в России вводиться не будет.<br />
<br />
«Мы ведем консультации с правительством. Пока принято решение этот налог не вводить», - сказал глава ЦБ РФ.<br />
<br />
Вопрос о введении налогов и сборов на банковскую деятельность, которые ряд стран G8 предлагали ввести в качестве компенсации или страхования расходов государства на поддержку банков в период кризиса, обсуждался во время встречи лидеров стран «Группы восьми» в июне. Уже тогда представители РФ говорили, что Россия сомневается в целесообразности введения таких налогов.</p>
<p>Как отмечали ранее «Актуальные комментарии», 23 сентября правительство РФ рассмотрело проект закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годы», а также прогноз социально-экономического развития РФ и проект основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) на эти годы.</p>
<div style="text-align: justify;">Глава правительства РФ Владимир Путин сообщил, что принципиально новым направлением в бюджете ближайших двух лет станут программы модернизации здравоохранения общей стоимостью 460 млрд рублей.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">«В 2011 году предполагается использовать 216 млрд рублей и в 2012 г. - 244 млрд рублей», - сообщил Путин на заседании правительства РФ, передает <a href="http://www.interfax.ru/">«Интерфакс».</a></div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Из общей суммы, по словам премьера, 300 млрд планируется направить на ремонт, модернизацию медицинских учреждений и оснащение их необходимым оборудованием.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Кроме того, добавил он, 136 млрд рублей будет направлено на повышение финансовой обеспеченности и стандартов оказания медицинской помощи, еще 24 млрд рублей - на информатизацию здравоохранения в целом.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">«Сейчас мы требуем от субъектов Федерации детальных и хорошо просчитанных планов использования этих средств, чтобы уже в будущем году граждане могли почувствовать реальные перемены к лучшему в качестве медицинского обслуживания», - сказал Путин.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">При этом он подчеркнул, что есть понимание того, что существует «определенная инерция и, так вот, с сегодня на завтра не рассчитываем увидеть кардинальные изменения». «Но я абсолютно убежден в том, что если мы будем работать напряженно и эффективно использовать эти средства, страна наши усилия, направленные на улучшение системы здравоохранения, почувствует», -  отметил премьер-министр.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Он также сообщил, что 135 млрд рублей будет направлено на реализацию национального проекта «Здоровье» - «дополнительные выплаты участковым врачам и медицинским сестрам, помощь при ДТП, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях».</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">В нацпроекте появятся и дополнительные мероприятия, прежде всего они связаны с улучшением медицинской помощи новорожденным детям и матерям.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">На модернизацию и развитие экономики и инфраструктуры в 2011 году будет выделено 1,6 трлн рублей из федерального бюджета, заявил глава правительства.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">«Конечно же, бюджет сохранит свою роль важнейшего инструмента модернизации и развития экономики и инфраструктуры. На эти цели в 2011 году направляется 1,6 трлн рублей», - сказал он.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Особое внимание премьер-министр уделил решению о создании дорожных фондов. «Используя этот механизм, мы сможем направить на ремонт и строительство дорог 387 млрд рублей, что на 20% больше, чем в 2010 году», - отметил Путин.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Кроме того, по его словам, на развитие науки и технологий в 2011 году выделяется 178 млрд рублей, на проект «Информационное общество» - 89 млрд рублей, на космическую программу - 115 млрд рублей, на атомную энергетику - также 115 млрд рублей.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Также, по словам премьера, в числе приоритетов по-прежнему остается поддержка таких отраслей, как авиастроение (48 млрд рублей) и судостроение (14 млрд рублей).</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Кроме того, на мероприятия по энергосбережению в 2011 году будет предусмотрено 7 млрд рублей. «Таким образом, требования закона о повышении энергоэффективности будут подкреплены целевым финансированием из федерального бюджета», - отметил премьер-министр.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Путин напомнил, что правительство внесет в Госдуму законопроект о бюджете до 1 октября. Он поручил Минфину и другим федеральным органам исполнительной власти «незамедлительно начать подготовку подзаконных актов и конкурсной документации, необходимых для реализации конкретных бюджетных программ, чтобы уже с 1 января мы могли начать по ним конкретную работу».</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Правительство рассчитывает, что рост экономики в первую очередь станет причиной для сбалансированности бюджета страны в будущем.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">«Именно ее (экономики) качественное развитие, а вовсе не нефтяная рента и не сырьевая конъюнктура должны дать большую часть дополнительных доходов бюджета», - заявил Путин.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Он напомнил, что в 2011 году доходы бюджета планируются в объеме 8,8 трлн рублей, расходы - на уровне 10,6 трлн рублей. Дефицит составит 1,8 трлн рублей, что составляет 3,6% ВВП.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Это, подчеркнул глава правительства, существенно ниже уровня текущего года, по итогам текущего года ожидается на уровне 5,3% ВВП.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">«Линия на сокращение дефицита будет продолжена и в дальнейшем. К 2013 году он станет меньше, чем 3% ВВП, а затем мы добьемся и "нулевого" дефицита, а может быть, и раньше», - сказал Путин.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">В проект бюджета на 2011 год закладывается текущая стоимость нефти - 75 долларов за баррель, добавил премьер.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">В.Путин отметил, что свою роль в увеличении доходов в будущем должны сыграть те решения, которые были приняты в налоговой сфере: в данном случае речь идет о повышении ставок НДПИ, индексации акцизов, корректировке ставок платежей в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">«Соответствующие законопроекты мы также должны сегодня одобрить, предусмотрев в них меры, смягчающие рост налоговой нагрузки - имею в виду снижение транспортного налога и введение льготных ставок социальных взносов для средств массовой информации и малых внедренческих высокотехнологичных предприятий», - сказал Путин.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">Он подчеркнул, что в рамках бюджетного процесса предстоит решить несколько задач. Во-первых, гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами и продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры. Еще одна задача, по словам премьер-министра, сохранить макроэкономическую стабильность.</div>
<div style="text-align: justify;"> </div>
<div style="text-align: justify;">«Считаю, что в результате нам удалось найти разумный баланс между всеми этими ключевыми задачами», - подчеркнул Путин.</div>
<p>В пресс-релизе к заседанию, размещенном на сайте правительства РФ, отмечалось, что дефицит бюджета РФ в 2011 году планируется в размере 1,814 трлн рублей, или 3,6% ВВП, в 2012 году - 1,734 трлн рублей, или 3,1% ВВП, в 2013 году - 1,795 млрд рублей, или 2,9% ВВП.</p>
<p>Доходы прогнозируются в размере 8,844 трлн рублей, или 17,6% ВВП, в 2012 году - 9,502 трлн рублей, или 17% ВВП, в 2013 году - 10,379 трлн рублей, или 16,8% ВВП. Расходы в 2011 году могут составить 10,658 трлн рублей, или 21,2% ВВП, в 2012 году - 11,237 трлн рублей, или 20,1% ВВП, в 2013 году - 12,174 трлн рублей, или 19,7% ВВП.</p>
<p>Данные параметры бюджета основываются на умеренно оптимистичном варианте прогноза социально-экономического развития, который является инвестиционно обусловленным. Так, в соответствии с ним цена на нефть Urals прогнозируется в 2011 году в размере $75 за баррель, в 2012 году - $78 за баррель, в 2013 году - $79 за баррель. Рост ВВП запланирован в 2011 году в размере 4,2%, в 2012 году - 3,9%, в 2013 году - 4,5%.</p>
<p>В соответствии с проектом ДКП, правительство и ЦБ РФ определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю). Этой цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году, говорится в документе.</p>
<p>Правительство также рассмотрит проект основных направлений долговой политики РФ на 2011-2013 годы. В соответствии с этим документом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6% ВВП в 2011 году до 17,4% ВВП в 2013 году.</p>
<p>Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках. В целом же решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, успешности решения задачи развития внутреннего рынка госдолга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего, низкого уровня инфляции.</p>
<p>На внутреннем рынке Минфин намерен, в частности, размещать облигации со сроком обращения до 1 года, а также долгосрочные облигации - на 10 и более лет.</p>
<p>На рынке внешних заимствований Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних облигаций, наряду с 5- и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить как долларовые облигации, так и облигации, номинированные в евро.</p>
<p>Предусматривается также создание Российского финансового агентства, которое будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние заимствования, проводить операции с долговыми бумагами на вторичном рынке и инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов.</p>
<p>В области госгарантий Минфин предлагает предоставлять не только бесплатные, но и платные госгарантии. При этом Минфин считает целесообразным резервировать в бюджете средства на исполнение гарантий не в полном объеме, а в зависимости от уровня риска.</p>
Комментарии экспертов
<p>После некоторого секвестра 2009 года и проблем, связанных с финансированием отдельных программ, бюджет в 2011 годы выглядит более сбалансированным. Помогла внешняя конъюнктура. Сырьевые цены выправились, в некоторых случаях даже серьезно выросли. Речь идет о некоторых металлах, прежде всего.</p>
<p>Повышена эффективность госрасходов на фоне сокращения в некоторых министерства, кроме того, запланирована программа крупных сокращений – более чем на 100 тыс. Таким образом, благоприятная конъюнктура и повышение эффективности привели к изысканию дополнительных доходов.</p>
<p>Социальные расходы и стратегические программы при этом в бюджете не урезаются – к ним относятся все пенсионные обязательства, обязательства перед бюджетниками, инициативы, направленные на обеспечение жильем представителей  социально незащищенных слоев населения.  К глобальным инвестиционным проектам относятся два – Сочинский и АТЭС. <br />
В остальных направления может быть также серьезное увеличение. Например, большие цифры представлены по закупкам вооруженной техники. Но этот костяк, связанный с социальными расходами и стратегическими проектами, в целом не трогают. Судя по предварительным вариантам бюджета, их не тронут и на этот раз, тем более возможности для маневров достаточно много. Во-первых, есть программа приватизации, которая предполагает продажу пакетов стратегических компаний  - Роснефти, ВТБ. Это достаточно большие суммы, которые можно привлечь в ближайшие несколько лет.</p>
<p>Кроме того, есть возможность заимствования на внешних рынках. У РФ хорошие показатели по кредитоспособности, эти возможности могут составлять до 8 млрд. долл. в год. Есть еще программы заимствования на внутреннем рынке, но это в экстренном случае.</p>
<p>Также может быть использован такой инструмент как изменение курсовой политики. Серьезное ослабление рубля может значительно увеличить валютные резервы и внебюджетные фонды, что позволит изыскать еще дополнительные средства для покрытия дефицита и поддержки российских компаний.</p>
<p>В предвыборный год серьезных проблем именно на федеральном уровне с бюджетными расходами не предвидится.  Могут возникнуть проблемы в регионах, но они будут купированы за счет трансфертов федерального бюджета.</p>
<p> </p>
<p>Я думаю, что ситуация относительно благоприятна и по экономическому росту, и по уровню жизни населения, и по производительности труда, и по безработице, которая относительно невысока. Конечно, есть проблемы.<br />
Бюджетный дефицит достаточно существенный, в связи с пожарами сейчас усилилась инфляция. Но, в принципе, страна вышла из кризиса.</p>
<p>В других странах есть ситуации более благоприятные, есть менее благоприятные. Мне кажется, что Россия в числе немногих стран, где ситуация стабилизировалось. На фоне кризиса в южной Европе, на фоне некоторых других стран, ситуация в России выглядит вполне благополучно.</p>
<p>Думаю, что социальная направленность бюджета сохранится. При том, что социальные расходы в 2011 году несколько сократятся, социальная направленность бюджета несомненно сохранится. И курс на модернизацию, который провозглашен, и антикризисное регулирование, которое проводилось, в нашей стране, в отличие от многих других стран, не предусматривали сокращение социальных расходов. Все социальные программы в отношении практически всех незащищённых слоёв либо<br />
остались в прежних масштабах, либо были значительно расширены. Я думаю, что в 2011 году, несмотря на некоторое сокращение социальных расходов, все основные социальные обязательства государства будут исполняться.<br />
 </p>
<p>Я хотел бы сравнить ситуацию с прохождением этого кризиса с тем, что происходило в 98-ом году. Надо сказать, что Россия тогда противостояла кризису в каком-то смысле в одиночку, потому что такого всеобъемлющего мирового кризиса, как сейчас, не было. Надо сказать, что события кризиса 98-го года привели к феноменальным экономическим, политическим и общественным социальным потрясениям.</p>
<p>В этот раз такого совершенно не было. Я думаю, что основной причиной этого являлось то, что в предыдущие годы, которые было принято называть <<тучными>>, смогли сделать большой финансовый запас. И феноменальная политическая воля требовалась для того, чтобы эти деньги не растратить сразу. Вспомните, какие удивительные лоббистские силы были направлены на то, чтобы Стабилизационный фонд немедленно потратить на то и на это... Потребовалась огромная политическая воля, чтобы эти деньги тогда не растратить.</p>
<p>Сейчас видно, что без этих денег мы бы не смогли пройти этот кризис. Конечно, были потрясения, но они не идут в сравнение с тем, что могло было бы быть. Если бы этих денег не было, мы бы не смогли добиться такого результата. То, что у нас были деньги - это очень серьёзное достижение, причём достижение в первую очередь политическое.</p>
<p>Можно говорить о недостатках и достоинствах системы управления, но,как бы то ни было, сейчас большое количество довольно хорошо сработавших механизмов были достаточно быстро выстроены и запущены. Далеко не всё, что пытались сделать, сработало, но, тем не менее, то, что сработало, сработало достаточно хорошо, и тем самым у системы был достаточный запас прочности.</p>
<p>На мой взгляд, были очень удачные проекты, связанные с занятостью, в том числе по отношению к достаточно хорошо образованным слоям населения, которые в первую очередь пострадали. Было очень много проектов, связанных с поддержкой банковской системы в первые стадии кризиса. Повторяю, не все они были удачными, но в целом тогда это позволило банкам выстоять. Если бы тогда произошёл серьёзный банковский кризис, на мой взгляд, экономика имела бы реальные шансы Есть серьёзные основания говорить о том, что мы прошли кризис с намного меньшими потерями и потрясениями, чем могли бы.</p>
<p>Было ли сделано всё идеально? Очевидно, нет. Когда решаются столь глобальные проблемы, то всегда не все инструменты будут выбраны эффективно. Тем не менее, общий результат, на мой взгляд, вполне неплохой. В данном случае можно поставить тем людям, которые были ответственны за преодоление этого кризиса, вполне удовлетворительную отметку.</p>
<p>Вообще я являюсь сторонником недефицитного бюджета. В этом смысле профицитные бюджеты предшествующих кризису лет меня очень радовали.Конечно, мы не можем себе позволить тратить больше, чем мы зарабатываем. Нам прекрасно это известно по отношению к семьям, но почему-то люди забывают об этом, когда речь идёт о государственном бюджете.</p>
<p>Что касается социальных обязательств... К сожалению, это в значительной степени наследие многих десятков лет социалистического, коммунистического пути развития. Во-первых, у нас очень много людей, которые не имеют серьёзной базы для собственного труда. Во-вторых, у нас очень сильны патерналистские настроения. Это большая проблема. Люди считают, что государство должно их содержать, им помогать и т.д.</p>
<p>Для значительной части людей это действительно так: люди, находящиеся на пенсии, тяжело больные или имеющие какие-то другие проблемы.Конечно, они подлежат государственной защите. Но, к сожалению, огромное количество людей, находящихся не только в трудоспособном возрасте, но и в тех местах, где несложно найти хорошую работу,по-прежнему считают возможным жить за государственный счёт, то есть за счёт тех людей, которые работают, потому что бюджет - это налоги тех людей, которые работают и зарабатывают.</p>
<p>Конечно, это огромная проблема, и проблема не только экономическая, а в большей степени социокультурная. Я думаю, что большой задачей для политической, общественной деятельности является преодоление этих патерналистских настроений в обществе.</p>
<p>Сегодня мы рассматриваем антикризисный отчет правительства. Вы знаете, что кризис уже приближается к завершению, поэтому для нас очень важны цифры, которые прозвучат в отчете. Выходя из кризиса, российская экономика начинает развиваться по новому сценарию, по инновационному типу развития. Мы видим, какие события сегодня происходят в Европе, там идут постоянные народные волнения, связанные с тем, что государство перекладывает проблемы кризиса на трудящихся, на население, снижает зарплаты, пенсии, повышает пенсионный возраст. В России мы видим принципиально другие тенденции. Рост реальных доходов населения по итогам первого полугодия в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 6%. Безработица в России ниже, чем в Германии, Франции, в Англии, США. Рост промышленного производства фактически достигает 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Идет быстрое восстановление российской экономики.<br />
<br />
Так что сегодня главные усилия нужно сосредотачивать на переходном периоде, нужно резко активизировать работу по увеличению финансирования российской науки за счет новых принципов. В этом смысле проект «Сколково» является для нас определяющим. Надо готовить российскую промышленность к переходу на постиндустриальный тип, чтобы это была промышленность коротких циклов на базе технологий. Для этого нужно готовить изменения всей экономической среды в стране. Делать это постепенно. Может быть, начать с тольяттинского проекта, как предлагал председатель правительства. Но надо активизировать такого рода работу. Мы понимаем, что теперь точно будущее России в наших руках и надо активизировать работу правительства в этой части.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".