С прицелом на выборы
Новое звучание приобретает тема американо-грузинских отношений после визита Михаила Саакашвили в Вашингтон. В 2008 году евроатлантическая интеграция Грузии была фактически заморожена после того как стране было отказано в получении приглашения к членству в НАТО. Несмотря на то что США выступили в роли союзника Грузии в «пятидневной» войне с Россией, динамики двусторонним контактам это не придало. Грузия раз за разом получала от Белого дома заверения в гарантированном вступлении в Североатлантический альянс, однако так и не добилась какого-либо прогресса в этом направлении. А после того как в 2010-2011 гг. вектор американской внешнеполитической активности сместился на арабский восток, Закавказье фактически лишилось той поддержки, какую региону оказывала предыдущая республиканская администрация. Тем не менее, не исключено, что в среднесрочной перспективе грузинское направление вновь может стать важным в американской внешней политике с учетом актуализации проблемы «иранского ядерного досье» и общей эскалации напряженности на Ближнем Востоке.
Белый дом в среднесрочной перспективе будет активнее играть в странах, граничащих с Ираном или имеющим с ним сложившиеся отношения с целью формирования пула союзников и обеспечения тылов. В этой ситуации грузинскому руководству, по всей видимости, придется делать достаточно сложный выбор: либо дистанцироваться от конфликта, но тем самым фактически дискредитировать саму концепцию союзнических отношений с Вашингтоном, либо оказывать полноценную логистическую и инфраструктурную поддержку американским войскам и закрыть для себя любые возможности политико-экономических отношений с Тегераном. Несмотря на то что Иран не входит в список приоритетных грузинских партнеров, отношения между двумя странами можно уверенно назвать конструктивными. В прошлом году, например, стороны для привлечения инвесторов и увеличения туристического потока приняли решение об отмене визового режима для граждан Грузии и Ирана, что стало знаковым событием на фоне усиления давления США на режим аятолл.
Однако в целом грузинские власти стараются с осторожностью комментировать события вокруг Ирана, возможно, по причине отсутствия информированности о дальнейших планах США по этому вопросу. Но есть и другой фактор, удерживающий грузинское руководство от антииранской риторики и солидаризации с западным сообществом. В октябре 2012 года в Грузии состоятся парламентские выборы, которые при любом исходе станут для Михаила Саакашвили судьбоносными. Согласно поправкам к Конституции, существенно ограничивающим полномочия президента в пользу премьер-министра, главой исполнительной власти становится представитель победившей на парламентских выборах партии, он также комплектует кабинет министров.
Михаил Саакашвили пока не озвучил свои планы на постпрезидентский период (его полномочия заканчиваются в 2013 году), однако, по всей видимости, уходить из большой политики не намерен. В этой связи для него принципиальным вопросом становится обеспечение безоговорочной победы правящей партии «Единое национальное движение» и недопущение укрепления оппозиционных сил. А такое возможно, например, в случае любого промаха Саакашвили, который бы угрожал Грузии серьезными политическими и экономическими проблемами. Например, прямое или косвенное участие в американо-иранской войне, что потребует от Саакашвили практического подтверждения союзнических обязательств перед США. Чтобы не допустить неблагоприятного для себя внутриполитического сценария, Саакашвили будет стремиться заручиться американской поддержкой по двум вопросам: гарантий сохранения властных позиций и обеспечения национальной безопасности Грузии в случае ее участия в столь крупном конфликте. Только в этом случае можно ожидать присоединения Грузии к антииранской кампании.
Евгения ВОЙКО, Центр политической конъюнктуры