Статья
26 Июня 2010 10:15

Саммиты G8 и G20

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в ходе состоявшейся накануне двусторонней встречи «на полях» саммита «восьмерки» выразили пожелание обменяться визитами.



«Стороны согласились с необходимостью интенсифицировать двусторонние контакты. Было заявлено, что есть желание обменяться визитами», - сообщила журналистам пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова.



По ее словам, встреча продолжалась почти час. Среди тем, которые обсудили лидеры РФ и Великобритании, Тимакова назвала, в частности, ближневосточное урегулирование, ситуацию вокруг BP в связи с аварией в Мексиканском заливе, еще ряд тем. При этом на вопрос журналистов Тимакова ответила, что в графике президента на ближайшее время встреча непосредственно с главой BP не значится.



Отвечая на вопрос, обсуждалось ли на встрече так называемое «дело Литвиненко», Тимакова отметила, что «был упомянут определенный перечень имеющихся разногласий в связи с этим делом». «Данная тема как таковая не обсуждалась», - сказала она.



При этом Наталья Тимакова подчеркнула, что и российская, и британская стороны «отдают себе отчет в том, что ведут отношения не с чистого листа, есть ряд вопросов друг к другу, но это не означает, что Россия и Великобритания не могут двигаться дальше в совместном урегулировании вопросов на международной арене и в расширении двусторонних экономических возможностей».



Пресс-секретарь президента РФ отметила, что британская сторона подтвердила поддержку российской инициативе о проведении международной конференции по Ближнему Востоку.



Президент России Дмитрий Медведев также провел переговоры с премьер-министром Японии Наото Каном.



Кан был избран премьер-министром Японии в июне после того, как кабинет во главе с Юкио Хатоямой подал в отставку.



Также в рамках саммита «большой восьмерки» президенты РФ, США и Франции приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования с тем, чтобы приступить к разработке проекта Мирного соглашения.



«В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступать к разработке проекта Мирного соглашения», - говорится в заявлении Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози, которое они приняли в качестве руководителей государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ.



Три президента поручили министрам и посредникам «продолжить оказывать активное содействие Армении и Азербайджану в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алма-Ате».



Лидеры РФ, США и Франции подтвердили обязательства оказывать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных принципов урегулирования.



В заявлении отмечается, что главы государств - сопредседателей Минской группы «рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом».



Среди этих принципов названы также определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха «путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию».



Страны «восьмерки» намерены мобилизовать в течение пяти лет $5 млрд на содействие международному развитию в области борьбы с материнской, младенческой и детской смертностью.



О начале этой инициативы, получившей название Мускокской, объявлено в декларации «восьмерки», принятой по итогам саммита.



«Наши совместные шаги будут направлены на поддержку мер по укреплению национальных систем здравоохранения в развивающихся странах с целью создать условия для предоставления основных услуг по охране здоровья матери и ребенка», - говорится в документе.



В этих целях «восьмерка» обязуется мобилизовать, начиная с сегодняшнего дня $5 млрд дополнительных средств для распределения в течение следующих пяти лет», - отмечается в декларации. «Восьмерка» приветствует решение ряда других стран и фондов присоединиться к этой инициативе.



«Мы имеем твердые основания ожидать, что в период с 2010 по 2015 гг. в рамках наших соответствующих бюджетных процедур инициатива Мускоки сможет мобилизовать значительно большую сумму, чем $10 млрд.



В документе отмечается, что «восьмерка» уже вносит ежегодно $4,1 млрд на содействие международному развитию в этой области.



Лидеры «восьмерки» также ожидают, что инициатива даст импульс разработке совместного плана действий по укреплению здоровья женщин и детей, который осуществляется под эгидой ООН.



Государства «большой восьмерки» обеспокоены распространением пиратства в мире.



«Когда в прибрежных зонах не существует эффективной системы управления, они становятся прибежищем для преступников, контрабандистов, пиратов и террористов. В условиях, когда около 90 000 судов находится в море, растущие проблемы пиратства и перемещения партий наркотиков и других контрабандных товаров стоимостью в миллиарды долларов угрожают мировой стабильности и безопасности», - говорится в мускокской декларации «группы восьми».



«Мы вновь подтверждаем приверженность борьбе с пиратством у побережья Сомали и обеспокоены его распространением на близлежащие акватории», - отмечается в документе.



«Способствуя усилиям международного сообщества, «Группа восьми» будет продолжать оказывать содействие ключевым прибрежным государствам и региональным организациям в обеспечении безопасности на море», - говорится в декларации.



Согласно документу, эта помощь будет включать в себя наращивание потенциала в таких областях, как морское управление, патрульная авиация, береговая охрана, обеспечение соблюдения правил рыболовства, обмен и обобщение данных морских разведок, а также содействие в законодательной, судебной, процессуальной и исправительной практике.



«Цель этих действий будет заключаться в повышении оперативной эффективности и скорости реагирования государств и региональных организаций для обеспечения повышенной бдительности на море и защиты суверенитета», - говорится в декларации.



Эта работа, как отмечается в декларации, «позволит лучше обеспечивать безопасность прибрежных районов и преследовать пиратов»; кроме того, предпринимаемые меры будут препятствовать расширению связей между преступными и террористическими сетями, подрывающими стабильность и систему управления во многих государствах Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки.



Государства «большой восьмерки» окажут помощь ООН в подготовке полицейских сил для участия в миротворческих операциях.



«Страны «Группы восьми» намереваются заниматься обучением, подготовкой и, при необходимости, экипировкой полиции, в том числе новых Сформированных полицейских подразделений (СПП) для участия в миротворческих операциях ООН и Африканского союза», - говорится в мускокской декларации G8.



«В этих целях страны «Группы восьми» будут также сотрудничать с другими странами-донорами и странами, участвующими в формировании полицейских сил, в том числе с развивающимися странами и новыми донорами», - отмечается в документе.



«Мы будем работать над тем, чтобы новые СПП имели необходимую экипировку и оборудование, были полностью обучены и подготовлены для развертывания в соответствии со стандартами ООН», - говорится в декларации.



Как отмечается в документе, ООН все чаще опирается на Сформированные полицейские подразделения (СПП) в целях оказания энергичного и быстрого содействия восстановлению общественного порядка и безопасности.



СПП являются сплоченными, самодостаточными подразделениями профессионалов, которые развертываются как одна группа и способны действовать в условиях повышенного риска. Количество таких подразделений недостаточно для удовлетворения существующего спроса, а некоторые из тех, что уже развернуты, не обладают достаточными возможностями, говорится в документе.



Лидеры «восьмерки» обсудили план возможных действий по ключевым международным проблемам безопасности, таким как Иран, Ближний Восток, КНДР и Афганистан, сообщил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.



«Лидеры высказались о том, что необходимо сделать в будущем как в рамках коллективных усилий, в частности, по Ирану, так и в рамках действия для каждой отдельной страны, в частности, по ближневосточному урегулированию», - заявил Дворкович.



«Ни по одной проблеме сверхоптимизма у лидеров нет, но в то же время, есть понимание, как можно действовать в ближайшее время», - сказал он.



«Президент Медведев выступал на заседании первым и высказался, в частности, по ближневосточному урегулированию, рассказал о своих контактах с лидерами региона», - сообщил помощник главы российского государства. Все вопросы, которые обсуждались и были согласованы, зафиксированы в итоговой Декларации, сообщил Дворкович.



Лидеры «восьмерки» не приняли конкретного решения о проведении саммитов в формате «восьми» и «двадцати» в одно и то же время, как они совпали в этом году, сообщил журналистам Аркадий Дворкович по итогам саммита «восьмерки».



«Этот вопрос затрагивался накануне, но конкретного решения нет», - отметил он.



«Есть свои плюсы и минусы в том, чтобы проводить саммиты близко по времени, и в том, чтобы их разделить», - отметил он.



«Мы хотим, чтобы сохранялось взаимное доверие между всеми партнерами, и не было опасений, что «восьмерка» что-то решает в узком кругу, а потом с готовыми решениями выходит на «двадцатку», - пояснил Дворкович.



Помощник президента сообщил, что следующий саммит «восьмерки» пройдет во Франции, в Ницце. «Франция пока не объявила конкретные даты, но насколько я понимаю, «восьмерка» планируется на лето, а «двадцатка» - на осень», - отметил Дворкович, снова напомнив, что окончательного решения еще не принято.



Москва выступает за создание новой системы контроля кредитно-денежной и бюджетной политики стран, чтобы избежать повторения глобального экономического кризиса, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович журналистам по итогам саммита «восьмерки».



«Наилучший сценарий развития событий - это сценарий, при котором мир будет основываться на большем числе резервных валют, либо - как один из вариантов - более высокой роли прав заимствований МВФ. Кроме того, уже в краткосрочной перспективе одним из серьезных элементов новой системы координации макроэкономической политики должно стать взаимное обсуждение и по сути такой квазиконтроль», - сказал Дворкович.



По его словам, речь не идет о создании мирового министерства финансов.



«Но обзор политики друг друга и взаимные консультации в отношении того, как ведется кредитно-денежная и бюджетная политика, такие консультации и согласие всех ключевых стран-участниц должны повысить устойчивость мировой валютной системы и сделать ее менее подверженной для тех рисков, которые сегодня возникают», - пояснил Дворкович.



В то же время он отметил, что президент Франции говорил о том, что страны должны противодействовать атакам на национальные валюты, которые приводят к дестабилизации в целом».



Помощник президента РФ подчеркнул, что никаких конкретных предложений президент Франции не высказывал. Они будут обсуждаться на саммите «двадцатки».



В свою очередь министр финансов России Алексей Кудрин отметил, что лидеры G20 на встрече в Торонто примут решение по снижению дефицита бюджетов 2011 года.



«С 2011 года все ведущие страны начинают снижать свои дефициты. Европейские страны должны сократить дефициты к 2013-му году примерно в 2 раза, наполовину», - сказал Кудрин журналистам.



«Это решение трудно вырабатывалось, потому что были позиции, что еще не время снижать дефициты, еще время полным ходом поддерживать спрос, чтобы поддержать рост», - сказал он.



Однако, по словам вице-премьера, уже очевидно, насколько сложная ситуация сложилась в Европе в части величины долга, величины дефицита.



«Не все страны способны сейчас его уже обслуживать. Такая ситуация может усугубиться и в других странах, если они не соизмерят свои возможности по долгу. Поэтому мы нашли оптимальный вариант, оптимальную стратегию сохранения дефицитов, но их снижения. Вот это решение сегодня будет принято», - сказал Кудрин.



«Это коллективное решение, оно позволяет правительствам стран встроиться в этот график», - отметил он.



Глава Минфина заявил, что и Россия пойдет по этому графику.



«Если у нас в этом году мы ожидаем дефицит около 5,4%, то уже в 13-м году - около 2%. Таким образом, мы примерно будем соответствовать этому графику», - сказал он.



При этом вице-премьер обратил внимание на то, что Россия приняла эту стратегию немного раньше, чем другие государства.



«Мы вырабатывали наше решение самостоятельно, сегодня мы убедились, что оно соответствует выработанной общей позиции», - добавил он.



Алексей Кудрин также отметил, что в ходе саммита лидеры должны утвердить решения, выработанные министрами финансов в ходе их встречи в июне в Южной Корее.



«Многие из них будут поддержаны, но по некоторым вопросам, я знаю, мы сегодня еще не договоримся и отложим принятие решения на октябрь», - сказал Кудрин.



При этом вице-премьер РФ не видит в этом серьезной проблемы.



«Идет процесс создания условий новой мировой финансовой архитектуры. Это не одномоментный процесс, это тяжелейшая работа месяц за месяцем. Сегодня будут приняты очередные решения, будут поставлены задачи к октябрю. Мы ждем продвижения», - сказал он.



Говоря о новом формате в рамках «двадцатки» - так называемом деловом саммите, глава Минфина заметил, что принимаемые в рамках G20 решения имеют смысл только если положительный эффект от них почувствует бизнес.



«Если мы будем говорить очень красивые слова, а бизнес не почувствует никаких изменений, то ничего и не произойдет. Поэтому общение с бизнесом - это как раз обратная связь: дают ли все меры, которые вырабатываются, конкретные возможности для бизнеса, готов ли бизнес развернуться, активизироваться и тем самым способствовать повышению роста или чего-то очень серьезно не хватает», - отметил он.



Кудрин положительно ответил на вопрос, готовы ли власти «двадцатки» прислушаться к тому, о чем будут говорить бизнесмены.



В частности, отметил он, речь идет о предложениях, касающихся кредитования. «Настройкой, нахождением баланса необходимо заниматься и именно в диалоге с бизнесом. Мы будем его слушать», - заверил он.

Комментарии экспертов
<p>Представительство России в «большой восьмёрке» явно повышает её статус. Это для нее почетно, к тому же появляется возможность для проведения продуктивных неформальных консультаций и достижения договорённостей.<br />
<br />
В рамках «большой двадцатки» это сделать сложнее. По большому счёту, этот мировой клуб более размыт, чем «восьмерка». Почему за него держатся государства третьего мира, государства мировой периферии? Ответ прост: чтобы преодолеть доминацию ведущих западных стран.<br />
<br />
Что же касается РФ, то для неё присутствие в «большой двадцатке» и «большой восьмёрке» выгодно по двум причинам. С одной стороны, в рамках «большой восьмёрки» мы решаем вопросы с ведущими мировыми экономическими державами, прежде всего западными. Это как площадка для консультации с ведущими странами Запада. А «большая двадцатка» - это площадка для консультаций с другими ведущими мировыми игроками, относящимися к западному ареалу.<br />
<br />
После того, как разразился финансово-экономический кризис, ведущие западные страны достаточно серьёзно пострадали. С одной стороны, США продемонстрировали, что они преувеличивали свое глобальное экономическое господство, раз они допустили такую масштабную катастрофу.<br />
<br />
С другой стороны, ЕС также начинает экономически пробуксовывать во многом в силу того, что в своё время Брюссель проводил слишком недальновидную политику расширения своих границ, и в итоге сейчас европейским странам-донорам нужно кормить целый ряд государств-реципиентов, государств Восточной и Центральной Европы, экономики которых весьма слабы. На мой взгляд, это тормозит экономическое развитие ЕС и способствует очень серьёзным издержкам. Вспомнить, хотя бы Грецию. И такого рода проблемы сейчас остаются у целого ряда европейских стран.<br />
<br />
В подобных условиях создаются определённые предпосылки для размывания узкого круга мировых лидеров, и всё громче заявляют о себе Китай, Индия и Бразилия. Россия, может быть, в меньшей степени, поскольку она сейчас серьёзно пострадала в ходе финансово-экономического кризиса, и пока что ей приходится консолидироваться, сосредотачиваться.</p>
<p>«Восьмёрка» - это клуб наиболее промышленно развитых западных государств плюс России, в рамках которого обсуждаются многие вопросы, связанные с современной финансовой архитектурой, которая во многом остаётся западноцентричной.<br />
<br />
Кроме того, в рамках «Восьмёрки» было принято достаточно большое количество решений по помощи развивающимся странам, часть из которых, кстати, входит в «Большую двадцатку». Были приняты решения по вопросу, связанному, например, с климатом. В рамках «Восьмёрки» близость позиций более очевидна, чем в рамках «Двадцатки».<br />
<br />
То есть, есть проблемы, которые «Восьмёрка» будет обсуждать. Она будет обсуждать это ровно столько, сколько в этом будут заинтересованы страны, входящие в неё. И пока они в этом заинтересованы.<br />
<br />
Что касается снижения значимости «Восьмёрки» в последнее время, то это очевидно. С одной стороны, происходит сокращение удельного экономического веса всех стран, которые входят в «Восьмёрку», в мировой экономике, потому что растут другие центры силы и во время экономического кризиса вся «Восьмёрка» падала, а, скажем, Китай и Индия поднимались.<br />
<br />
Кроме того, как выясняется, все те проблемы, с которыми сталкивается мировая экономика, не решаемы в рамках «Восьмёрки», хотя бы потому, что среди стран «Восьмёрки» кроме России, пожалуй, нет страны, где есть какие-то свободные средства, которые могут быть пущены на программу поддержки других государств. Без Китая и Индии здесь вряд ли что-то можно сделать.<br />
<br />
Что же касается формата «Двадцатки», он так же не институционализирован, как механизм «Восьмёрки». Это новая структура, которая уже обретает плоть и кровь. Это своего рода диалог цивилизаций. Если «Восьмёрка» - это больше западный клуб плюс Россия, то «Двадцатка» - это явный диалог цивилизаций, которые представляют все крупнейшие экономики мира. Это больше 80% мировой экономики, это все страны – и те, которые на восходящем тренде, и те, которые испытывают экономические проблемы. В любом случае, очевидно, что какие-то основополагающие решения по антикризисной политике, по финансовому регулированию возможны только в рамках «Двадцатки».  <br />
<br />
При этом, G8 не имеет вообще никаких инструментов управления. Это только переговорная площадка. Инструментами обладают государства, которые входят в «Восьмёрку». Естественно, у них больше, чем у кого бы то ни было, инструментов для решения в первую очередь экономических проблем.<br />
<br />
Сейчас «Двадцатка» обсуждает большое количество вопросов, связанных с мировой финансовой архитектурой. Это правильно, потому что раньше все эти вопросы решались западным клубом. Теперь же это бессмысленно, потому что у МВФ и Всемирного банка просто нет денег. Если эти деньги у них не появятся из стран, где деньги есть, типа Китая, то их вообще не будет.<br />
<br />
При этом голосующая доля у развивающихся стран, в том числе у России, крайне мала и несопоставима с размерами экономик. Сейчас это дело исправляется, в том числе с помощью механизмов «Двадцатки», механизмов БРИК тех государств, которые находятся на восходящем тренде.<br />
<br />
Что касается превращения Москвы в финансовый центр, то это совершенно другой круг вопросов. Он связан с тем, чтобы, во-первых, двигаться в сторону конвертируемости рубля. Во-вторых, чтобы создавать нормальный бизнес-климат в России, с чем у нас не всегда благополучно. Должна быть привлекательная налоговая среда. Должны быть хорошие гостиницы, аэропорты, не должно быть пробок на дорогах. Лишь в этом случае Москва станет привлекательным городом для бизнеса.<br />
<br />
Во всяком случае, сейчас, после того как обнаружили слабость европейской, американской экономики, разговоры о Москве как о финансовом центре вызывают намного меньше скептических усмешек, нежели раньше.</p>
7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".