Статья
485 4 Января 2011 0:00

Школа определится с будущим

2010 год прошел под эгидой Года учителя, благодаря чему удалось привлечь широкое внимание общества к вопросам образования, педагогики и развития учительского потенциала.

Подводя итог всего года, глава Минобразования Андрей Фурсенко заявил в октябре, в День учителя: «Сегодня перед учителем стоят принципиально иные задачи: не просто передать знания, а научить каждого ребёнка учиться, максимально раскрыть его таланты. Только настоящий учитель может организовать работу в детском коллективе так, чтобы каждый ребёнок с ранних лет чувствовал себя личностью. Это важное условие успешной социализации и будущих достижений.

 «Нельзя забывать о ценном опыте учителей, много лет работающих в школах: взаимообогащение и передача лучших педагогических традиций - основа будущих открытий», - подчеркнул Андрей Фурсенко. Также в этом году были разработаны новые правила аттестации и модели повышения квалификации – «теперь каждые пять лет учителя получают право повышать свою квалификацию именно там, где им удобнее и интереснее», напомнил министр, передает «Интерфакс».

В России насчитывается 1,2 млн педагогов, сообщает Минобрнауки РФ. В сельской местности работает более 500 тыс. учителей (43%). 84% педагогов, работающих в школах, имеют высшее образование, 16% - среднее специальное образование. 79% учителей имеют квалификационную категорию.

22% школьных учителей работают в начальной школе. Среди учителей-предметников больше всего учителей русского языка и литературы (16%), математики (13%), английского языка (11%), истории (включая обществознание, право, экономику) и физкультуры (по 8%).

Большинство российских учителей - женщины (85%). Вместе с тем, по сравнению с прошлым годом количество мужчин в школах выросло более чем на 20 тыс. Средний возраст российского учителя - 30-49 лет.

Демографическая ситуация оказывает серьезное влияние на сферу образования. В школы приходит меньше детей. Тогда в октябре Минобрнауки озвучил мысль о том, что в российских школах можно сократить 200 тыс. учителей.

«Потенциал для сокращения - 200 тысяч человек. Но мы можем лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить», - сказал Андрей Фурсенко в интервью  в газете «Ведомости». Он отметил, что возможное сокращение обусловлено демографическими проблемами - в среднем на одного учителя приходится 9-10 школьников, а в Европе, например, 13-15 учеников. Всего в России, сообщил министр, 13 млн школьников, и их число до 2015-2016 годов существенно не вырастет.

«Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 млн учителей. Сейчас их около 1,2 млн», - подчеркнул министр. Он добавил, что «этим людям сегодня есть, куда идти»: растет количество детей в детсадах, за пять лет оно увеличилось почти на 1 млн, а также число дошкольных учреждений.

При этом премьер-министр Владимир Путин заявил 16 декабря во время прямого эфира, что никакой специальной программы закрытия школ нет и не будет. Однако, по мнению главы правительства, число школ должно соответствовать количеству учеников. «Уровень доходов учителей пока низкий учителей, в среднем он где-то процентов на 25-30 ниже, чем по экономике в целом, это плохо», - признал Владимир Путин.

Отвечая на вопрос жителя Краснодарского края Александра Белова о низком уровне зарплат учителей, в частности, о том, что преподаватель младших классов в регионе в среднем получает 13 тысяч рублей, Путин сказал, что существуют три пути решения проблемы.

«Первый и самый простой - нужно повышать уровень доходов учителей», - пояснил премьер. Во-вторых, считает он, нужно структурировать сеть: «количество учащихся падает, а сеть остается большой». Главное при этом, предупредил Путин, «сохранить учителей, и ничего резкого такого, что бы наносило ущерб учительству, никто не планирует».

Наконец, третий путь решения проблемы - переход на новые формы оплаты труда. «Необходимо определить объем денег, которые нужны школе, и отдать напрямую этой школе, чтобы само учебное заведение могло принять решение по оптимизации расходов, связанных с теплом, электроэнергией, ремонтом, содержанием обслуживающего персонала. А высвободившиеся средства направить на повышение доходов учителей», - уверен премьер.

Владимир Путин отметил, что возможностей сэкономить, оставаясь в комфортных условиях много, сославшись на положительные опыт школ Тюмени, Калининграда других субъектов Российской Федерации. Он подчеркнул, что реструктуризация сети должна проводиться спокойно, с максимальным сохранением учительских кадров.

Тема образования получила в этом году развитие и в Послании президента Федеральному Собранию. Дмитрий Медведев упомянул о реализации инициативы «Наша новая школа», в рамках которой  обновлён стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена.

«Важно и то, что в Год учителя у нас появились квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки. Кроме того, учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны. В 2011 году на эти цели из федерального бюджета планируется выделить более 2 миллиардов рублей. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы», – сообщил президент.

Глава государства обозначил ориентиры на будущее. «В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов – это, конечно, дело, прежде всего, учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес», - сказал президент.

Дмитрий Медведев призвал завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. По его убеждению, возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Он поручил правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одарённых детей.

Также Дмитрий Медведев обратил внимание на необходимость использования современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов в образовательном процессе.

Комментарии экспертов

Сам факт того, что в стране 2010-й год был объявлен Годом учителя, говорит о реальном внимании общества и власти к этой профессии. Мы много говорим о необходимости повышения социального статуса учителя, и в понятие социального статуса мы вкладываем и отношение к людям, которые занимаются этой профессией, их реальное положение учителя в обществе. В этом году многие учителя получили от власти поддержку, в том числе и финансовую. Но очень бы хотелось, чтобы это не было разовой акцией, а было стартом в работе по повышению социального статуса и зарплаты учителя.

Известно, что в регионах за исключением Москвы и, может быть, Санкт-Петербурга уровень зарплаты учителя все-таки еще низок. Я считаю, что особое внимание стоит уделить работникам дошкольного образования, воспитателям детских садов, потому что уровень их зарплаты критически низок.  Средняя заработная плата воспитателя детского сада по России составляет около 4 тысяч рублей. Эти деньги не позволяют нормально и достойно жить и работать. А ведь этим людям приходится с утра до ночи думать о тех детях, которых нужно развивать, с которыми нужно всегда находиться в радостном настроении, чтобы формировать у них позитивное отношение к жизни. Для этого, естественно, воспитатель конечно должен быть защищен, экономически уверен, стабилен.

В образовании происходит очень много новых модернизационных процессов, особое внимание следует обратить, конечно, на новые стандарты школьного образования, на новые стандарты начальной школы. В этом году 10% школ перешло на новые стандарты начальной школы, и в следующем году все школы России должны будут на них перейти. Переход на новый стандарт школы требует от нее серьезного повышения квалификации учителей и серьезного улучшения материально-технической базы. Очень важно, что начиная уже с 1 января, региональные власти  занялись решением этих проблем. К 1 сентября школы должны быть готовы к приему на обучение детей по новому стандарту.

Сам по себе стандарт прогрессивный, заключает в себе массу новых идей, которые расширяют образовательные возможности для детей. И поэтому, это позитивный подарок министерства образования нашим гражданам. Но здесь важно, чтобы этот подарок не оказался проблемой, а оказался действительно приятным подарком.

Я думаю, что не стоит абсолютно всю ответственность за произошедшие в Москве, например, беспорядки переносить на школу. Это не правильно, в равной степени все общество отвечает за пагубное влияние на детей. Здесь речь должна идти об эффективной работе не только школ и учреждений общего образования, но и центров дополнительного образования, спортивных секций. Вопрос состоит в том, есть ли в стране инфраструктура, внутри которой ребенок будет задействован и будет иметь возможность для своего развития. Так как такой структуры в стране официально нет, ребенок, естественно, ищет ее, ищет то место, где он сможет контактировать со своими сверстниками, что-то обсуждать и учиться действовать. Да, особенно в подростковый период, как раз, когда авторитетом являются  только друзья, а не взрослые, не родители, школьник требует особого внимания. Дети в этом возрасте активно поддаются и реагируют на призыв объединиться и что-то вместе делать. И если этому желанию не противопоставлять позитивный созидательный вектор, если он будет отсутствовать, то,  конечно, вокруг негативной позиции объединяться всегда легче.

Год учителя завершился в России, и надо сказать, что более масштабного внимания со стороны первых лиц государства на образование не было в последние лет 5-6. А в течение этого года президент более 10 раз встречался в различных форматах с педагогами. И открывая год учителя, и затем, посещая сельские, городские школы, детские сады, высшие учебные заведения, то есть практически с каждой категорией педагогов была встреча на самом высоком уровне. Естественно, каждая такая встреча – это острые вопросы, это распоряжения министерству образования, министерству экономики со стороны президента и ожидание их выполнения. Поэтому, надо сказать, что в год учителя внимание к школе, к образованию, к педагогам было на самом высоком уровне.

Далее, прошел юбилейный конкурс «Учитель года» в России. Золотого пеликана президент вручил двум лучшим учителям России.

Практически в каждом регионе можно было наблюдать огромные билборды, посвященные учителям. Прекрасные лица и их золотые слова. До чего приятно, когда в той же Москве, я работаю на Таганке, в университете, и вижу, выходя, огромное фото, на котором прекрасная, умная, интеллигентная женщина, математик, директор школы. До чего же приятно, что учителей ценит город.

Это тоже есть элемент внимания, престиж и подъем статуса учителя. Всероссийское учительское собрание выступало с инициативой постройки аллеи славы учителям России, нам и практически удалось это сделать. В каждом субъекте федерации были открыты либо мемориалы «Учителями славится Россия», либо они могли похвастать фотографиями народных учителей, заслуженных учителей России, учителей-победителей нацпроекта на своих улицах.

Очень интересно в Омске подошли к этому вопросу. Открывая памятник труженикам тыла к 65-й годовщине победы в Великой Отечественной Войне, среди многих фигурок была и скульптура учительницы, которая в годы войны все равно поднимала детей из сельской школы. В далеком регионе помнят эвакуацию во время бомбежки, брошенных на учителей детей и подвиг этих людей. Я не могу не вспомнить о подвиге учителей блокадного Ленинграда, когда бомбежка, голод, родители учеников умерли, а учителя обходят все квартиры и если видят где-то маленького ребенка – то сами ведут, буквально на себе тащат его в школу. В школе ведь каждого накормят и дадут горячий чай. В год юбилея Победы и в Год Учителя Всероссийское педсобрание издало книгу «Учителями славится Россия». Любопытно, что книга вышла в 85-и томах, по количеству субъектов федерации. Каждый субъект рассказал о своем золотом учительском фонде. Где-то это молодые учителя, которые себя уже заявили мощно за 5 лет стажа, а где-то это заслуженные учителя, которые всю жизнь отдали школе этого субъекта, этого региона.

Конечно, еще бы хотелось поговорить о вопросе оплаты труда преподавателей. Здесь камень преткновения пока еще остался недвижимым. По-прежнему ставится задача, чтобы учительский труд оплачивался достойно в каждом субъекте федерации.

Всероссийское педсобрание выступило с инициативой Дмитрию Анатолиевичу Медведеву сделать пятилетку образования, чтобы решить вопрос повышения оплаты труда учителям, доведения ее до средней величины в стране, вот это было бы конечно очень хорошо.

Закрывая Год учителя, приятно вспомнить, что многие звания, награды были вручены и присвоены учителям президентом, это тоже говорит о многом. Конечно, сейчас нужно ставить вопрос о реформировании педагогического образования, всей высшей школы и этот вопрос обсуждается. Из положительных моментов этого года, наверное это то, что в течении 12-и месяцев было охвачено серьезнейшей работой по выработке стандартов образования будущего.

Завершился переход на стандарты третьего поколения в высшей школе. Мы задержались с этим, уже больше восьми лет действуют старые стандарты, конечно нужны новые. Примечательно, что в стандартах общего образования красной строкой, объединяющей стандарты начальной, общей, основной общей школы и стандарты полного общего образования  идет инициатива патриотического воспитания. Мы впервые за последние 10 лет поставили этот стандарт,  как необходимый элемент существования любой школы, любого образовательного учреждения. Обратите внимание, в одной из школ, в которой был президент, ему вручили даже программу развития в школе патриотического воспитания. И он, конечно, сказал, что нужно от программ переходить к мероприятиям и их реализовывать. Мне кажется, что  если бы мы имели в каждой школе лет на пять раньше эти документы, то, наверное, школьникам было бы не до тех выступлений на Манежной площади, которые, к сожалению потрясли Россию 11 декабря.

Теперь перед учителями страны поставлены жесткие задачи, вопрос толерантности и воспитание в этом направлении будет вестись, и надо сказать, что по-видимому, более-менее сложившаяся ситуация мнимого, на самом деле, спокойствия в этом плане привела к тому, что ряд моментов в воспитании школьников был упущен. Поэтому, здесь надо как можно быстрее наверстывать упущенное и противостоять серьезным негативным тенденциям в молодежной среде. А то они набирают обороты, не уходят с поля действий, хотя не так часто мы видим скинхедов на экранах телевизоров, но в молодежной среде, куда-то забившись в подворотни, они все же ведут свою работу. Проникают в среду фанатов, которые, в общем-то уже являются организованной силой. И весьма плодотворной, как оказалось, почвой.

Все эти ребята, они почему-то ушли из поля зрения школы, внешкольной работы. Поэтому вопрос о внешкольной работе стоит сейчас остро, и конечно, и за год и за полгода его решить будет достаточно сложно. Но наступать надо в этом направлении, выстраивать работу однозначно надо именно здесь. Я в свое время выступала с инициативой создания единой детской общественной организации. Я тогда подверглась серьезной критике, меня обвиняли в том, что я хочу восстановить пионерию в России. Но ведь у нас полторы тысячи детских организаций в России работают, но все они разрознены. И где-то работают хорошо, а где-то не очень. Кто-то получает гранты из бюджета федерального, регионального, а кто-то не получает никаких. Я считаю, что  должна быть единая организация типа координационного центра, которая могла бы оценить, в каком регионе действительно есть полезные инициативы, есть стержень внешкольной работы, а в каком нет, и где особенно тщательно нужно над этим работать.

Нужно видеть школу, видеть коллектив, видеть людей. Посмотрите, как интересно сейчас ставит вопрос Ирина Роднина, о том, что спортивные клубы нужны каждой школе, а для чего? Для того, чтобы стержень внешкольной работы, внеучебной работы появился. Поисковые отряды, ведь до чего интересные фильмы ребята привозят из этих экспедиций, когда они ведут раскопки могил и захоронений. Посмотрите, омские поисковые отряды, тюменские поисковые отряды – это просто уникальные организации, находят они уникальные вещи. То есть, каждая школа должна найти свой стержень, вокруг которого будет подниматься, выстраиваться воспитательная работа, взрослеть души детей и впитывать хорошее. Ведь если мы не найдем подхода к душе ребенка, значит тогда подходы к ней найдут другие.

19 Апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 Апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".