Статья
1093 15 октября 2011 11:23

СМИ: Як-42 погубило неправильное торможение

После серии летных экспериментов, проведенных технической комиссией по расследованию авиакатастрофы Як-42 в ярославском аэропорту Туношна, в результате которой погибла хоккейная команда «Локомотив», стало известно, что самолет погубило возникшее при разгоне торможение, пишет газета «Коммерсант».

«Как уверены эксперты, роковое притормаживание было предпринято одним из пилотов. В этой ситуации командир экипажа должен был прервать взлет, начав экстренное торможение. Противников версии об ошибках пилотов должен убедить последний летный эксперимент, который пройдет в ближайший вторник», - говорится в сообщении.

Итогом проведенных испытателями шести прерванных взлетов экспериментального Як-42, во время которых пилоты моделировали действия погибшего экипажа, намеренно притормаживая разгон педалями, стало заявление участника эксперимента, летчика-испытателя ОКБ имени Яковлева Василия Севастьянова.

Он сообщил, что результаты исследований подтвердили наличие «некоей тормозящей силы, не позволившей летчикам привести машину во взлетное положение».

«Таким образом, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что причиной трагедии, унесшей жизни 45 человек, стали допущенные командиром экипажа Андреем Соломенцевым и вторым пилотом Игорем Жевеловым ошибки», - отмечает газета. 

«Они прошли три разгонные дистанции, пробежав по земле почти 3 км вместо обычных для Як-42 900 м», - сообщил изданию один из участников расследования.

По его словам, «примерно втрое было превышено и расчетное время разбега, составляющее обычно 25-30 секунд. За полторы минуты экипаж не распознал действовавшей на самолет тормозящей силы, упорно продолжая начатый разгон, вместо того чтобы прервать взлет».

Оказавшись в воздухе, как полагают испытатели, экипаж Як-42 компании «Як-Сервис» совершил еще одну трагическую ошибку.

Проскочив посадочную полосу и с трудом оторвавшись от поверхности, пилоты, как установили эксперты, стали инстинктивно тянуть штурвал на себя, чтобы задрать выше нос машины. В итоге самолет вышел на закритические - превышающие, по словам Севастьянова, 19 градусов углы атаки, потерял скорость и свалился в плоский штопор.

«Штурвал в этой ситуации нужно было наоборот "отдавать", чтобы поставить машину в почти горизонтальный полет и дать ей возможность набрать скорость»,- говорят опытные летчики.

«Следует отметить, что, несмотря на проведенные эксперименты и расчеты, с версией о тормозившем пилоте согласились не все участники расследования. Некоторые эксперты, признавая наличие тормозного момента на колесах, полагают, что пилоты создать его ни при каких условиях не могли, поскольку они "не сумасшедшие и не самоубийцы"», - подчеркивает издание. 

Оппоненты «тормозного взлета» призывают коллег более тщательно обследовать тормозные механизмы Як-42 на предмет возможного перегрева или поломки, вызвавших самопроизвольное подклинивание колодок.

«Главным аргументом сторонников технической версии является произведенный ими теоретический расчет, согласно которому пилот, держащий ноги на педалях и не имеющий жесткой опоры под ступнями, чисто физически не сможет оттянуть штурвал на себя так сильно, чтобы обеспечить машине закритический угол атаки», - отмечает «Коммерсант».

Как стало известно газете, Межгосударственный авиационный комитет потребовал от всех российских авиакомпаний, эксплуатирующих Як-42, «провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета, а также по порядку регулировки пилотских сидений».

Как писали «Актуальные комментарии», ранее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) изучил итоги испытательного полета в рамках расследования катастрофы самолета Як-42 в Ярославле.

Напомним, на борту самолета Як-42, потерпевшего крушение 7 сентября в километре от ярославского аэропорта «Туношна» находились члены хоккейной команды «Локомотив», направлявшиеся на игру в Минск. В катастрофе погибли 44 человека - 37 пассажиров и семь членов экипажа.

По данным Росавиации, из-за запоздалого отрыва от взлётно-посадочной полосы Як-42 не смог вовремя набрать необходимую высоту и столкнулся с антенной маяка, расположенной за полосой, после чего упал на землю и загорелся.

По факту крушения Як-42 возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности полета, повлекшее смерть двух и более лиц), которое расследует Главное следственное управлением СК РФ.

В качестве приоритетных следствие рассматривает две версии - отказ техники и ошибка пилотирования.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".