Статья
341 22 Мая 2009 0:03

Совет глав правительств СНГ

Председатель правительства РФ Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав правительств стран СНГ.

Премьер-министры стран содружества обсудили план мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. В нем сформулированы задачи по развитию кооперационных связей в промышленности, созданию благоприятных условий для расширения торговли на пространстве СНГ, намечены шаги по преодоление негативного воздействия финансово-эконоического кризиса.

Подготовлен проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью. Главы правительств СНГ рассмотрели вопрос финансирования совместной работы по розыску военнослужащих, пропавших без вести в период войны в Афганистане в 1979-1989 годах, поиску мест захоронений, эксгумации, идентификации останков и перезахоронению их на Родине.

Для налаживания своевременного учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, пересекающих государственные границы стран СНГ, подготовлено решение о создании соответствующей Единой системы, включающей комплекс мероприятий по осуществлению автоматизированной обработки информации.

Комментарии экспертов

В условиях кризиса нужно, конечно, помогать друг другу и сотрудничать. И мы видим, что появляется такая возможность у различных стран, но недостаточно политической воли для этого. Этой политической воли недостаёт по нескольким причинам. Страны СНГ всё-таки побаиваются российского влияния, потому что чувствуют, что их собственное население, если ему дать право голоса, высказалось бы за значительное ограничение прав в пользу России, в пользу интеграционных проектов.


С другой стороны, у России недостаточно политической воли для того, чтобы тратить ресурсы на интеграцию. Поскольку интеграция – это стратегический проект, а у российской политической элиты (я не говорю о политическом руководстве, а о политической элите в целом) недостаточно политического видения и готовности вкладывать ресурсы в эту стратегию вообще.


Третий недостаток политической воли идёт из-за того, что внешние субъекты, прежде всего, США, ЕС, стремятся максимально парализовать способность элит стран СНГ и России сотрудничать друг с другом, для того чтобы не допустить возрождения России, как сильного геополитического центра влияния, способного отстаивать свои интересы и интересы стран СНГ. США и ЕС хотели бы, чтобы они доминировали на этом пространстве, чтобы интересы граждан, проживающих в России, Украине, Казахстане учитывались меньше, чем интересы граждан ЕС и США. Это вполне логичная для них схема. Своими ресурсами они как бы парализуют это интеграционное сотрудничество. Именно поэтому такие проекты не очень работают.

СНГ даже в момент его создания воспринимался многими как институт, направленный на развод бывших советских республик, на их упорядоченное включение в мир. Он рассматривался как временная структура, которая объединяет связанные слишком многими культурными и экономическими связями бывшие республики СНГ. Данная характеристика СНГ, в общем-то, может сохраняться и сегодня.


По сути дела можно сказать, что развод советских республик завершился удачно. Сейчас многие из них ориентируются на разные центры силы. Например, Украина ориентируется на ЕС и НАТО, страны Средней Азии, особенно Казахстан, пытаются лавировать между Россией, Китаем и Западом. То есть, в общем-то, распад постсоветского пространства на регионы свершился. Этих регионов три: Средняя Азия, Закавказье и регион, примыкающий к ЕС, куда входят Белоруссия, Украина и Молдова.


Поэтому на данный момент СНГ скрепляется лишь старой памятью о существование Советского Союза и усилиями России. На данный момент это межгосударственное образование в значительной степени следует считать мёртвым, неспособным к какой-то серьёзной совместной деятельности. Но как культурное сообщество, как сообщество соседей России, оно представляет некоторый интерес до сих пор, и может в этом качестве сохранятся неопределённо долго.

В период общеэкономического и финансового кризиса межстрановые контакты становятся не просто крайне важными, но ещё и очень конкретными. Общеполитические интересы уступают перед абсолютно конкретными экономическими интересами. Очень важно, что в последние годы российская внешнеполитическая активность поворачивается в сторону прагматических экономических интересов. Не исключением становятся и отношения со странами СНГ, где основные вопросы повестки дня формируются с учётом абсолютно конкретных экономических интересов российских компаний и российской экономики в целом.


В этом смысле очень важной является проходящая сейчас в Казахстане встреча глав правительств СНГ, на которой рассмотриваются в первую очередь именно экономические вопросы.  Полагаю, что такое динамичное развитие отношений и то, что Россия действительно становится важнейшим экономическим партнёром стран СНГ, позволит в то же время получить и серьёзные политические преференции.

16 Августа 2019 Новости
Нестабильность: россияне с опаской смотрят в будущее
 Нестабильность: россияне с опаской смотрят в будущее Большинство россиян (62%) считают, что сегодня в стране неблагоприятная ситуация для планирования будущего, говорится в новом исследовании ФОМ. Основная причина — это нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне, отмечают социологи.
15 Августа 2019 Новости
Долговая яма: сколько россиян не могут расплатиться по кредитам
 Долговая яма: сколько россиян не могут расплатиться по кредитам Большинство россиян тратят на выплату кредитов от 10 до 20%, однако каждый десятый россиянин тратит на обслуживание задолженности от 41 до 50%. При этом большинство опрошенных заявили, что не испытывали трудности при выплате кредитов, говорится в материалах исследования ВЦИОМ.
14 Августа 2019 Новости
Россияне стали реже покупать мясо
 Россияне стали реже покупать мясо Российские потребители стали реже покупать мясо, сообщает РБК со ссылкой на исследование компании GfK Цены на все виды этого продукта выросли, а больше всего, на 12%, подорожала курица. При этом реальные располагаемые доходы россиян не растут.
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".