Комментарий
27 Ноября 2014 14:17

Сворачивание «Южного потока» может дорого обойтись Евросоюзу

Дмитрий Абзалов аналитикДмитрий Абзалов

Дмитрий Абзалов
аналитикДмитрий Абзалов
Россия может отказаться от строительства газопровода «Южный поток», если у Евросоюза не будет спроса на снижение рисков по поставкам газа. Об этом заявил министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

Подробнее — в материале «Россия может отказаться от "Южного потока"».

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в интервью «Актуальным комментариям» прокомментировал возможность отказа от строительства газопровода «Южный поток» и ситуацию зависимости, в которой окажется ЕС.

«Смысл «Южного потока» заключался в том, чтобы диверсифицировать поставки и снизить риски, связанные, прежде всего, с Украиной. Соответственно, Европейский Союз фактически ограничил реализацию проекта за счёт основной входной точки, в первую очередь речь идёт о Болгарии, которая должна стать основным направлением распределения голубого топлива и стартовой точкой для наземной части проекта. Пока идут обсуждения, Российская Федерация заключила несколько контрактов в направлении Китая, прежде всего, на восточный маршрут и так называемый западный — через газопровод «Алтай».

Западный маршрут предполагает использование ресурсной базы, которая теоретически может работать в направлении «Южного потока». Собственно говоря, Миллер на последней пресс-конференции уточнял, что в случае если будет достигнуто решение о поддержке «Южного потока», то «Газпром» может использовать возможности для того, чтобы форсировать поставки голубого топлива в направлении юго-восточной Азии. 

Какие риски могут быть для Российской Федерации в случае сворачивания потока? Прежде всего, они будут касаться Украины, потому что основная часть будет проходить именно через нее, со всеми издержками, которые с этим связаны. А именно — с риском перекрывания транзита, возможной большей зависимостью от Киева в вопросах поставок и, соответственно, со снижением возможности манёвра по доставке голубого топлива в страны Восточной Европы. Таким образом, Европейский Союз может получить серьёзные проблемы, связанные с поставкой, потому что зависимость от голубого топлива Российской Федерации в Восточной Европе составляет 70% — около трети в целом в ЕС. 

Следовательно, серьёзные сокращения поставок могут привести к заметному падению экономики. Причём альтернативы для этих поставок, скорее всего, не будет. Потому что есть система энергоносителей. Соответственно, поставка голубого топлива, например, из США становится нерентабельной. И, в принципе, перспектива сланцевой революции при стоимости 80 долларов за баррель становится весьма сомнительной, как, собственно говоря, и перспектива сланцевой революции в Европейском Союзе, прежде всего, в Восточной Европе.

Целый ряд стран уже сворачивают проекты. Соответственно, альтернативу обеспечить будет достаточно сложно. То же самое будет касаться и СПГ, который также перспективен именно при высокой стоимости энергоносителей. При 80 долларах за баррель, конечно же, будет сложно конкурировать с трубопроводным газом, который будет дешевле с точки зрения добычи, а соответственно, и доставки. Поэтому Европейский Союз может столкнуться с проблемой, связанной с доставкой газа и с рисками относительно энергодефицита, который сложно будет закрыть, особенно на фоне падающей добычи в Северном море. Поэтому сворачивание «Южного потока» может очень дорого обойтись Европейскому Союзу.

Даже в случае если он будет построен, и Европа будет настаивать на той же схеме, как, например, с «Северным потоком» (напомню, он заполняется только наполовину из-за того, что Европа ограничила прокачку голубого топлива через немецкие газопроводы, во всяком случае, «Опал» фактически более 50% объёма прокачки резервирует для так называемых независимых производителей), нам это не интересно.

Поэтому Европейскому Союзу необходимо определиться с вопросом строительства и с функционированием самого проекта. В случае если он будет торпедирован, все риски украинской экономики Евросоюз будет брать на себя, включая необходимость инвестировать порядка 20 миллиардов долларов в модернизацию газотранспортной системы Украины. Поэтому риски очевидны. И, соответственно, фактически это будет попыткой оказать определённое давление на Европейский Союз, чтобы форсировать принятие решения по «Южному потоку»».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".