Сказано
1222 5 апреля 2012 17:41

Дмитрий Медведев, президент РФ

Президент России Дмитрий Медведев поддержал идею введения своего рода «праймериз» для кандидатов в губернаторы и получения ими поддержки у населения перед регистрацией.

В ходе встрече президента с губернаторами, представителями региональных заксобраний и органов местного самоуправления было высказано предложение ввести отбор кандидатов на пост главы региона, в том числе на уровне местного самоуправления.

С идеей предусмотреть в законопроекте о прямых выборах губернаторов своеобразный «местный фильтр» выступили губернаторы Ульяновской и Белгородской областей. В соответствии с их предложением, кандидаты в губернаторы перед регистрацией должны заручиться поддержкой депутатов муниципальных собраний.

«Насколько я понял, идея заключается в том, чтобы каждый кандидат в губернаторы получил дополнительную легитимность, пообщавшись с населением практически во всех муниципальных округах и районах, заручился доверием, определенной поддержкой со стороны муниципальных депутатов и глав муниципальных образований», - суммировал Медведев прозвучавшие предложения, сообщает «Интерфакс».

Президент высказался в поддержку этой идеи, напомнив, что в перспективе «партий будет больше и добрая половина их представителей хлынет в регионы, чтобы там избираться в губернаторы». «Плюс к тому в законе предусматривается возможность самовыдвижения», - добавил Медведев.

По его словам, в этих обстоятельствах «есть опасность того, что баллотироваться будут люди, абсолютно не подготовленные - проходимцы, городские сумасшедшие, дурачки».

«Конечно, самим избирателям судить, кто достоин или не достоин быть губернатором. Здесь не нужно никаких избыточных барьеров. Мне не нравится термин "фильтр". Мы не должны никакие фильтры устанавливать. Пусть люди сами выбирают, но понимают цену своей ошибки», - заявил глава государства.

Медведев напомнил, что в предложенном им законопроекте о прямых выборах губернаторов этой идеи нет. «Но я считаю, что это может укрепить избирательный процесс», - согласился он.

Президент считает, что представители регионов должны сами определиться с тем, какой процент голосов местных депутатов должен будет получить от них кандидат в губернаторы. «Он не должен быть запредельным и запретительным. Может быть - 5-7%, может быть - какая-то вилка», - сказал Медведев. Глава государства предложил руководителям регионов оформить данную инициативу и проработать ее вместе с администрацией президента.

Напомним, что в настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о введении прямых выборов губернаторов. Документ предусматривает, что главы регионов будут избираться голосованием граждан. В соответствии с законопроектом, баллотироваться в главы региона можно будет как от партии, так и в порядке самовыдвижения. Законопроект составляет часть масштабной реформы политической системы, с инициативой проведения которой Дмитрий Медведев выступил 22 декабря 2011 года в своём послании Федеральному Собранию.

Отметим также, что на встрече президента с представителями регионов была озвучена еще одна идея - ввести однократный единый день голосования во второе воскресенье сентября.

С таким предложением выступил, в частности, губернатор Белгородской области Евгений Савченко. По его словам, два дня голосования - весенний и осенний - это слишком много. «Мы постоянно живем с выборной повесткой дня вместо того, чтобы делом заниматься», - отметил губернатор.

Медведев назвал идею введения единого дня голосования разумной, отметив, что она «в интересах наших людей». Также, как полагает президент, в случае реализации этой инициативу главам регионов будет легче работать.

«На счет сентября у меня нет возражений. Месяц хороший, достаточно теплый, настроение хорошее, хочется ходить на выборы», - отреагировал на предложение Медведев, сообщает «Интерфакс».

Комментарии экспертов

Кандидат в губернаторы должен будет получить по 5% подписей от депутатов всех муниципальных образований той территории, где он собирается идти в губернаторы. С одной стороны, мы понимаем, что это все вызовет критику. Мол, опять какие-то преграды, фильтры. Но на самом деле, мы же понимаем, что в случае с губернаторскими выборами важный  момент не просто в возвращении той системы, которая была в 90-е годы. Она ведь была тоже не беспроблемная. Речь шла не о том, чтобы ее вернуть назад. Иначе вообще непонятно, зачем мы отменяли ту старую систему, если мы просто через определенное количество времени взяли к ней и вернулись.

Речь, конечно, должна идти о появлении новой избирательной системы. Проблема таких выборов заключалась в том, что, к сожалению, на выборы шли откровенные популисты. И, будем откровенны, зачастую, к сожалению, политическая культура наших сограждан не всегда находилась на высоком уровне. И это позволяло при помощи манипулятивной технологии избирать губернаторами весьма сомнительных личностей.

Поэтому сейчас главная задача заключается в том, чтобы создать такую систему фильтров, которая не являлась бы системой тотального отсечения всех и вся, была бы достаточно гибкой, чтобы не было подозрений в том, что это некая ловушка для того, чтобы не допустить до выборов неугодных кандидатов. Но при этом все-таки она должна заставить кандидатов в губернаторы сделать хоть что-то для того, чтобы действительно доказать свою способность управлять этой территорией.

И идея праймериз в этом смысле вполне логичная.

С одной стороны, это дополнительное обременение: нужно будет ездить во все муниципальные образования, собирать подписи. Но, с другой стороны, это не такое сложное обременение для человека, который действительно чувствует готовым управлять регионом. Собрать 5% подписей – не такая уж чудовищно сложная задача, это можно сделать. Зато откровенных сумасшедших и клоунов вся эта система будет отсекать. И главное, у людей будет возможность посмотреть на кандидата. Кстати, и у кандидата будет больше возможностей с точки зрения того, чтобы показать товар лицом, общаясь не только с депутатами, но и с населением. Это, кстати, важно и с точки зрения усиления муниципального уровня власти.

Мы же часто говорим, что одной из главных задач является получение реальных полномочий для муниципалитетов, а это тоже важный момент, потому что муниципальные депутаты теперь будут участвовать в губернаторских выборах, пусть и таким способом, как дача согласия на участие того или иного кандидата. Это тоже момент, который, как мне кажется, усиливает муниципальную власть. Это будет, на мой взгляд, разумно. Таким образом, получается, что фильтры передаются именно на муниципальный уровень. Это будет не федеральная возможность убирать неугодных кандидатов. Это уже вопрос именно низового уровня власти, которую мы и пытаемся активно развивать.

Что касается единого дня голосования, то тоже разумное предложение. Это будет повышать явку, потому что, если у вас выборы идут в один день, все люди будут знать, что в этот день у нас выборы и желание принять в них участие будет более активным и весомым. Президент Медведев сказал про погодный фактор. Он, конечно, тоже присутствует, но там есть и другие факторы. Например, фактор бюджетный, потому что бюджет как раз будет приниматься именно осенью. В этом плане, мне кажется, логично, что новая власть будет сразу получать возможность принять участие в решении фундаментальной задачи – принятии бюджета на следующий год, что является основным документом. Поэтому, мне кажется, что перенос на осень, это достаточно разумное и логичное решение.

Предложенные праймериз для губернаторов -  это никакие не праймериз. Под праймериз понимаются предварительные выборы внутри партии. В США это обычная практика при выборах президентов, губернаторов, сенаторов и других подобных должностных лиц. Та же система действует в ходе выборов кандидатов на пост президента, например, во Франции. Однако та схема, которую предлагает Медведев, это вовсе не праймериз, она похожа на систему выдвижения кандидатов в президенты Франции, я имею в виду уже не внутрипартийную, а официальную, когда кандидату требуется заручиться поддержкой так называемых магистратов, то есть депутатов национального собрания, депутатов местного уровня, мэров городов и так далее. Подобная ситуация, естественно, ограничивает право людей выдвигаться на высшие посты.

В данном случае мы имеем дело с  тем, что сначала власть создала великое множество партий. Теперь же, заявляя, что какая-то часть лидеров этих партий – проходимцы и сумасшедшие, она пытается ограничить право граждан на выдвижение в губернаторы.  Понятно, что если кандидат в губернаторы будет вынужден собирать подписи местных депутатов, то, скорее всего, таких кандидатов будет очень мало, и подавляющее большинство людей, которые попытаются претендовать на высшие посты, не смогут выдвинуться. То есть, в данном случае мы имеем дело с очень серьезным ограничением. Фактически, шанс на выдвижение будут иметь кандидаты от «Единой России», от КПРФ и, может быть, от некоторых других относительно крупных партий, от тех, у которых есть много муниципальных депутатов и депутатов региональных законодательных собраний.

Речь идет фактически о том, что наряду с так называемым «президентским фильтром», когда президент имеет возможность отклонять неугодных кандидатов, устанавливается еще один фильтр, на этот раз партийный, бюрократического свойства, когда на пост губернатора не может баллотироваться человек, не имеющий поддержки определенного числа местных депутатов.

Все оппозиционные и неугодные кандидаты отсеиваются автоматически, если будет принята подобная процедура. Потому что понятно, что ни системные либералы, ни системные левые, ни националисты не имеют достаточного количества депутатов в региональных органах власти, чтобы выдвинуть своего кандидата в губернаторы по такой процедуре.

Поэтому, мне кажется, что сегодняшнее заявление – это шаг назад. Демократия компрометируется путем введения совершенно невероятных, чрезвычайно сложных процедур, препятствующих избирателям осуществлять рациональный выбор.  Этот курс мне представляется  крайне опасным, потому что он не только может вызвать к жизни ту или иную форму диктатуры, но и закрепляет политическую отсталость России, закрепляет господство коррупции, господство совершенно неэффективных форм общественного управления, парализует легитимный общественный протест. Эти идеи фактически являются очередным туром по завинчиванию гаек на котле, у которого и так всего пару месяцев назад почти снесло крышку.

Что касается единого дня голосования, то он, прежде всего, удобен для бюрократии, поскольку применять административный ресурс легче всего в один день. При таком подходе преимущество получает правящая бюрократия и правящая партия, а избиратель еще больше запутывается, получая целую пачку бюллетеней по выборам в совершенно разные органы власти.

Во введении единого дня голосования есть определенная логика, учитывая, что избранный губернатор будет уже под себя верстать бюджет. Кроме того, раз год по всей стране мы получаем такой замер уровня влияния основных политических сил. Можно сказать, что получается ежегодный социологический опрос.
 
Что касается праймериз, то опыт их проведения в нашей стране, скорее, негативный. Пока что праймериз проводила только «Единая Россия». Но в реальности кандидатов в Думу по местам в списках расставляли не в соответствии с теми результатами, которые они получили на праймериз. И если бы ЕР показала эталонные праймериз, то тогда это можно было бы предлагать другим партиям. А если они сами не придерживаются тех правил, которые предложили,  возникает вопрос, почему они должны навязывать это другим партиям.

Еще один пример - недавние выборы в Ярославле. Провели праймериз, на них победил человек, который потом участие в выборах вообще не принимал. Поэтому я думаю, что это внутреннее дело партии - проводить или не проводить предварительное голосование.

Что касается поддержки кандидата на пост губернатора со стороны депутатов муниципальных органов власти, то, с одной стороны, логика в этом есть. Есть прецеденты, например, во Франции, где для того, чтобы выдвинуться кандидатом в президенты, надо получить пятьсот подписей выборных лиц. Но там порядка пятидесяти тысяч подобного рода выборных лиц, то есть нужно получить один процент от них. Даже при таком необходимом уровне в этот раз бывший премьер-министр Доминик де Вильпен не смог собрать пятьсот подписей. Поэтому я полностью поддерживаю позицию Дмитрия Медведева насчет того, чтобы этот барьер не был запретительным. Соответственно, я считаю, что 5-7% - это слишком много.

Более того, это создает еще одну проблему. Создает мотивацию у региональных  властей к манипуляции результатами голосования на выборах местных органов власти. У них возникает мотив торпедировать оппозиционные партии еще на этапе выдвижения кандидатов - просто не регистрировать их, вот и все.

В целом же озвученные идеи заслуживают внимания, нужно только тщательно рассмотреть все «за» и «против».

Идея сокращения от двух до одного дней голосования не кажется мне принципиальной для политической жизни страны. Наверное, какие-то плюсы у этой идеи есть. Это может быть, в частности, экономия издержек, связанных с организацией выборов,  повышение интереса к выборам, повышение явки, потому что, когда много выборных кампаний проходит одновременно, получается такой кумулятивный эффект в общественном мнении. Главным плюсом, пожалуй, мне видится тактический момент,  который может сработать в следующем году.

Это возможность для новых партий подготовиться к серьезным региональным кампаниям. В ближайшую осень региональные кампании пройдут в любом случае,  а следующие, если эта идея будет принята, пройдут уже в не марте, а через год, осенью, через год после осенних региональных выборов этого года. Это позволит новым партиям подготовить платформу для участия в региональных кампаниях, что, кстати, будет особенно актуально, учитывая и тот факт, что может быть введен муниципальный фильтр для тех губернаторов.

Что же касается непосредственно предлагаемой конструкции фильтра, на мой взгляд, это лучше, чем фильтр, связанный с президентскими консультациями. Потому что если речь вести об обязывающих консультациях с президентом, то здесь слишком высока доля произвольного усмотрения главы государства, что создает, прежде всего, для него самого определенные репутационные издержки, когда он по субъективным критериям отсеивает кандидатов на этапе такого кастинга.

Должна идти речь о возможности отрешения губернатора в определенных случаях, причем, состав этих случаев должен быть, на мой взгляд, достаточно представительным. Возможности для отрешения  губернатора должны быть у главы государства. А вот кастинг на предварительном этапе, мне кажется, будет создавать нездоровую ситуацию. Поэтому достаточно удачной альтернативой можно считать использование фильтра муниципального, когда претендент на пост главы региона будет вынужден опираться на поддержку хотя бы небольшой части муниципальных депутатов.

Кремль хотел бы тем самым частично отсечь от выборов политических гастролеров, которые не имеют отношения к регионам, которые, не имея никаких позиций  в регионе, могут просто вести кампанию в логике политического шоу-бизнеса и даже побеждать, как это было не раз в 90-е годы и в начале 2000-х. Но,  на мой взгляд, это не столько очищение, сколько усложнение задачи для тех, кто хотел бы попробовать свои силы в чужом регионе, где у него нет серьезных позиций, потому что в этом случае просто придется сделать подготовительную работу по созданию некой политической платформы на муниципальном уровне. Это подразумевает более широкий комплекс задач, установление контакта со структурами гражданского общества в регионе, что в любом случае полезно для любого претендента на пост главы региона. Скажем так, это тот тип ограничений, который может повысить качество работы кандидатов.  Он будет вынуждать их заниматься тем, что действительно важно, то есть, созданием базы поддержки на местах на низовом уровне.

Есть и еще один плюс данной инициативы - общее повышение интереса федеральных политических структур к муниципальному уровню власти.

Пока что мы не можем сказать, будет ли муниципальный фильтр альтернативой президентскому. В любом случае, если предварительный отбор кандидатов президентом выглядит не очень операциональной идеей, то этот фильтр является вполне применимой открытой процедурой. Она уже действует в некоторых странах – например,  во Франции при выдвижении на пост президента республики.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".