Статья
3931 22 декабря 2011 14:02

Последнее Послание

Дмитрий Медведев в последний раз в рамках текущего президентского срока обратился с Посланием к Федеральному собранию.

В самом начале своей речи президент поздравил депутатов Госдумы шестого созыва с началом работы и выразил готовность к «диалогу по всем вопросам».

Медведев заявил о неприемлемости попыток манипулирования людьми и разжигания социальной розни.

«Мы не дадим провокаторам и экстремистам втянуть общество в свои авантюры, не допустим и вмешательства извне в наши внутренние дела», - заявил Медведев в послании Федеральному собранию.

Президент заявил об этом после того, как затронул тему прошедших парламентских выборов в России. Он отметил, что по их итогам были сделаны различные заявления, как в России, так и за рубежом, и кто-то доволен результатами этих выборов, «кто-то не вполне, кто-то совсем не доволен», сообщает «Интерфакс».

«Право людей выражать свое мнение всеми законными способами гарантировано, но попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь, неприемлемы», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Он добавил, что власти России внимательно и с уважением воспринимают любую критику в адрес государственных институтов и отдельных должностных лиц, и делают выводы, если эта критика справедливая.

«Восстанавливаем законность там, где она была нарушена, принимаем необходимые решения на основе консультаций с основными политическими силами, выражаем свою позицию, возражаем в необходимых случаях, если критика безосновательная», - сказал глава государства.

Медведев также заявил, что России необходимо демократическое развитие, а не хаос.

«России нужна демократия, а не хаос. Нужна вера в будущее и справедливость», - сказал президент.

«То, что общество меняется, а граждане все активнее высказывают свою позицию, предъявляют законные требования к власти - это хороший признак, признак взросления нашей демократии. И с моей точки зрения, это хорошая тенденция, которая принесет пользу нашей стране как возросшая политическая конкуренция, заставляющая работать более качественно, быстрее откликаться на проблемы миллионов российских семей», - подчеркнул глава государства.

Он заявил, что назовет меры, которые он предлагает принять в самое ближайшее время, чтобы «дать гражданам больше возможностей влиять на политику российского государства, на принятие любых решений, затрагивающих их права и интересы».

По мнению главы государства, гражданское общество в России укрепилось.

Так,Медведев считает увеличение активности некоммерчески организаций (НКО) одним из ключевых достижений последних лет.

«Наше гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным. Существенно возросла социальная активность общественных организаций, это подтвердили события последних недель. Считаю увеличение активности некоммерческих организаций одним из ключевых достижений последних лет», - сказал президент.

Он отметил, что государство немало сделало для поддержки НКО, для развития и стимулирования добровольческих движений в стране, и сообщил, что сегодня в России насчитывается более 100 тысяч некоммерческих организаций.

«Регистрировать их стало проще, а проверок деятельности НКО стало существенно меньше, и очень многим из них государство оказывает прямую помощь», - подчеркнул глава государства.

Он сообщил, что годовые объемы благотворительности сегодня близки к 100 млрд рублей, а в добровольческих акциях участвуют миллионы граждан.

Медведев отметил также, что число пользователей фиксированного широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в России за последние три года удвоилось и составляет на данный момент около 55 миллионов человек.

По абсолютному показателю Россия занимает первое место в Европе, сказал он.

Президент в своей речи коснулся избирательной системы. В частности, он предложил изменить порядок формирования центральной и региональных избирательных комиссий.

«Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости», - сказал Медведев.

«Соответствующие проекты я внесу в Госдуму», - цитирует президента «Интерфакс».

Медведев также предложил ввести упрощенный порядок регистрации политических партий.

«Мое предложение: по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны», - сказал глава государства.

Кроме того, президент предложил отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Госдуму и в региональные законодательные собрания.

«Наконец, сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч», - сказал Медведев.

Еще одно предложение главы государства - изменить систему выборов в Госдуму.

«Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте», - подсеркнул Дмитрий Медведев.

Президент заявил и о необходимости перехода к выборам руководителей субъектов Федерации прямым голосованием жителей регионов.

«Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни. Считаю необходимым следующее: перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов», - сказал Медведев.

Кроме того, по словам президента, руководство России будут поэтапно, в течение нескольких лет проводить децентрализацию власти.

«В Государственную думу будет внесен пакет законопроектов о децентрализации. Его реализация позволит провести серьезное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов», - сказал глава государства.

«Мы будем делать это, естественно, поэтапно, в течение нескольких лет в рамках следующего политического цикла», - добавил Медведев.

«Пора на деле приблизить к людям исполнение важнейших для них функций государства», - подчеркнул президент.

По его словам, регионы России в результате децентрализации полномочий могут получить до 1 триллиона рублей дополнительных доходов.

«Будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные. Их объемы мы, конечно, еще дополнительно обсудим, но считаю, что они могут составить до 1 триллиона рублей», - отметил Медведев.

Децентрализация, по его мнению, должна создать условия для успешного развития территорий, для более качественного исполнения обязанностей государства перед гражданами.

«Будут постепенно отменяться федеральные льготы по региональным и местным налогам, сроки должны быть дополнительно проработаны правительством. В ряде регионов начнется взимание налога на недвижимость взамен имущественных налогов», - сказал глава государства.

Кроме того, регионам и муниципалитетам будут представлены более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами, которые поступают с федерального уровня. «Излишнее регламентирование, мешающее самостоятельной работе не местах, будет устранено», - заявил Дмитрий Медведев.

Главы регионов также получат право ставить вопрос о делегировании публичных полномочий с федерального на региональный уровень, отметил президент. Прежде всего, это касается тех полномочий, которые влияют на инвестиционный климат и социальное развитие регионов, подчеркнул он.

При этом, подчеркнул глава государства, часть полномочий может быть дополнительно передана всем регионам в силу федерального закона, прежде всего тех, которые прямо влияют на инвестиционный климат и социально-экономическое развитие территорий.

«Одновременно следует укрепить материальную базу муниципалитетов, местного самоуправления, как самого близкого к людям органа власти», - добавил Дмитрий Медведев.

Он сказал, что муниципалитеты «должны получить солидную и прогнозируемую финансовую основу для своей деятельности».

Президент не обошел своим вниманием и тему коррупции.

Так, он предложил ввести контроль за расходами государственных служащих.

Медведев, в частности, заявил, что это необходимо сделать для усиления борьбы с коррупцией.

«Считаю правильным ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам. Речь идет о декларировании крупных расходов по приобретению земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных», - сказал президент.

«Введение данного положения вместе с установленными в уголовном законодательстве кратными штрафами, увольнением в связи с утратой доверия при совершении коррупционных правонарушений и другими уже принятыми мерами, по сути, является реализацией конвенции ООН против коррупции - об установлении ответственности за незаконное обогащение. Причем эта ответственность устанавливается в соответствии с принципами именно нашей правовой системы», - подчеркнул Медведев.

Он также выступил за расширение списка чиновников, которые должны декларировать доходы.

«Хотел бы подчеркнуть: борьба с коррупцией, такая масштабная и системная, она только началась, и мы будем ее вести решительно, системно и последовательно», - сказал Медведев.

Президент также затронул проблему реформирования вооруженных сил.

По его словам, к 2017 году почти половину численности Вооруженных сил России к 2017 году должны составлять контрактники.

Как подчеркнул президент, в России начался переход к профессиональной армии, и уже в следующем году по контракту в вооружённых силах будут служить 220 тысяч офицеров и более 180 тысяч солдат и сержантов.

Все новости по Посланию президента Федеральному Собранию.

Комментарии экспертов

Это было действительно интересное послание. В случае Медведева есть очень серьезная специфика, связанная с тем, что как бы пакет договоренностей относительно будущего пятилетия, даже шестилетия, если учитывать президентский срок, уже озвучен, и самое главное  - четко обозначен курс на модернизацию.

И в связи с этим, конечно, послание президента Медведева воспринимается как некая прелюдия к тому, что будет делать Медведев в случае избрания Путина президентом, и утверждения, собственно, в качестве премьера в мае будущего года. Мне, например, важно услышать какие-то основные приоритеты, намеченные для бесспорного исполнения поставленных задач. Конечно, очень важно услышать направления дальнейшей модернизации политсистемы, о чем заявлялось ранее.

Раз это послание - последнее в первом сроке президента Медведева, то это и определенное подведение итогов в осмыслении той эпохи, которая завершается, и вместе с тем предлагается понимание новой эпохи и формулы новых вызовов, перед которыми Россия будет уже находится в 2012 году.

В обществе же ожидания - самые различные. Тут надо разбирать по отдельным социальным группам. Скажем, если брать в городском разрезе, то средний класс, который в последнее время проявляет явную митинговую активность, сейчас несколько разочарован. Во-первых, он делал ставку на второй срок Медведева. И когда конфигурация определилась, то возникло разочарование, и никуда оно не делось.

Во-вторых, фон прошедших выборов в Госдуму, где были зафиксированы различные нарушения, несколько подпортил общую картину и придал именно этой группе такой дополнительный, решительный стимул нетерпения. Поэтому, если говорить об этом сегменте нашего общества, то конечно оно ожидает от президента Медведева, я бы сказал, такой демонстрации радикальных шагов либерального толка.

Но если говорить о больших группах, которые могут быть описаны как люди зависящие, например, от бюджета (работники бюджетных учреждений, пенсионеры и остальные получатели пособий), мне кажется, они ожидают подтверждение того, что официальные гарантии и выплаты останутся на том же уровне.

Президент вышел из формата простого отчета. То, что мы услышали - это масштабное политическое завещание президента. Это программа действий для власти на будущие годы.

Послание можно разделить на три основных блока - реформа политической системы, антикоррупционная кампания и комплекс мер по повышению эффективности власти.

Очень эффективное, с моей точки зрения, послание.

Безусловно, меры по реформе политической системы, начиная от введения выборности губернаторов и выборов депутатов по 225 пропорциональным округам (они фактически приближаются к системе к одномандатным округам, но все-таки с привязкой к партии) до уменьшения количества подписей, необходимых для выдвижения на пост президента, а также поощрение регистрации политических партий, по-настоящему революционны. Эти предложения показывают, что власть стратегически мыслит и не ограничивается одной легислатурой. То есть это действительно не простой отчет, а политическое завещание. Конечно, предложения были выработаны тандемом совместно. При этом абсолютно понятно, что Медведев готов активно работать в российской политике и в будущем.

Что касается выборности губернаторов, то я убежден, что конкретные механизмы будут выработаны во взаимодействии с премьером Путиным. Медведев не уточнял механизмов. Я думаю, конкретную модель этой выборности еще предстоит согласовать и с премьером Путиным, и вообще с правящей элитой. Медведев просто обозначил вектор дальнейшего продвижения, и в нем еще нужно вырабатывать конкретные механизмы.

Прозвучавшие предложения говорят о большой реформе политической системы. Это ответ на вызов времени, на общественные настроения. Но не в жанре «мы поддались давлению». Это - осмысление текущих процессов и ответ на них.

Предложение Медведева необходимо рассматривать в совокупности, поскольку только в совокупности они дадут серьезный кумулятивный эффект. Если, меры, предложенные президентом, применять по отдельности, то на трансформацию политсистемы они не окажут должного влияния.

Примерно также Медведев в своих трех предыдущих посланиях предлагал точечные меры по усовершенствованию партийной системы, и каждая из его инициатив казалась не очень глобальной. Но в итоге положение парламентской оппозиции изменилось в лучшую для нее сторону. Сейчас же инициативы Медведева гораздо более масштабны и революционны, поэтому и в совокупности дадут более серьезный эффект.

Но если говорить о политическом блоке в послании, то я, прежде всего, выделил бы не столько его федеральный, сколько региональный блок по двум причинам. Первое, это то, что все-таки все инициативы Медведева, которые касаются федеральных, парламентских и президентских выборов, они если будут реализованы на практике, то только через пять лет. То есть, до этого еще нужно дожить. А второе, потому что, все-таки, на мой взгляд, те инициативы, которые он обнародовал по региональному уровню, дадут гораздо более впечатляющий эффект, потому что в России достаточно силен политически федеральный центр, и не очень сильны регионы. То есть, по большому счету, партийная система регионов является проекцией федеральной партийной системы, а это не совсем удобно, потому что если федеральная партийная система начнет ослабевать, а сейчас мы как раз наблюдаем подобное, то это автоматически проецируется на региональный уровень.

Поэтому на региональном уровне должны быть достаточно сильными партии, и их представительство в региональных парламентах. И то, что предлагает Медведев, создаст наиболее серьезный кумулятивный эффект. Если, с одной стороны, будет облегчена регистрация партий, а с другой стороны, для партий будет облегчено участие в региональных избирательных кампаниях, то новые партии, которые будут регистрироваться и сконцентрируют на себе тот электорат, который не представлен на уровне парламентских партий, как раз могут громко заявить о себе на региональном уровне. Это станет для них хорошим условием для того, чтобы через пять лет принять участие в федеральных выборах.

 Плюс, я бы еще отметил, что это инициатива, скорее, экономическая чем политическая. То есть регионы станут, если верить заявлению Медведева, более независимыми с финансовой точки зрения, у них будет более обширная налоговая база, и это приведет к тому, что губернаторы все-таки будут в период региональных выборов оглядываться не столько на федеральный центр, сколько на интересы региона.

Так что, думаю, что именно с регионов у нас и начнется политическая трансформация России, и если все инициативы Медведева будут реализованы, так как он заявлял, то это приведет к очень серьезным изменениям в политической системе.

Послание Медведева отвечает, в первую очередь, ожиданиям среднего класса. Многие ждут экономической модернизации. При этом, большинство ждет, прежде всего, путинской социальной модернизации. А средний класс ждет во многом политической модернизации. И вот это - ответ на ожидания среднего класса.

Люди хотят большего участия в избирательном процессе, и здесь происходят огромные привлечения. Условно говоря, сейчас граждане за кого голосуют? Реально - за президента, за партии и за законодательные собрания. Сейчас они будут иметь возможность дополнительно голосовать за губернаторов. Увеличивается количество партий. Предложенный Медведевым упрощенный порядок регистрации политических партий, при котором достаточно 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны, – достаточно низкая планка.

Нас ждет бум партийного строительства. Сегодняшний день можно назвать праздником политолога. Общий бюджет избирательных процессов, мне кажется, будет увеличен в десятки раз. Политические партии должны следить, чтобы по мажоритарным округам не проходил криминал. Они будут не самовыдвиженцы. Политические партии должны блокировать проникновение криминала. Кроме того, будет 225 округов (пропорциональные списки). Нужно будет посмотреть внимательнее, какой конкретно будет избирательная процедура, но я не исключаю, что у нас произойдет серьезный переход как бы к двухпартийной системе.

Что касается выборов губернаторов, то пока это общая концепция. Думаю, что это будут, как сказал Путин, прямые выборы, но с учетом «президентского фильтра». Партия будет выдвигать кандидатов, а президент будет как бы согласовывать эти кандидатуры. Я думаю, что президент будет давать свое согласование на эти кандидатуры партий для выборов губернатора в 90 процентов случаев. В редких случаях он будет отводить представленную кандидатуру.

Важен и антикоррупционный блок послания президента. Продолжается развитие той темы, которая была заявлена Путиным - борьба с аффинированными структурами. Это ведь одно из главных направлений коррупции.

Еще одно направление - борьба с оффшорами. Путин отмечал, что нужно усилить законодательство. Мне кажется, что нужно добавить еще и непосредственное общение. То есть, условно говоря, президент или премьер должны вызвать 20 самых богатых людей России и сказать, что 100 самых главных предприятий России должны, не дожидаясь принятия закона, зарегистрироваться  в России. Возможно, кстати, что предприниматели потребуют гарантий, что в этом случае не будет смены собственников. Ведь почему они держат предприятия в оффшорах? Дело не только в оптимизации налогов, а еще и в том, что в России судебная система активно используется в рейдерских целях. Они боятся, что если они переведут предприятия в Россию, то просто подвергнутся рейдерским атакам. Увидим, какие могут быть даны гарантии, но из оффшоров уходить пора. Медведев об этом не упомянул, но я думаю, что это направление обязательно будет продолжено.

Идея внести упрощенный порядок регистрации партий давно витала в воздухе. Абсолютно очевидно, что КПРФ, например, одна не способна представлять интересы левого фланга коммунистического электората, то есть однозначно необходимо существенное расширение представительства на левом фланге.

Очевидно, что и ЛДПР - никакая не националистическая партия, поэтому каким образом ЛДПР должна представлять националистический электорат, тоже непонятно. Нужна настоящая националистическая партия.

На правом фланге партия «Правое дело», очевидно, дискредитировала себя. Причем, за последнее время, уже неоднократно. «Яблоко» также не может представлять левые либеральные силы.

Поэтому, конечно, да, нужны новые партии в России. И это было понятно задолго до «Болотных площадей». Да и действия в этом направлении принимались задолго до начала митингов и даже задолго до выборов 4 декабря. И эта тенденция – тенденция, которую власти проводят в жизнь уже несколько лет, никак не связана с выходом небольшой жалкой кучки несогласных на Болотную площадь.

Нынешняя система выборов губернаторов региональными собраниями по представлению президента, после того как кандидатуру вносит партия, победившая на выборах, - эта система наиболее оптимальна. Вместе с тем, я понимаю, что сейчас, когда усиливается партийная конкуренция, обеспечить вероятность того, что КПРФ или ЛДПР предложит годного кандидата, мы не можем. И, конечно, в таком контексте возвращение прямых выборов губернаторов является в какой-то мере дополнительной гарантией от того, чтобы некоторые представители партийного руководства наших оппозиционных партий не были коррумпированы теми или иными кланами, которые хотели бы самостоятельно назначить тех или иных руководителей регионов. А мы знаем, что купить партийцев, в том числе, из оппозиционных партий, достаточно легко. Мы видим это по спискам, которые они представили на выборы в Госдуму и которые представляют в региональные парламенты.

Поэтому, возможно, эта новая система в данном случае является более позитивным развитием ситуации. Хотя мне кажется, что прямое назначение губернаторов президентом, даже безо всяких там консультаций с партиями, было бы куда более эффективно, особенно в условиях нашей страны.
 

Дееспособность российской армии, конечно, напрямую зависит от того, какова в ней будет доля контрактников. Сегодня действительно необходимо повышать их долю в армии, потому что современная боевая техника довольно сложна, и срочники просто физически не успевают ее освоить. Как только они ее осваивают, они уже уходят в запас. Таким образом, армия лишается действительно качественно подготовленных солдат. Естественно, контрактники будут занимать должности операторов сложных вооружений и командиров боевых машин, и младших командиров тоже. Поэтому такой курс на увеличение контрактников в российской армии, безусловно, верен.

При этом, вряд ли имеет смысл полностью переводить армию на контрактную основу, поскольку должен сохраняться потенциал на случай большой сухопутной войны. Но в целом, увеличение контрактников, несомненно, требуется.

В целом же, объективно, армия сейчас находится в более хорошем состоянии, чем, скажем, в 2006-2007 году. У нас резко выросло количество боевых частей. Армия может сегодня вести боевые действия с большей интенсивностью, чем тогда. Это, естественно, плюсы. И, в принципе, мы подтягиваемся к уровню развитых стран, но необходимо пройти еще большой путь, в частности по оснащению систем управления и систем связи.

О том, что проблемы развития политической системы в России будут фигурировать в Послании Федеральному Собранию, Дмитрий Медведев уже говорил. И в своих выступлениях в последнее время он неоднократно озвучивал различные вопросы, с этим связанные. Прежде всего, это переход к выборности губернаторов. И президент, и премьер говорили фактически в один голос и в рамках одной политической идеологии.

Также следует вспомнить встречу президента с руководством «Единой России», на которой было сказано о необходимости перехода партии на новые принципы работы и функционирования. И, кроме того, ранее премьер говорил о том, что Дума должна перестроить свою работу. И нынешняя Дума нового созыва сейчас действительно поменяла свой формат.

На мой взгляд, сейчас мы находимся на начальной стадии процесса постепенного перехода от консолидированной к полицентрической политическое системе. Этот переход займет много времени. Его следующей важной вехой станет разделение электорального цикла, когда интервал между двумя основными федеральными выборами - выборами в Государственную думу и выборами президента - увеличится.

На первый взгляд, это, в общем, совершенно техническое, механическое изменение, но, на самом деле, оно носит в высшей степени принципиальный характер, потому что впервые отделит кампанию по выборам в Думу от кампании по президентским выборам. И это реально позволит сделать очень важный шаг к деконцентрации той системы власти, которая существует сейчас в России.

Мне представляется важным, что этот процесс должен носить и носит управляемый характер. И очень важно сохранить его именно в управляемых рамках, потому что в обратном случае произойдет обрушение всей конструкции.

Принципиально важным в ходе этого нового этапа трансформации российской политической системы мне видится то, что эта трансформация осуществляется на основе преемственности. Мы, в общем, к этому термину привыкли до такой степени, что он для нас становится чем-то малосодержательным, а иногда даже употребляется как синоним отсутствия перемен. А ведь в данном случае речь идет именно о переменах на основе преемственности. И, на мой взгляд, очень хорошим воплощением этой модели развития – перемены на основе преемственности – служит переход к выборам губернаторов, который необходимо будет осуществить в ближайшем будущем.

В выборах нового типа будут участвовать как рядовые граждане, так и президент с политическими партиями. И удержание выборов в рамках этого треугольника способно сделать новую модель исполнительной власти в регионах как отзывчивой, чувствительной к предпочтениям избирателей, так и сохранить ее встроенность в общероссийскую политическую систему.

Послание Медведева означает, что действующая власть видит те болевые точки, вокруг которых формируются и поводы, и причины для общественного недовольства.

Меры, которые озвучены в этих сферах, где-то  ограничиваются декларациями, а где-то речь идет о достаточно серьезных решениях.

Думаю, что самыми заметными решениями, которые  прозвучали в послании, являются реформа политической системы, и, прежде всего, переход к прямым выборам губернаторов и радикальное снижение ценза перерегистрации партий.  Технически, как будет обеспечены прямые выборы губернатора, пока остается неясным. Но я думаю, что в любом случае эти меры могут привлечь в системную политику часть той энергии, которая сегодня реализуется в политике внесистемной.

Одной из причин этого разрыва между системной и несистемной политикой, который мы наблюдаем, и того разрастания внесистемной части политического спектра состоит в том, что внутри официальной публичной системной политики не хватало возможности для участия, не хватало механизмов для представительства, в том числе новых политических сил. В этом смысле доступ новых политических игроков в систему может быть довольно важным. То же самое касается необходимости усиления элемента индивидуальной ответственности в политической системе.

Нам не будет хватать тогда внятных политических лидеров, если на уровне институтов не будет поощряться персональная ответственность,  если партии не будут стимулироваться к тому, чтобы опираться на сильных и популярных людей в регионах. В данном случае, и мажоритарные округа, и прямые выборы губернаторов – шаг в эту сторону.

Думаю, что это шаги,  автоматически не снизят, не устранят накал протестной активности, но они способны вовлечь в системную политику достаточно существенную часть оппозиционных средств. Эффект от этих решений будет сказываться постепенно на качестве политической системы.

Думаю, что в этом есть и определенный вызов и для оппозиции. Этот вызов состоит в том, что очень долго оппозиция, в том числе системная оппозиция, говорила преимущественно об условиях доступа к политической системе. Сегодня условия доступа облегчены, и они могут стать благоприятными для новых игроков. Этот момент будет решен. Оппозиционеры уже должны говорить о чем-то другом. Они должны начать говорить о том, что будет значимо для потенциальных избирателей, о том, что будет отличать их от нынешних и потенциальных конкурентов, о чем-то, что будет эффективным механизмом на формирование механизмов поверки власти, прежде всего, давления на власть по конкретным вопросам, и, в конечном счете, борьбы за власть.

То есть, перед оппозицией, в том случае, если эти меры будут реализованы, безусловно, откроются и новые возможности, но и прозвучит вызов, на который она должна будет реагировать. Она должна стать более предметной. Потому что в то момент, когда вопрос доступа  решен, необходимо приходить в политику со своей повесткой, со своей программной позицией, которой пока многим оппозиционным силам существенно не достает.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".