Статья
2294 2 апреля 2012 16:52

Авиакатастрофа под Тюменью

Под Тюменью потерпел катастрофу пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр». По последним данным, погиб 31 человек - в том числе экипаж, 12 госпитализированы.

Самолет АTR-72 авиакомпании «ЮТэйр», следовавший рейсом UTA-120 Тюмень-Сургут, вылетел из аэропорта «Рощино» и пропал с экранов радаров в 05:35 по московскому времени в понедельник. На борту находились 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Судно упало в 40 километрах от аэропорта. После падения лайнер загорелся.

Личности всех пострадавших в результате авиакатастрофы установлены. Процедура опознания погибших намечена на 3 апреля, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу регионального МЧС.

Среди находивших на борту - член совета директоров ОАО «Сургутнефтегаз» Николай Медведев и еще несколько сотрудников этой компании, сообщили  в пресс-службе нефтегазовой компании.

Кроме того, в числе погибших оказались сотрудники ООО «Управляющая компания - Тюменские моторостроители» - заместитель директора по правовым вопросам Денис Куляшов и начальник финансово-экономического отдела Дмитрий Жириков, сообщил представитель предприятия.

Иностранцев на борту разбившегося самолета не было, заявил представитель оперативной группы, работающей на месте катастрофы. «Среди пассажиров самолета - 33 жителя Тюмени, 6 - Ханты-Мансийского автономного округа, а также по одному жителю Омска, Твери, Сахалина и Адыгеи. Все они - российские граждане», - отметил он.

В катастрофе выжили две женщины и 10 мужчин, 1961-1988 годов рождения. Состояние всех выживших - очень тяжелое.

«Девять человек прооперированы, еще двое находятся на операционном столе, один человек - в реанимации», - сообщила в ходе селекторного совещания замгубернатора Тюменской области Наталья Шевчик.

Она уточнила, что у пострадавших сочетанные травмы, ушибы головного мозга и ожоги.

Кроме того, по ее словам, в морге Тюмени началась судебно-медицинская экспертиза тел погибших.

Для опознания некоторых погибших пассажиров понадобится проведение генетической экспертизы, так как их тела сильно обгорели, сообщили в пресс-службе Уральского следственного управления на транспорте СК РФ.

Как сообщил представитель СК Владимир Маркин, по факту авиакатастрофы под Тюменью возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил эксплуатации воздушного судна. Приоритетной версией катастрофы следствие называет техническую неисправность воздушного судна.

«Сейчас рассматриваются несколько версий, включая ошибки пилотирования и наземных служб. Но на данный момент приоритетной пока является версия технической неисправности воздушного судна», - сказал Маркин.

По его словам, в пользу этой версии говорят свидетельства очевидцев, которые на допросе показали, что в момент падения был виден дым из двигателей. «Кроме того, эту версию подтверждают и действия экипажа, который фактически сразу после взлета развернулся в сторону аэропорта Тюмени», - подчеркнул Маркин.

По его словам, для проведения экспертизы изъяты образцы топлива с упавшего самолета, а также из емкости, из которой он заправлялся в аэропорту Тюмени.

Маркин подтвердил, что версия теракта полностью исключается. Он сообщил также, что кабина пилотов сохранилась в хорошем состоянии и сейчас следователи снимают показания приборов, что «поможет в установлении причин катастрофы».

Кроме того, проводятся выемки документов в аэропортах убытия и предполагаемого прибытия воздушного судна - соответственно, в Тюмени и Сургуте, изымаются записи переговоров членов экипажа с диспетчерами.

Между тем, в Тюмень прибыл самолет Ан-24 из Сургута, на борту которого находятся родственники погибших и пострадавших в авиакатастрофе.

Ранее, по данным регионального МЧС, в аэропорт «Рощино» прибыл самолет Ил-76 МЧС России. «Этим самолетом из Москвы прилетели 42 человека: спасатели и журналисты. Для оказания психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших и пострадавших, прибыли семь специалистов Центра экстренной психологической помощи МЧС России во главе с Юлией Шойгу», - говорится в сообщении областного управления МЧС.

Кроме того, на место крушения самолета прибыла и приступила к работе Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), говорится в сообщении, размещенном на сайте комитета.

В связи с трагедией под Тюменью президент Дмитрий Медведев изменил свой рабочий график, сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. Вместо запланированной встречи с руководителями инициативных групп будущих политических партий он провел встречу с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой.

В ходе встречи президент поручил оперативно оказать помощь пострадавшим и семьям погибших в авиакатастрофе. «Нужно это сделать быстро», - потребовал Медведев.

Со своей стороны Голикова сообщила, что такая помощь будет оказана и по линии работодателей, и по линии Фонда соцстрахования. «Будут осуществлены единовременные, ежемесячные выплаты и выплаты на погребение», - заверила министр.

Помимо этого, глава государства подчеркнул, что пострадавшие в авиакатастрофе в случае необходимости должны быть оперативно доставлены на лечение в Москву.

Он поручил Минздравсоцразвития оперативно оценить состояние раненых, отметив, что у всех оно «очень тяжелое». «Если потребуется транспортировка в Москву, для этого все необходимые условия есть, спецборт МЧС - там», - сказал Медведев.

Он попросил медиков сделать все, чтобы спасти людей. «Хотя я понимаю, что травмы очень тяжелые, но медицина у нас сейчас на достаточно высоком уровне», - подчеркнул глава государства.

Со своей стороны, губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал постановление об объявлении в регионе трехдневного траура - с 4 по 6 апреля.

В эти дни будут приспущены государственные флаги Тюменской области и отменены все развлекательные передачи и мероприятия, сообщает пресс-служба главы региона.

Семьям погибших и пострадавших в катастрофе будут выплачены компенсации - семьи погибших получат по 1,5 миллиона рублей, семьи пострадавших - по 1 миллиону рублей, сообщила Шевчик.

Жители Тюмени сдают кровь для пострадавших.

Комментарии экспертов

Я не готов давать оценку именно этой катастрофе, так как над выяснением обстоятельств еще работает комиссия.

Сейчас даются разные оценки этой ситуации. Может быть, эта катастрофа не вполне типичная с учетом относительно нового самолета, но общее положение дел у нас таково, что в авиации проблем очень много.

Проблемы не новые, о них много говорится, но, к сожалению, мало что делается. Происходит катастрофа, все тут же вспоминают, что у нас не все в порядке с авиацией, выдвигается куча версий. Помню, несколько лет назад активно говорили о том, что на самолеты ставятся ворованные или фальшивые запчасти и т.д. Но я думаю, что главных проблем в авиации все равно у нас две. 

Первая проблема связана  с состоянием авиапарка. Пусть это и не относится к данной конкретной катастрофе, так как самолет был сравнительно новый.  Но, в целом, мы все равно понимаем, что у нас авиапарк старый, и обновление этого парка происходит крайне тяжело, тем более, если это касается местной авиации в регионах Дальнего Востока, Зауралья. Там самолет, вертолет являются одним из немногих способов доставки людей и грузов (там дороги отсутствуют, железные дороги зачастую тоже). Так как в этих регионах используется старая авиатехника, вопросов по ее состоянию возникает очень много. 

К тому же, есть комплексные проблемы, связанные с отставанием нашей авиации. Раньше, в основном, была российская техника. Теперь мы видим, что с отечественной техникой ситуация крайне тяжелая. В свое время в авиации был принят ряд небесспорных решений. Например, когда речь шла о выборе между тем самолетом, который называется Sukhoi Superjet 100, он конкурировал  с проектом ТУ-334. В результате последний проект был похоронен. А, между прочем, проект ТУ-334  был рассчитан на российские аэропортовые условия. Он, например, мог садиться на грунтовый аэродром.  Sukhoi Superjet не может этого делать, потому что его двигатели не справляются с той пылью, которая в них попадает. То есть, он не может сесть на грунтовку. 

Возникает также вопрос, а правильно ли был похоронен проект, который ориентирован не на экспорт (Sukhoi Superjet пафосно ориентирован на экспорт в разные страны), а внутренний рынок, с учетом очень тяжелого состояния нашей инфраструктуры.

И другой момент - это подготовка кадров. Этот вопрос не связан с этой катастрофой, потому что мы не знаем, что произошло сейчас. Но мы тоже понимаем, что подготовка экипажей и их количество – важная проблема для отечественной авиации. 

Все мы прекрасно понимаем, что в девяностые годы система подготовки пилотов во многом была развалена. Эта профессия перестала быть такой престижной, и наши пилоты вынуждены были выполнять халтурку. 

Неслучайно постоянно обсуждаются истории, что пилотов заставляют летать с перевыполнением норм, с огромными нагрузками. Да, слухи постоянно опровергаются. Но все же понимают, что дефицит квалифицированных пилотов   -  это реальная большая проблема.

Эти вопросы надо решать, тем более сейчас, когда у нас, слава Богу, экономика приходит в чувство, и просто объем перевозок начинает расти. И особенно  если мы сегодня говорим про развитие Востока страны,  то надо осознавать, что проблема транспорта там будет основной. И, значит, соответственно, проблема развития авиатранспорта тоже будет основной. 

Значит, возникает вопрос о состоянии аэропортов, самолетов и подготовке пилотов. Все это является принципиальным для развития Зауралья сегодня. По всем этим пунктам мы испытываем серьезные трудности. И если мы рассчитываем на подъем Зауралья, это значит, объем авиационных  перевозок будет только нарастать, значит, все эти проблемы будут всплывать со все еще большей остротой.

С одной стороны, сейчас начнется волна предположений о причинах катастрофы и обвинений власти. Но надо все-таки помнить, что самолет, несмотря на такие катастрофы, является одним из безопасных средств передвижения. Если сравнить количество погибших за год в автокатастрофах и авиакатастрофах, то очевидно, что на дорогах гибнут на порядок больше людей.  

Понятно, что это звучит несколько цинично. Просто к авиакатастрофам всегда приковывается внимание: несчастье речь идет о десятках или даже сотнях жертв, в то время как в автокатастрофах гибнет один человек или несколько, и ЧП не всегда даже попадают на полосы информагентств. 

С другой стороны, любая авиакатастрофа в России вызывает шок, и это понятно. Как я уже сказал, сразу гинут десятки людей. Но здесь трагичен не только сам факт гибели людей. Неприятна повторяющаяся реакция на трагедию. То есть, обещают навести порядок в отраслях, предпринять какие-то меры, в итоге обязательно найдут стрелочника, и все об этом забывают.  

Уверен, что по итогам этой авиакатастрофы кто-то понесет наказание, возможно, даже получит тюремный срок. Но при этом не меняется система в целом. И авиапарк, особенно региональных авиалиний, продолжает стареть. Мало кто обращает внимание, что пилоты практически всех авиакомпаний вырабатывают гораздо больше полученной нормы, в итоге они себя чувствуют уставшими, что резко повышает риски катастроф. И в итоге мы имеем то, что имеем. 

Потому что, к сожалению, когда у нас случается какое-то ЧП (авиакатастрофа, случай с «Булгарией»,  ЧП с «Хромой лошадью»), у нас всегда какие-то системные изменения подменяются какими-то частичными, хаотичными действиями, которые направлены на сиюминутное успокоение общественного мнения. А как только это мнение успокаивается, все сразу забывают о необходимости системных изменений любой отрасли. И неважно - это  гражданская авиация, судоходство или что-то еще.  

Поражает отсутствие мозгов и совести у тех, кто спешит эмоционально что-то комментировать до того момента, как получил хоть какое-то представление о причинах катастрофы.

У нас такой самолет мало эксплуатируется. Это первая катастрофа такого самолета в России. Я хочу заметить, что предыдущие катастрофы были в основном в Соединенных Штатах. Это что – изношенность техники, человеческий фактор или распад сознания?  Технические проблемы у нас носили системный характер, и были приняты некоторые меры для того, чтобы их устранить.

Сейчас надо подождать итоги расследования. Я понимаю, что «лучший комментатор – тот, который успел проорать первым, а дальше уже неинтересно». Но мне кажется, это не лучший комментатор.

На самом деле можно предположить, что это, скорее всего, была вынужденная посадка. Они все-таки сели на поляну, а не в лес рухнули. То, что есть спасенные, предполагает, что самолет не просто падал, а как-то планировал. Понятно, что посадка с такой высоты и в таких условиях – это, мягко говоря, всегда авария. Понятно, что если  самолет только что заправлен, топливо сразу загорается или взрывается, так как топливо при ударе немедленно вытекает. Это все понятно.

Так что не надо делать обобщений, особенно всемирно-исторического характера, когда вам не известны никакие реальные причины и никаких реальных фактов нет. Все знают, что эти факты появятся.

Вот куда торопятся? Неужели от того, что так называемая «горькая правда» о развале всего, всеобщем гнилье, коррупции и «гибели России» появятся на неделю раньше, кому-то станет легче?

От этого решится только одна судьба – мелкая судьба человека, который стремится давать комментарий до того момента, пока имеет на это хоть какие-то основания. 

Катастрофу в Тюмени комментировать сложно. Пока нет точной информации. Могут быть десятки причин, начиная от типа самолета, который может не подходить для этих широт и кончая проблемами с топливом. Причин может быть множество, и гадать в отсутствии какой-либо информации нет никакого смысла.

Да, в мире растет количество техногенных катастроф. Это объективный процесс: чем больше становится устройств, чем больше человек начинает доверять свою жизнь электронным приборам, тем больше становится таких причин.

Но в последнее время чаще сказывается именно человеческий фактор. Устройства себя ведут хорошо.

Что касается самолета ATR 72, то он производится во Франции. Сам самолет разрабатывался скорее для Южных широт. Соответственно, он не совсем наш. Не раз были аварии, связанные с обледенением, самолет очень капризно вел себя в условиях нашей нестабильной погоды. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".