Статья
2929 13 февраля 2014 10:55

Новые фильтры

Накануне нижняя палата парламента приняла во втором чтении новую редакцию закона о выборах Госдумы. Вместо пропорциональной системы будет введена смешанная.

Законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предполагает изменение самой системы выборов. В законодательном органе 450 депутатов, половина из них (225) будут избираться по одномандатным избирательным округам, по одному депутату от каждого округа, другая половина будет выбрана по партийным спискам.

Накануне депутаты одобрили поправки о сборе партиями подписей для участия в выборах в нижнюю палату парламента. Партия должна будет собрать не менее 200 тысяч подписей. Если в одномандатном округе проживают менее 100 тысяч избирателей, то для регистрации кандидата-одномандатника нужно будет собрать не менее 3 тысяч подписей. Партия, которая уже собрала подписи и зарегистрировала свой список на выборах в Госдуму, может выдвигать своих одномандатников уже без подписных листов.

Без сбора подписей партия будет допускаться к участию в выборах, если ее федеральный список на прошлой кампании получил не менее 3% голосов избирателей или если ее представители входят в состав Заксобрания хотя бы одного субъекта РФ. Партиям, которые не будут соответствовать этим требованиям, необходимо собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тысяч подписей, сообщает ИТАР-ТАСС.

Законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предполагает изменение самой системы выборов. В законодательном органе 450 депутатов, половина из них (225) будут избираться по одномандатным избирательным округам, по одному депутату от каждого округа, другая половина будет выбрана по партийным спискам.

Большинство депутатов также одобрило поправку, ограничившую возможности для избрания в федеральный парламент тех, кто отбыл наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Эти категории лиц, согласно законопроекту, не будут включаться в список кандидатов для участия в выборах и после погашения судимости – в течение 10 и 15 лет соответственно, пишет «Коммерсант».

Хотя лидеры всех четырех фракций и подписались под поправками ко второму чтению, которые создают преимущества их партиям в доступе к выборам, вчера в КПРФ и ЛДПР заявили, что не поддержат законопроект в целом. Первый вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников заявил, что фракция была «против концепции закона, концепция не изменилась». Первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко напомнил, что его фракция выступала против возвращения выборов по одномандатным округам, и ко второму чтению это решение пересмотрено не было. «Справедливая Россия» разрешит своим депутатам свободное голосование, но «большая часть поддерживает законопроект, поскольку считает возвращение одномандатных округов правильной идеей», отметил первый зампред фракции Михаил Емельянов.

Депутат-оппозиционер Дмитрий Гудков в среду в ходе обсуждения поправок к проекту выступил против этих фильтров, заявив в частности, что зарегистрированные партии уже получили «лицензию на политическую деятельность» от Минюста, и дополнительно ограничивать их в праве на эту деятельность не следует, пишет Би-би-си.

«Ни в коей мере данная поправка не ограничивает политическую конкуренцию», - в своем стиле ответил глава комитета по конституционному законодательству, единоросс Владимир Плигин. - «Она устанавливает определенные правила участия политических партий в политической борьбе и устанавливает те принципы, в соответствии с которыми производится регистрация федерального списка кандидатов. Данная регистрация - или те определенные правила, которые устанавливаются данной поправкой - полностью направлены на учет воли избирателей».

В свою очередь «Независимая газета» подытоживает: правила допуска к этой федеральной кампании включают три общих фильтра и один персональный. Первый – информационный: кандидат обязан признаться во всех бывших конфликтах с Уголовным кодексом. Второй – антипартийный: малым политструктурам дорога в ГД усложнена по максимуму. Третий – криминальный: судимым по тяжким и особо тяжким статьям УК нельзя выходить на выборы на протяжении 18 и 25 лет соответственно. А четвертый фильтр – чисто «антинавальный».

«Предстоящая в столице кампания пойдет исключительно по одномандатным округам, а в федеральном законе условие допуска партии к выборам ГД состоит в том, чтобы провести хотя бы в одно заксобрание именно партсписок. То есть если даже Навальный победил бы в одном из московских округов, то эта победа засчитана не была бы», - поясняет издание.

Однако политологи уверены, что новый закон о выборах в Госдуму полностью укладывается в русло общей тенденции развития российской политической системы, то есть закрепления активной конкурентной ситуации и создания условий ответственности и подотчетности партий и кандидатов своим избирателям. Такую позицию Информационному агентству REGNUM высказал политолог Алексей Зудин.

Как новый закон о выборах скажется на политсистеме страны, каковы шансы на предстоящих выборах у оппозиционных политиков и их партий? Об этом «АК» спросили у экспертов и политологов.

Тем более, что Госдума рассмотрит в третьем, окончательном, чтении проект закона о возврате к смешанной системе федеральных парламентских выборов в пятницу, 14 февраля. Сомнений, что закон будет принят, ни у кого не возникает.

Вопрос только в деталях, точнее, в поправках. К предложенному документу поступило 639 поправок. Профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять часть из них.

Комментарии экспертов

Говоря о влиянии нового закона о выборах на политсистему, надо отметить, что сейчас идет коррекция щедрой позиции власти, которая наблюдалась в 2012 году. Тогда взяли и одним махом допустили всех участников политического процесса, в том числе и откровенных карликов, на партийное поле.

Сейчас предложенные механизмы немного протестированы и принято решение их подкорректировать.

От всех нововведений больше всего проиграют (если оценивать сегодняшнюю ситуацию, а не проецировать ее на 2016 год) нынешние системные думские партии. Когда были «списочные выборы», многое зависело от федеральной партийной верхушки. В первую очередь это касалось коммунистов, поэтому сейчас они так активно выступают против этого закона.

Бренды парламентских партий были раскручены, и потому достойное место в партии было гарантией прохождения в Думу. Каждый человек с политическими амбициями, желавший стать депутатом Госдумы, договаривался с верхушками системных партий.

Сейчас большую роль в формировании депутатского корпуса будут играть губернаторы, а также муниципальные власти. Это руководству системных партий не очень нравится. Мы наблюдаем сейчас «проседание» этих брендов. Они и по спискам вряд ли будут выступать так уверенно, как в 2011 году, и у них отбирают часть депутатских мест за счет одномандатников. Так что новая редакция закона о выборах Госдумы для парламентских партий невыгодна.

С утверждением о том, что все фильтры направлены против Навального, я не согласен. Не надо персонализировать закон. Скорее эти фильтры будут работать в том числе против политиков вроде Навального.

В чем политический феномен Навального, если брать его в ретроспективе последнего года? Это политик, который с рейтингом в несколько процентов на федеральном уровне выстрелил в 30 процентов на выборах мэра столицы. То есть Навальный - политический выскочка, который за несколько месяцев благодаря сочетанию нескольких факторов (отчасти случайных, отчасти благодаря грамотно выстроенной предвыборной кампании) выступил как профессиональный политик. И этот процесс шел не совсем под контролем власти, что ей не понравилось.

Но я бы все равно не стал говорить, что фильтры введены конкретно против Навального, потому что не уверен, что «политический проект Навального» доживет до 2016 года. Там все будет меняться очень стремительно. В лучшем случае Навальный будет стагнировать.

Но может появиться новый политик, который будет использовать похожие политтехнологические инструменты и накачает себе рейтинг. Новый закон действительно направлен против политиков такого толка.

Фильтры для участников выборов существуют во всех странах, а не только в России. Они дают возможность участвовать в политической жизни на высшем уровне только системным политическим силам, лишают такой возможности всякие анархические организации и прочие движения и партии, не пользующиеся массовой поддержкой.

Сейчас у Навального есть прекрасные возможности обойти любые фильтры. Например, он может провести своих людей в Московскую городскую Думу и в любое заксобрание. Так что не соглашусь с мнением, что фильтры направлены против Навального. Они создаются против молодых политических партий, которые могут составить конкуренцию традиционным силам.

Сейчас у партий и движений, представленных в парламенте, есть, как правило, один или два двойника, которые хотят быть представлены в Госдуме и выражают точку зрения той же электоральной группы.

Если брать КПРФ, то сразу можно вспомнить «Коммунистов России», КПСС Андрея Богданова. Именно против таких партий в первую очередь направлены эти поправки.

Скажем, «Справедливая Россия» вовсе не заинтересована, чтобы ее места в парламенте вновь заняла «Партия пенсионеров», «Родина». Эсерам надо сохранить для себя какие-то преференции.

Поэтому поправки и принимаются под всеобщее одобрение.

«Единая Россия» не очень заинтересована в таких фильтрах. Ей выгодно размыть политическую арену максимальным количеством игроков и уменьшить влияние каждой политической силы, с которой надо договариваться. Два десятка «политических микробов» не нуждаются в переговорном процессе. А две-три мощные политические силы будут на этом настаивать.

Поэтому «Единая Россия» меньше заинтересована в дополнительных барьерах для маленьких партий.

Против Навального в законах о выборах введен главный фильтр - он касается участия в кампании людей с погашенной судимостью, так называемый «уголовный фильтр». Он будет использоваться в дальнейшем против политиков и гражданских активистов.

Все остальные фильтры введены против потенциальных сильных партий. Предлагается допустить к участию в выборах только партии, которые имеют хотя бы один мандат в областном ЗакСе. Он должен быть получен по спискам. В Москве его вообще получить по спискам невозможно.

Во всех остальных регионах идет переход на систему «75/25». В результате получить один мандат крайне сложно. А одномандатники не учитываются.

Также надо отметить, что многие партии не могут зарегистрироваться. Соответственно, они в лучшем случае в 2015 году один раз поучаствуют в выборах, и то вряд ли добьются результата.

Фильтр в три процента для кандидатов-одномандатников - вовсе драконовская мера. В короткий срок собрать такое количество подписей, да еще все их заверить - практически невозможно. Кстати, Венецианская комиссия Совета Европы вообще запрещает  требовать сбор подписей больше одного процента.

Можно собрать подписи, но дальше все упирается в избирком. Был случай, когда депутату надо было собрать всего 15 подписей. Он обежал всех родственников и знакомых, сдал подписи. В результате пять были признаны недействительными.

То есть сейчас даются специальные полномочия для произвола. Захотят допустить на выборы – найдут меньше пяти процентов брака в подписях, захотят не пустить - будет больше забраковано.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".