Статья
22 Ноября 2011 14:31

«Третий антимонопольный пакет» принят Госдумой

<p>Два закона, предусматривающие поправки в антимонопольное законодательство, приняты Госдумой в третьем чтении.<br />
<br />
Предлагается внести изменения в закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и некоторые другие законодательные акты.<br />
<br />
Документ был внесен в Госдуму российским правительством. Его подготовкой занималась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).<br />
<br />
Пакет поправок устанавливает более чёткие правила признания цен монопольно высокими. В случае принятия поправок нельзя будет признать монопольно высокой цену, сложившуюся в ходе биржевых торгов.<br />
<br />
Кроме того, поправки предлагают сократить перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и основания признания таких соглашений картелями. При этом в ряде случаев разрешается заключать соглашения компаний о совместных действиях. <br />
<br />
Согласно поправкам, такие соглашения возможны, если ими не создается возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке для отдельных лиц, а также не налагаются ограничения на третьих лиц. Кроме того, результатом таких соглашений может быть совершенствование производства, стимулирование экономического прогресса или прямые инвестиции на территории РФ, а также получение преимуществ покупателями.<br />
<br />
В соответствии с поправками, координацией экономической деятельности не признаются действия компаний в рамках «вертикальных» соглашений.<br />
<br />
Ещё одно нововведение - предоставление дополнительных гарантий лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В частности, предлагается установить минимально необходимый период анализа товарного рынка - не менее 1 года.<br />
<br />
«Третий антимонопольный пакет» предусматривает введение ограничений контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц. Сделки будут контролироваться только в случае поставок такими лицами товаров на территорию РФ в сумме не менее 1 млрд рублей в течение года.<br />
<br />
В поправках уточняется понятие группы лиц. В нее включены компании или физлица, по предложению которых избран единоличный исполнительный орган этой компании или более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой компании.<br />
<br />
Поправками расширяются полномочия ФАС. Служба сможет выдавать предписания об отмене протоколов или аннулировании торгов по продаже госимущества. Кроме того, ФАС также будет выдавать предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.<br />
<br />
При этом исключается полномочие ФАС по утверждению методики определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями.<br />
<br />
Нормами о праве ФАС направить предостережение должностному лицу компании о недопустимости некоторых действий дополняется закон о защите конкуренции. Основанием для предостережения является публичное заявление этого лица о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести нарушение антимонопольного законодательства, и отсутствие оснований для возбуждения службой дела.<br />
<br />
ФАС также будет выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. При условии выполнения предупреждения ФАС не будет возбуждать дело.<br />
<br />
Поправки в законодательство предлагают создание реестра лиц, привлеченных к административной ответственности, в целях исключения случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением. Кроме того, предполагается уточнить процедуру возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.<br />
<br />
Законом предлагается также внести изменения в Уголовный кодекс в части исключения уголовной ответственности за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния - картели.<br />
<br />
Также законом предусматриваются изменения в законы «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях», «О недрах», Земельный, Градостроительный, Водный и Жилищный кодексы РФ, а также ряд других законодательных актов.<br />
<br />
Изменения касаются в том числе антимонопольного регулирования рынка электроэнергии. В частности, законопроект запрещает хозяйствующим субъектам совмещать передачу электроэнергии в пределах ценовой зоны с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.<br />
<br />
Кроме того, предусмотрено отнесение к сферам естественных монополий услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием системы коммунальной инфраструктуры.<br />
<br />
Предлагаемые изменения в КоАП предусматривают дифференциацию ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, предполагается установление фиксированного штрафа в сумме до 1 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке.<br />
<br />
Как писали <strong>«Актуальные комментарии»</strong>, ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев отмечал, что <a href="http://actualcomment.ru/news/25487/">изменения в законодательство будут более либеральными для бизнеса и более жесткими для власти</a>.</p>
<p>Он сообщал, что предлагается активно применять такую меру, как дисквалификация в отношении чиновников, уличенных в предоставлении участникам рынка необоснованных преференций, кроме того, в поправках оговаривается повышение штрафов за несоблюдение закона.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".