Статья
993 22 ноября 2011 14:31

«Третий антимонопольный пакет» принят Госдумой

Два закона, предусматривающие поправки в антимонопольное законодательство, приняты Госдумой в третьем чтении.

Предлагается внести изменения в закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и некоторые другие законодательные акты.

Документ был внесен в Госдуму российским правительством. Его подготовкой занималась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Пакет поправок устанавливает более чёткие правила признания цен монопольно высокими. В случае принятия поправок нельзя будет признать монопольно высокой цену, сложившуюся в ходе биржевых торгов.

Кроме того, поправки предлагают сократить перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и основания признания таких соглашений картелями. При этом в ряде случаев разрешается заключать соглашения компаний о совместных действиях.

Согласно поправкам, такие соглашения возможны, если ими не создается возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке для отдельных лиц, а также не налагаются ограничения на третьих лиц. Кроме того, результатом таких соглашений может быть совершенствование производства, стимулирование экономического прогресса или прямые инвестиции на территории РФ, а также получение преимуществ покупателями.

В соответствии с поправками, координацией экономической деятельности не признаются действия компаний в рамках «вертикальных» соглашений.

Ещё одно нововведение - предоставление дополнительных гарантий лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В частности, предлагается установить минимально необходимый период анализа товарного рынка - не менее 1 года.

«Третий антимонопольный пакет» предусматривает введение ограничений контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц. Сделки будут контролироваться только в случае поставок такими лицами товаров на территорию РФ в сумме не менее 1 млрд рублей в течение года.

В поправках уточняется понятие группы лиц. В нее включены компании или физлица, по предложению которых избран единоличный исполнительный орган этой компании или более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой компании.

Поправками расширяются полномочия ФАС. Служба сможет выдавать предписания об отмене протоколов или аннулировании торгов по продаже госимущества. Кроме того, ФАС также будет выдавать предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При этом исключается полномочие ФАС по утверждению методики определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями.

Нормами о праве ФАС направить предостережение должностному лицу компании о недопустимости некоторых действий дополняется закон о защите конкуренции. Основанием для предостережения является публичное заявление этого лица о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести нарушение антимонопольного законодательства, и отсутствие оснований для возбуждения службой дела.

ФАС также будет выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. При условии выполнения предупреждения ФАС не будет возбуждать дело.

Поправки в законодательство предлагают создание реестра лиц, привлеченных к административной ответственности, в целях исключения случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением. Кроме того, предполагается уточнить процедуру возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Законом предлагается также внести изменения в Уголовный кодекс в части исключения уголовной ответственности за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния - картели.

Также законом предусматриваются изменения в законы «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях», «О недрах», Земельный, Градостроительный, Водный и Жилищный кодексы РФ, а также ряд других законодательных актов.

Изменения касаются в том числе антимонопольного регулирования рынка электроэнергии. В частности, законопроект запрещает хозяйствующим субъектам совмещать передачу электроэнергии в пределах ценовой зоны с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.

Кроме того, предусмотрено отнесение к сферам естественных монополий услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием системы коммунальной инфраструктуры.

Предлагаемые изменения в КоАП предусматривают дифференциацию ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, предполагается установление фиксированного штрафа в сумме до 1 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке.

Как писали «Актуальные комментарии», ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев отмечал, что изменения в законодательство будут более либеральными для бизнеса и более жесткими для власти.

Он сообщал, что предлагается активно применять такую меру, как дисквалификация в отношении чиновников, уличенных в предоставлении участникам рынка необоснованных преференций, кроме того, в поправках оговаривается повышение штрафов за несоблюдение закона.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".