Статья
24 Февраля 2009 15:28

Цвет и кровь. Французские теории расизма

Анализ классических "научных" теорий расового превосходства от французского философа.
Комментарии экспертов
<p>Теории расизма - это весьма романтический аспект европейской
истории. Вместо того чтобы просто ненавидеть, убивать, грабить и
эксплуатировать заморских аборигенов, европейцы XIX века решили
поставить дело на научную основу. Это привело к появлению
соответствующих теорий, которые анализируются в книге Тагиеффа. Автор
считает, что некритическое отношение к научному знанию в XIX веке
открыло дорогу для всевозможных спекуляций и глобальных проектов,
апеллирующих к научному знанию в качестве своеего основания. Расизм был
одним из них.<br>
<br>
В книге Тагиеффа предлагается выделять четыре разновидности расистских
теорий. Пессимистическая доктрина Артюра де Гобино находится на стыке
достижений тогдашней биологии и популярных прогнозов относительно
будущего человечества, окрашенного в мрачные тона (история как движение
к окончательной деградации). "Опыт о неравенстве человеческих рас"
Гобино представляет из себя синкретический труд, в котором смешались
мифологические представления, свойственные зарождающемуся французскому
национализму (теория двух наций - представление, согласно которому все
французы являются либо потомками благородных франков-победителей, либо
наследниками побежденных галлов), вульгарная этнография в стиле путевых
заметок, а также антропологии, языкознания и культурологии. Гобино
утверждал существование потерянной расы, потерянной в результате долгой
истории кровосмешения, приводящего к упадку человечества. Для Гобино
этот упадок означал одновременно биологическую деградацию и крушение
цивилизации. Расизм этого типа в силу своего радикального пессимизма
оказался непригоден для формирования какого бы  то ни было
политического проекта, отмечает Тагиефф.<br>
<br>
Вторая концепция, "эволюционистская", представлена именем Густава
Лебона. Он и его единомышленники были социал-дарвинистами в строгом
смысле слова, считая, что борьба между расами ведет человечество к
прогрессу. Лебон предлагает сравнивать развитие рас в истории - под
развитием понимается как военные победы, так и научно-технические
достижения, - а затем делает вывод о том, что способность к развитию
эквивалентна успеху в борьбе за существование. Эволюционисты настаивают
на том, что общество должно быть организовано таким образом, чтобы
выживать мог сильнейший - другими словами, они поддерживают либеральную
рыночную модель.<br>
<br>
В последние десятилетия XIX века на сцене появляется третий тип
расизма, который можно назвать биологическим и детерминистическим.
Исторически он тесно связан с антисемитизмом. В его основе -
представление о наличии фундаментальных биологических различий между 
арийской и семитской "расами". Этот "научный" антисемитизм
поддерживается не традиционными для Европы антииудейскими настроениями,
особенно сильными в католических странах, но анархо-социалистическими
идеями ненависти к капитализму и различными сенсационными выдумками
относительно природы рас вроде концепции "борьбы рас", заимствованной у
эволюционистов. Первоначально подобные настроения были реакцией на
эмансипацию евреев в современном национальном государстве, а затем для
Франции они превратились в локомотив антиреспубликанских настроений
вообще. Наиболее ярко этот тип расизма проявился в деле Дрейфуса.
Национализм, пишет Тагиефф, искал и находил свое обоснование в
этничности, которая в свою очередь желала связывать себя с расой как
биологической категорией.<br>
<br>
Наконец, четвертый тип расизма - евгенический. Он также возникает в
конце XIX века и является результатом синтеза теории рас, основанном на
биологическом детерминизме, и евгеники - проекте преобразования и
улучшения человеческой природы. "Высшие расы" рассматриваются в данной
теории как артефакты, конструируемые, по выражению Тагиеффа, при помощи
методов, заимствованных у зоотехников. За этой концепцией, если
рассматривать ее политическое значение, стоит желание иметь сильное,
авторитарное государство, способное создавать и осуществлять подобные
масштабные начинания.<br>
<br>
Книга Тагиеффа весьма информативна, его анализ можно считать
безупречным. Тем не менее, исследование получилось каким-то совсем
нефранцузским: это скорее "краткое двенадцатитомное введение в
слоноведение" в германском стиле.</p>
<p><em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em><br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".