Статья
13 24 Февраля 2009 15:28

Цвет и кровь. Французские теории расизма

Анализ классических "научных" теорий расового превосходства от французского философа.
Комментарии экспертов

Теории расизма - это весьма романтический аспект европейской истории. Вместо того чтобы просто ненавидеть, убивать, грабить и эксплуатировать заморских аборигенов, европейцы XIX века решили поставить дело на научную основу. Это привело к появлению соответствующих теорий, которые анализируются в книге Тагиеффа. Автор считает, что некритическое отношение к научному знанию в XIX веке открыло дорогу для всевозможных спекуляций и глобальных проектов, апеллирующих к научному знанию в качестве своеего основания. Расизм был одним из них.

В книге Тагиеффа предлагается выделять четыре разновидности расистских теорий. Пессимистическая доктрина Артюра де Гобино находится на стыке достижений тогдашней биологии и популярных прогнозов относительно будущего человечества, окрашенного в мрачные тона (история как движение к окончательной деградации). "Опыт о неравенстве человеческих рас" Гобино представляет из себя синкретический труд, в котором смешались мифологические представления, свойственные зарождающемуся французскому национализму (теория двух наций - представление, согласно которому все французы являются либо потомками благородных франков-победителей, либо наследниками побежденных галлов), вульгарная этнография в стиле путевых заметок, а также антропологии, языкознания и культурологии. Гобино утверждал существование потерянной расы, потерянной в результате долгой истории кровосмешения, приводящего к упадку человечества. Для Гобино этот упадок означал одновременно биологическую деградацию и крушение цивилизации. Расизм этого типа в силу своего радикального пессимизма оказался непригоден для формирования какого бы  то ни было политического проекта, отмечает Тагиефф.

Вторая концепция, "эволюционистская", представлена именем Густава Лебона. Он и его единомышленники были социал-дарвинистами в строгом смысле слова, считая, что борьба между расами ведет человечество к прогрессу. Лебон предлагает сравнивать развитие рас в истории - под развитием понимается как военные победы, так и научно-технические достижения, - а затем делает вывод о том, что способность к развитию эквивалентна успеху в борьбе за существование. Эволюционисты настаивают на том, что общество должно быть организовано таким образом, чтобы выживать мог сильнейший - другими словами, они поддерживают либеральную рыночную модель.

В последние десятилетия XIX века на сцене появляется третий тип расизма, который можно назвать биологическим и детерминистическим. Исторически он тесно связан с антисемитизмом. В его основе - представление о наличии фундаментальных биологических различий между  арийской и семитской "расами". Этот "научный" антисемитизм поддерживается не традиционными для Европы антииудейскими настроениями, особенно сильными в католических странах, но анархо-социалистическими идеями ненависти к капитализму и различными сенсационными выдумками относительно природы рас вроде концепции "борьбы рас", заимствованной у эволюционистов. Первоначально подобные настроения были реакцией на эмансипацию евреев в современном национальном государстве, а затем для Франции они превратились в локомотив антиреспубликанских настроений вообще. Наиболее ярко этот тип расизма проявился в деле Дрейфуса. Национализм, пишет Тагиефф, искал и находил свое обоснование в этничности, которая в свою очередь желала связывать себя с расой как биологической категорией.

Наконец, четвертый тип расизма - евгенический. Он также возникает в конце XIX века и является результатом синтеза теории рас, основанном на биологическом детерминизме, и евгеники - проекте преобразования и улучшения человеческой природы. "Высшие расы" рассматриваются в данной теории как артефакты, конструируемые, по выражению Тагиеффа, при помощи методов, заимствованных у зоотехников. За этой концепцией, если рассматривать ее политическое значение, стоит желание иметь сильное, авторитарное государство, способное создавать и осуществлять подобные масштабные начинания.

Книга Тагиеффа весьма информативна, его анализ можно считать безупречным. Тем не менее, исследование получилось каким-то совсем нефранцузским: это скорее "краткое двенадцатитомное введение в слоноведение" в германском стиле.

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".