Статья
1839 10 октября 2016 19:54

Украина покидает СНГ

Украинские официальные лица в очередной раз выступили с заявлениями о выходе из Содружества независимых государств. 9 октября министр иностранных дел Павел Климкин сообщил, что в Киеве изучается вопрос прекращения членства в организации. При этом он добавил, что сам является «последовательным сторонником выхода из СНГ». Слова Климкина подхватили в президентском «Блоке Петра Порошенко». Депутат Верховной Рады Мария Ионова отметила, что «в будущем … выход из СНГ абсолютно неизбежен» и что «нужно это только правильно оформить».

Ранее 6 ноября аналогичное заявление сделали представители оппозиционных политических партий. В контексте обсуждения вопроса о введении визового режима с Россией депутат Верховной Рады от «Батькивщины» Иван Крулько обещал инициировать голосование в парламенте о прекращении участия Украины в СНГ, а также во всех органах Содружества.

Идея выхода из Содружества пользуется давней поддержкой среди значительной части украинской элиты. Прежде всего это было связано с ее желанием как можно быстрее дистанцироваться от постсоветского пространства и интегрироваться в Европейский союз и НАТО по образцу своих восточноевропейских соседей.

Однако формулировались и конкретные претензии к организации. Так, украинские власти в моменты ухудшения отношений с Россией выражали недовольство тем, что в рамках Содружества долгое время так и не удавалось решить вопрос о формировании полноценной зоны свободной торговли, несмотря на то, что его удавалось сгладить за счет двусторонних соглашений. Многолетняя проблема была решена только 18 октября 2011 года, когда на саммите в Санкт-Петербурге состоялось подписание Договора о зоне свободной торговли государств–участников СНГ.

Для Киева он вступил в силу 20 сентября 2012 года. Украинские дипломаты тогда акцентировали внимание на том, что договор создавал надежные гарантии от торговых войн между членами Содружества. Первые прямые заявления о выходе из Содружества со стороны власти последовали после «Оранжевой революции» 2004 года, во время президентства Виктора Ющенко, и начала резкого разворота украинской внешней политики в сторону Запада. В мае 2005 года во время визита в Москву первый замглавы МИД Владимир Огрызко сообщил, что Киев изучает целесообразность дальнейшего пребывания в СНГ. В унисон ему выступил секретарь СНБО Анатолий Кинах, отметив, что членство в Содружестве не имеет для Украины экономического смысла. Разъясняя позицию Ющенко по этому вопросу, руководитель главной службы внешней политики секретариата президента Константин Тимошенко заявил, что «вопрос о выходе Украины из СНГ встанет в практическом плане если не завтра, то уже в ближайшее время».

Во время своего правления Ющенко периодически игнорировал неформальные саммиты Содружества, а в октябре 2008 года вовсе отказался от посещения заседания Совета глав-государств СНГ в Бишкеке по причине внутриполитического кризиса, связанного с роспуском Верховной Рады.

Тема выхода из Содружества вновь появилась в повестке власти во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года. После нее Грузия стала первым членом СНГ, который официально покинул ряды организации. В 2008 году Верховной Радой рассматривался инициированный сторонниками Ющенко законопроект о денонсации Соглашения о создании Содружества независимых государств. Однако он принят не был.

После вхождения Крымского полуострова в состав России последовала следующая серия высказываний официальных лиц о выходе из Содружества. Они указывали на то, что СНГ оказалось бессильным в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о начале процедуры выхода из организации. Одновременно Киев приостановил свое председательство в Содружестве. В ноябре 2014 года в Верховную Раду VIII созыва был внесен проект постановления о прекращении участия Украины в органах СНГ, который, однако, так и не был вынесен на голосование. Впоследствии власти встали на более прагматичную позицию. В апреле 2015 года Климкин заявил, что Украина будет принимать участие в мероприятиях СНГ, когда она считает необходимым «чего-то достичь».

Последние заявления о выходе из Содружества можно объяснить внутриполитическими причинами. Идея введения визового режима с Россией нашла поддержку не только среди оппозиции, но и в «Народном фронте», который входит в пропрезидентскую коалицию в Верховной Раде. Возвращаясь к инициативе по выходу из Содружества, команда Порошенко пытается перехватить повестку у своих оппонентов, сыграв, на первый взгляд, на более радикальной теме. Дело в том, что прекращение членства Украины в СНГ приведет к введению визового режима с Россией. Для его сохранения потребуется заключение отдельного двустороннего соглашения. Однако процесс выхода из организации займет определенное время. В результате этот ход позволяет решить власти сразу три задачи: отложить вопрос о введении виз, плюсы и минусы которого, судя по всему, еще не до конца просчитаны администрацией президента, выбить почву из-под ног популистов и не допустить ситуативной консолидации «фронтовиков» с противниками Порошенко в Раде.

Вместе с тем следует признать, что выход Украины из Содружества независимых государств в среднесрочной перспективе является неизбежным. У Киева не осталось практически никаких сдерживающих факторов, в том числе экономических, чтобы отказаться от принятия этого решения в скором будущем. Более того, такое решение, в том случае если оно будет принято, лишь юридически оформит фактическое положение дел.

Для России отказ украинских властей от членства в СНГ также не влечет никаких потерь, кроме разве что символических. Кремль давно сделал ставку на развитие других интеграционных проектов, которые имеют перспективу расширения за пределы постсоветского пространства.

Во-первых, начиная с 2014 года Киев практически свел к нулю свое участие в Содружестве. Президент Порошенко отказывается посещать саммиты Содружества, направляя туда своих послов. В ноябре 2014 года украинское правительство ликвидировало должность специального уполномоченного по вопросам сотрудничества с Россией, СНГ, ЕврАзЭс и другими региональными объединениями. Отказался Киев и от финансирования бюджета органов СНГ.

Во-вторых, у Киева нет экономических стимулов для дальнейшего членства в Содружестве. Негативные экономические последствия, которые могли бы послужить аргументом против выхода из СНГ, уже начали действовать в отношении Украины, начиная с 1 января 2016 года. 16 декабря 2015 года Россия приняла решение приостановить действие Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины со следующего года. Киев потерял все торговые льготы и преференции, а вместо нулевой таможенной пошлины все украинские товары были обложены пошлинами в соответствии с единым таможенным тарифом ЕАЭС. Россия мотивировала это решение тем, что Украина в одностороннем порядке вышла из режима Договора свободной торговли СНГ посла вступления в силу соглашения о Зоне свободной торговли между ЕС и Киевом. Кроме того, Москва ввела таможенные пошлины и продуктовое эмбарго в отношении Киева на том основании, что последний поддержал антироссийские санкции Запада. Аналогичные санкции ввела в отношении России и украинская сторона. В дополнение Москва ввела ограничения на транзит украинских товаров в Киргизию и Казахстан.

Поэтому наиболее болезненными проблемами, с которыми столкнется Киев в случае выхода из Содружества, станут введение виз, непризнание дипломов и выплаты пенсий. Климкин пояснил, что Украина рассчитывает на то, чтобы «сделать менеджмент этих соглашений отдельно». Другими словами, Киев попытается покинуть СНГ, следуя в трудных для себя вопросах грузинскому примеру. Грузия, напомним, не являясь членом Содружества, тем не менее, сохранила действие ключевых договоров, которые были подписаны в рамках СНГ.

В-третьих, взятый украинской властью безапелляционный курс на интеграцию в Европейских союз и НАТО делает дальнейшее пребывание в составе СНГ нецелесообразным как для самого Киева, так и для других членов Содружества. Украина и остальные государства постсоветского пространства сейчас следуют расходящимися траекториями развития, которые создают между ними определенную мировоззренческую пропасть. Пространство для диалога за пределами чисто экономических вопросов стремительно сокращается. Нельзя забывать и о том, что присутствие Украины в Содружестве в последние годы создавало много проблем для развития этого проекта.

В-четвертых, Россия ничего не потеряет от выхода Украины из состава СНГ. В Кремле давно осознают те непреодолимые политические и экономические ограничения, которые существуют в рамках Содружества. Поэтому российские власти давно сделали ставку на интеграцию в рамках Евразийского экономического союза, который должен воплотить в реальность идею единого экономического пространства. Кроме того, как рассчитывают в Москве, ЕАЭС будет активно расширяться за счет экспансии за пределы постсоветского пространства. Сохранение СНГ сейчас оправдывается необходимостью удержания в орбите экономических интересов России тех стран бывшего СССР, которые не входят в ЕАЭС. Поскольку Украина уже на практике приостановила свое членство в составе Содружества, а взаимные экономические связи двух государств имеют очевидную тенденцию к исчезновению, развод Киева с СНГ лишь юридически зафиксирует то, что уже имеет место в действительности.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции   
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".