Статья
26 Апреля 2016 10:23

Урал: мечты и реальность

Урал: мечты и реальность
Фото: Pixabay.com

Канули в Лету времена, когда Урал был донором федерального бюджета. Долгие годы этот регион не участвовал в освоении бюджетных ресурсов, так как главные отрасли промышленности: лесная, горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная, химическая и энергетическая, находящиеся между собой в сложных и тесных производственных связях, позволяли ему динамично развиваться.

Последнее время ситуация изменилась – просел промышленный рынок, резко снизился спрос на металлургическую продукцию. В результате главы регионов делают ставки на крупные проекты, эффективность которых находится под большим вопросом. Однако, на их взгляд, это единственный способ получить в кризис средства из федерального центра. К тому же в преддверии выборов спрос на обещания и описание грандиозных проектов лишь растет – главное пообещать, а дальше хоть трава не расти. Более того, губернаторы не хотят брать во внимание кризис, который набирает обороты, и продолжают мечтать, просить немыслимых денег в Москве и раздавать несбыточные обещания. Есть ли у уральских губернаторов шанс получить средства из Москвы на громкие, но малоэффективные проекты? Что потом делать с программами, с низким КПД? И как в связи с таким подходом будет развиваться промышленность Урала, как изменится здесь социально-экономическая ситуация в связи с предстоящими выборами? Ответы на эти и другие вопросы постарался найти корреспондент «Актуальных комментариев».

Инвестиции не спешат

Уралмашзавод приступает к разработке уникального российского экскаватора, на Среднем Урале будут производить современные дизели большой мощности – все это лишь малая доля анонсируемых проектов, которые должны запуститься на Урале.

Однако на них нужны немалые средства, которых нет ни в регионе, ни в Москве. В СМИ регулярно обсуждают тему, насколько же нам хватит Резервного фонда? Но, судя по всему, региональные шефы не готовы смириться с реальностью, и продолжают генерировать все новые проекты, хотя в региональных бюджетах денег все меньше.

Так, по подготовленным РАНХиГС, ВАВТ и ИЭП имени Егора Гайдара данным, Средний и Южный Урал отличились максимальной потерей инвестиций. В февральском отчете отмечается, что Свердловская и Челябинская области вошли в список экономически развитых регионов, где зафиксирован максимальный спад инвестиций по итогам трех кварталов 2015 года. Снижение с января по сентябрь составило 24-37%.

Эксперты подчеркивают, что спад инвестиций происходит последние три года. Как передает «Уралинформбюро», одна из проблем – разбалансированность бюджетов. В УрФО наибольший дефицит казны у Курганской области. За ней следует Свердловская и Челябинская. Суммарный дефицит бюджетов субъектов РФ составил 370 миллиардов рублей.

Аналитики уверены, что в условиях кризиса осуществление крупных проектов, приуроченных к далеким, пусть и значимым мероприятиям – непозволительная роскошь.

Например, прошлым летом в Уфе прошли саммиты ШОС и БРИКС. Уже сейчас недавно построенные гостиницы пустуют и приходят в упадок. Консультант по региональному развитию Иван Огнев в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что реально в Уфе мало что было сделано для города, и через год вся построенная к саммиту инфраструктура в буквальном смысле «заржавела».

Практически единственное, что было сделано в Уфе в режиме «для города» – строительство новой гостиницы. «Всё остальное под предлогом подготовки к саммитам ШОС и БРИКС – потёмкинские латания заборов и фасадов, которые уже разрушаются. Даже построенные к саммиту гостиницы сейчас преобразуют в апартаменты и распродают типа как квартиры», – отметил он.

Тем не менее многие губернаторы исходят из того, что «нет события – нет денег», поэтому и придумывают самые фантастические, иногда фантомные проекты. «Совершенно точно надо понимать, что желающих поучаствовать в ФЦП – вся Россия. Поправить лифтовое хозяйство, или отремонтировать дороги, или покрасить в парке скамеечки – желающих много, и нужно конкурировать с 80 регионами России», – говорит политтехнолог Андрей Колядин

Эксперты отмечают, что для получения средств из центра нужно представить проект, который пройдет через все экспертные сообщества. «Соответственно, появляются такие проекты, как Титановая долина, как скоростные дороги, как запуск части Свердловской области на Марс, чтобы планета, а вместе с ней и регион, процветали», – иронизирует Колядин.

Лидером пиара на Урале эксперт считает губернатора Свердловской области Евгения Кувайшева. Не отстает от него и челябинский губернатор Борис Дубровский, при котором область стала заметно сдавать позиции в промышленном и инвестиционном плане. Однако он даже на встрече с президентом предпочитает говорит не о сегодняшнем дне, а о 2020 годе.

Эксперты подчеркивают, что мечты губернаторов мало соответствуют реальности. Вот что говорит Колядин о ситуации в Свердловской области: «Независимо от того, будут давать деньги или нет, Кувайшев будет пиариться и анонсировать самые различные проекты, будущее которых неизвестно. Обычно это происходит так: шум, гам, на площади собирается тысяча человек народа, мочит ноги в краске, оставляет отпечатки на большом листе бумаги, оркестр играет, после этого все быстро забывают о проекте. В следующий раз – опять шум, гам, опять банка с краской и понеслось заново».

Свердловск и инновации

Один из грандиозных проектов свердловской области – «Титановая долина», которая запускается с 2011 года. В настоящее время у ОЭЗ «Титановая долина» 8 резидентов. Что собой представляет этот проект? Напоминающая по звучанию и, вероятно, по замыслу авторов этой идеи Силиконовую долину в США «Титановая долина» пока находится на стадии становления. Представляет собой этот проект особую экономическую зону промышленно-производственного типа, где действуют льготные экономические условия для отечественных и иностранных предпринимателей. Как пишут уральские СМИ, в ближайшее время планируется, что ряды «Титановой долины» пополнят 5-6 новых резидентов. Проект запускают уже пятый год, с 2011 года. В него уже успели вложить 1,78 млрд областных рублей и 814 млн рублей из федерального бюджета.

У проекта «Титановой долины» есть много противников, которые считают, что в ОЭЗ с 2011 года вкладывается неоправданно много бюджетных средств. Хотя, как всегда, есть и сторонники.

Крупные проекты Екатеринбурга были недавно представлены на форуме Expo Build Russia. Здесь и макет Центрального стадиона, который примет матчи ЧМ-2018. Группа «Синара» показывает его на каждом подобном мероприятии. На этот раз Кувайшев обсудил судьбу демонтированных трибун.

Как пишет издание «Ура.ру», у посетителей выставки наибольший интерес вызвала новая разработка челябинского лифтостроительного завода «Витчел» — лифт из антивандального покрытия с ЖК-экранами в полу. С помощью флеш-карты в экраны можно загрузить любую картинку, например, аквариум. При этом в Свердловской области предпочитают закрывать глаза на старую как мир проблему – плохие дороги.

Напомним, Путин во время «прямой линии» заявил, что по крайней мере часть вины за плохие дороги лежит на региональных властях, которые расходуют средства нецелевым образом. Свердловская область является одним из проблемных субъектов в плане качества дорог. Глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что решить проблему с дорогами губернатору мешает нежелание полноценно взаимодействовать с муниципалитетами.

Потемкинские деревни по-гатаровски

В Челябинске не скрывают, что ставка сделана не на металлургию и горнодобывающую промышленность, которые являются традиционными для региона, а на крупные инфраструктурные проекты будущего. Так как чиновники Минэкономразвития Челябинской области объясняют снижение показателей промпроизводства заморозкой инвестиционных проектов в нефтегазовой и строительной отраслях, которые являются основными потребителями продукции южно-уральских промышленников, ставка сделана на новые глобальные проекты.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский во время послания к депутатам Заксобрания особо подчеркнул, что чиновникам Южного Урала следует начинать привыкать мыслить крупными, долгосрочными проектами, а не только решать локальные проблемы. Такими проектами, в частности, должны стать саммиты ШОС и БРИКС, передает корреспондент Znak.com.

Глава Челябинской области грезит проектами к саммитам, которые столица региона готовится принять в 2020 году, надеясь на инфраструктурный прорыв. Во-первых, здесь утверждена схема Челябинской агломерации. Власть активно продвигает это проект. Речь идет об объединении территорий, прилегающих к Челябинскому городскому округу. Власти обещают, что люди здесь будут жить как в областном центре. В агломерацию входят Еманжелинск, Еткуль, Копейск, Коркино, Челябинск, а также Сосновский и Красноармейский муниципальные районы.

Но главным образом челябинский губернатор упирает на инфраструктурные проекты. На недавней встрече с президентом РФ Дубровский попросил Владимира Путина издать указ о создании оргкомитета по подготовке и проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Он утверждает, что на подготовку города к саммитам будут направлены значительные частные инвестиции. «Во-первых, что касается гостиниц, это все частные деньги. Мы сейчас ищем инвесторов, которые готовы строить гостиницы в Челябинске. Нам надо построить 19 гостиниц, что даст нам около 15 тысяч новых гостиничных мест», – цитирует местный «Коммерсант» Дубровского.

Вице-губернатор Руслан Гаттаров регулярно подчеркивает, что основными инвестиционными проектами региона являются ШОС и строительство высокоскоростной магистрали. Они оцениваются в десятки миллиардов, и в основном это должны быть федеральные средства и деньги инвесторов.

Эксперты же уверены, что область пытается привлечь деньги в небизнесовые проекты. На строительство гостиниц, апартаментов и прочие потемкинские деревни найти средства после провала инфраструктурных проектов в Уфе будет непросто.

Издание «Челябинский обзор» приводит мнение генерального директора консалтинговой компании «Альт-Бизнес» Оксаны Рудаковой: «Двоякое отношение к этому событию. С одной стороны, конечно, приятно, что в город придут инвестиции и большие деньги. Но — что потом будет с этой инфраструктурой, она точно нужна Челябинску? У нас достаточно емкие рынки делового туризма и event-событий, чтобы переварить 19 новых отелей и конгресс-холл?».

Что будет делать город с этими гостиничными местами после окончания несколькодневных мероприятий, экспертам не очень понятно. Однако челябинский губернатор, предвидя возможную критику, сразу же предупредил, что часть гостиниц будет продаваться в виде апартаментов. «Потому что в таких городах, как наш, наверное, такого количества гостиниц не надо», — пояснил Дубровский.

Запланированы и другие расходы из федерального бюджета. По словам Дубровского, конгресс-холл, который необходимо построить в Челябинске, оценивается в 3 млрд рублей. После проведения международных мероприятий здание, по словам губернатора, может использоваться как площадка для проведения концертов, спортивных мероприятий, выставок. Правда, заполнить такое здание вряд ли удастся. К тому же решение о месте проведения саммитов будет принято только в следующем году.

Колядин считает, что челябинский глава вынужденно прибегает к таким проектам. По его словам, Дубровский – экономист, но на должности губернатора он оказался в сложной ситуации, так как не нашел общего языка с бизнесом.

«Регион исключительно агрессивен с точки зрения внутренней политики и всяких политических битв. Дубровский не очень разбирается в политической составляющей. Она почти на 100% представляет собой пиар, и для него является terra incognita. Политическая составляющая его пугает, он нервничает, не знает, на кого положиться, и поэтому попытки реализовать какие-то масштабные проекты воспринимает как способ защититься от тех политических угроз, которые регулярно появляются на непонятном поле внутренней политики, – говорит Колядин. – Поэтому он тоже подвержен определённой доле гигантомании – не с точки зрения того, что он понимает целесообразность всех проектов, а в том, что он считает их защитой от политических рисков».

Неоднозначно экспертами оценивается даже проект скоростной железной дороги между Екатеринбургом и Челябинском.

Магистраль пройдет через пять узловых станций: Екатеринбург, аэропорт «Кольцово», Касли, Челябинск и челябинский аэропорт. По данным специалистов, пассажиропоток ВСМ может достигать 2,7 млн. человек в год. В бюджетах двух регионов на будущую дорогу уже заложено по 50 млн рублей. Как пишет Правда УрФО, с учетом прогнозных цен на период 2016-2019 годы, стоимость проекта с привлечением возможных затрат на строительство депо может составить порядка 165 млрд рублей. Впрочем, как признаются в приватных разговорах чиновники региональных правительств, и эта сумма может значительно вырасти по результатам разработки предварительного технико-экономического обоснования.

Иван Огнев считает этот проект важным и значимым для региона: «Для Челябинска, в первую очередь, магистрали могут сыграть важную роль для развития севера Челябинской области по трассе Челябинск – Екатеринбург». По его словам, Челябинск – транзитные ворота в Казахстан, это один из реальных действующих маршрутов транзита грузов из Китая, из Европы. По словам эксперта, если наладить должным образом сообщение, Челябинск может стать первой опорной точкой на территории России для грузопотока.

Но и у этого проекта ест свои «но». Огнев отмечает: «С другой стороны, тогда надо будет решать вопрос по поводу ограничений ж/д транспорту, потому что железнодорожная магистраль через горы обладает низкой пропускной способностью, в этом плане у Оренбургской области есть лучшие перспективы».

Многие убеждены, что проект действительно выглядит впечатляюще только на бумаге. Рисков и вызовов он несет гораздо больше. Так, Свердловская область уже дистанцировалась от него. К тому же сюда не торопится вкладываться бизнес, т.к. срок окупаемости проекта составляет несколько десятилетий. А бизнес в условиях кризиса стремится вложить деньги туда, где быстрее получит отдачу.

Противники проекта отмечают, что сделать скоростные дороги экономически благополучными довольно трудно. К тому же сомневаются в точности расчетов. «Срок окупаемости мы прикинули на салфетке, предполагая, что новый вид сообщения будет востребован. Но будет ли? Выиграет ли ВСМ в борьбе с личным транспортом и автобусами?» – спрашивает Эксперт-Урал.

Примечательно, что под все эти проекты создаются разные фонды и агентства, которые должны нанимать консультантов и пиарить якобы рентабельность за бюджетные деньги. В большинстве этих структур работают приближенные губернатора. Эксперты даже шутят, что эти проекты служат для того, чтобы «пристроить» приближенных.

Политолог Аббас Галлямов отмечает, что обещанного местными властями прорыва от проведения саммитов в Челябинске не будет. Он отметил, что опыт Уфы должен был научить других губернаторов. Однако, скорее всего, челябинский губернатор делает ставку на открытый пиар. «Тот факт, что Челябинск, глядя на печальный башкирский опыт, решил заняться подготовкой к саммиту, выглядит странно. Видимо, расчёт таков: не будет инвестиций, чёрт с ними, зато получим возможность много об этом говорить, как это было в Башкирии», – полагает Галлямов.

В ворохе грандиозных проектов Дубровский просто забывает о насущных проблемах жителей области. Здесь, как и в соседнем Свердловске, плохие дороги стали визитной карточкой региона. Кроме того, на предприятии, которое принадлежит губернатору, начались проблемы с выплатой зарплаты. Как сообщает Solovei.Info, 300 работников Бобровского завода намерены подавать в прокуратуру заявления относительно задержек с выплатой зарплаты.

Более того, регион может стать лидером по росту тарифов ЖКХ. Президент во время «прямой линии» подчеркнул, что окончательное решение о размере тарифа будут принимать региональные власти. Так что пока губернатор строит грандиозные планы на грядущую пятилетку, жители в буквальном смысле нищают. В марте текущего года Фонд «Петербургская политика» поместил Челябинскую область в список регионов со слабой устойчивостью.

При этом в области есть огромный потенциал, который может превратить ее в преуспевающую и улучшить инвестиционный климат. Например, эксперты рекомендуют начать рекультивацию коркинского разреза, из-за которого в городе дышать нечем, улучшить общую экологическую ситуацию в регионе, создать приемлемые условия для малого и среднего бизнеса. Однако подобные проекты не могут дать мгновенные результаты, поэтому нынешнего губернатора Бориса Дубровского просто не интересуют.

Уральское разнообразие

Входящие в Южный Урал Тюменскую и Курганские области можно назвать разными полюсами этого региона – настолько различна ситуация в каждом из регионов.

Курганская область всегда была небогатой и дотировалась из федерального бюджета. Буквально на днях в программу развития промышленности Курганской области внесены изменения. Как отмечают местные СМИ, программа приводится в соответствие с требованиями Минпромторга России для участия в конкурсном отборе для получения субсидии из федерального бюджета. Из госбюджета на реализацию программы планируется привлечь 228 миллионов рублей.

Но и здесь осуществляются смелые и амбициозные проекты. Так, с 1 мая 2016 будет запущен скорый поезд по маршруту Челябинск-Курган, который был отменен из-за нерентабельности. Новый поезд — сезонный, и авторы проекта рассчитывают на рентабельность.

По мнению руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, в Курганской области надо больше внимания уделять благоустройству, решению повседневных проблем, акцентировать внимание на аграрных проектах. «Здесь народ не избалованный, к хорошему не привыкли, и любые действия власти по повышению комфортности жизни населения будут приняты там положительно», – отметил он.

У региона экономические сложности. Это подтверждается и тем, что область просит нефтяные регионы оплатить ее энергосчета. И здесь как раз ее партнером может стать богатая Тюменская область. Буквально накануне губернатор Тюменской области Владимир Якушев отчитался о результатах деятельности правительства. Цифры и статистика свидетельствуют о положительных тенденциях в регионе.

Объем инвестиций – более 240 млрд рублей. Отремонтировано 200 километров дорог. Улучшается демографическая ситуация: в регионе проживает почти 1,5 млн человек. Индекс промышленного производства в 2015 году составил 109,3% (по РФ – 96,6%).

Наиболее высокие темпы роста достигнуты в химическом производстве (137%), в производстве нефтепродуктов (133%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 130%.

Колядин, комментируя ситуацию в этом регионе, отметил, что Владимир Якушев проводит сбалансированную и верную политику: «Я его считаю одним из самых мудрейших губернаторов, несмотря на юный возраст. Поэтому регион сих пор сохраняет устойчивую инвестиционную привлекательность и со стороны зарубежных, и со стороны местных инвесторов».

Он предположил, что Тюменская область и ее руководство не нуждаются в суперинфраструктурных проектах для того, чтобы доказать, что им нужно выделить какие-то ресурсы. По словам Колядина, надо совершенно точно понимать, что если в кризис страна перейдёт из режима разумного инвестирования в развитие региона в режим «есть ресурсы, хватай кто первый прибежит», то первичным для принятия решений станут суперпроекты. «Тогда Якушев, конечно же, включится в эту гонку, просто чтобы получить ресурсы, если нельзя будет другим способом получить ресурсы из федерального бюджета», – подчеркнул он.

Аббас Галлямов отмечает, что на Урале в значительном числе регионов сидят губернаторы чуть-чуть фантазёры: «Они любят в целом обсуждать необходимость привлечения инвестиций, но при этом когда дело доходит до чего-то конкретного, то чаще всего по тем или иным причинам проекты не реализуются, дальше общих рассуждений дело обычно не идёт. Проблема таких губернаторских фантазий и отсутствия реального дела».

Политолог подчеркнул, что в регионе за последнее время не было реализовано крупных проектов: «Ничего конкретного ещё не было. Каждый из губернаторов ведет разговоры об инвестициях гораздо активнее, чем вели их предшественники, но ни один проект за это время по сути не был реализован».

Эксперты также напоминают, что стартовала предвыборная кампания, и все губернаторы будут щедры на обещания. Здесь федеральному центру, как и избирателям, надо оценивать реалистичность представленных проектов и программ. Как говорит Калачев, в нынешней ситуации можно рисовать какие-то фантомы, а можно в конце концов сделать ставку на практику малых дел. С учетом набирающей обороты избирательной кампании губернаторам лучше присмотреться к Кремлю.

«Как сейчас люди понимают честность? Это демонстрация тех качеств, которые демонстрирует наш президент: строгость по отношению к чиновникам, ориентация на запросы простых людей. И выход для губернаторов сейчас не в том, чтобы предлагать какие-то мега-проекты, которые даже оценивать нет смысла, потому что большей частью они либо нереализуемы, либо неважны. Мне кажется, что сейчас каждому региональному начальнику нужно показывать повышение качества власти, аппарата управления, строгость по отношению к подчинённым, сокращение аппарата, расходов, демонстративная скромность потребления», – резюмировал Калачев.

Однако пока губернаторы все чаще предстают в виде нерациональных мечтателей, которые без федеральных средств, без команды из Кремля не могут решать насущные проблемы избирателей. 


____________

Читайте также:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".