Статья
20 Мая 2010 0:00

Водителей ждет «сухой закон»

<p>Депутаты приняли в первом чтении внесенный президентом РФ законопроект, согласно которому водителям транспортных средств будет запрещено употреблять любую дозу алкоголя.</p>
<p>В настоящее время  законодательством допускается управление автотранспортом, если доза алкоголя в крови водителя не превышает 0,3 промилле.</p>
<p>Соответствующие изменения предложено внести в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.</p>
<p>«Целью предлагаемых изменений является снижение количества дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения», - говорится в заключении Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, которое дано было 13 мая.</p>
<p>В ходе обсуждения члены комитета высказались за необходимость в рамках данной законодательной инициативы решить вопрос о правах водителей, которые имеют ненулевое содержание эндогенного алкоголя в крови по медицинским показаниям, например, если человек болен сахарным диабетом.</p>
<p>Члены комитета также обратили внимание на то, что в разных странах действует разная практика, связанная с возможностью употребления алкоголя за рулем, - в одних государствах введен полный запрет, в некоторых других, как это было до последнего времени в России, в незначительных количествах алкоголь употреблять можно. Большинство членов комитета считают более правильным введение полного запрета.</p>
<p>Борьба за трезвость за рулем идет сразу по нескольким направлениям. Так Генпрокуратура РФ поручила прокурорам субъектов совместно с органами ГИБДД принять меры по выявлению водителей, систематически злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками.</p>
<p>Проблема заключается в том, что при выдаче медицинских справок не всегда проверяется, стоит ли действительно водитель на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. <br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>Как доказывают результаты исследований, вероятность того, что водитель, в крови которого содержится от 0,2 до 0,5 промилле алкоголя, попадёт в тяжелое ДТП, в два раза выше, чем трезвый водитель. Как медик могу подтвердить эти данные: даже минимальное «повышение градуса» снижает внимание и мешает водителю сосредоточиться, ухудшает координацию, вызывает сонливость. И если при обычной обстановке на дороге, находясь в легкой степени опьянения, можно справиться с управлением автомобилем, то в экстренной ситуации вероятность ДТП составляет 90%!<br />
<br />
Практика показала: установленное в 2008 году разрешение на содержание в организме водителя 0,3 промилле алкоголя (или 0,15 миллиграмма и более на 1 литр выдыхаемого воздуха) было непрочитанным до конца решением. Внушительное число российских водителей, в отличии от европейских, не знают меры при потребления спиртного. Не каждый останавливается после пары глотков пива или вина. Желание осушить бокал до дна нередко берет верх. Для таких слабовольных автолюбителей разрешенные 0,3 промилле – это повод для самообмана и споров с ГИБДД.<br />
<br />
Россия находится сейчас на третьем месте в мире по числу ДТП, уступая только Украине и Египту. При этом каждое 14-е дорожно-транспортное происшествие в России происходит по вине пьяного водителя. Ежегодно инспекторы ДПС задерживают около миллиона водителей «подшофе». Только в прошлом году по вине пьяных водителей в ДТП погибли более 2 тысяч и пострадали более 18 тысяч россиян.<br />
<br />
Учитывая текущую ситуацию, мы вынуждены теперь провести делиберализацию законодательства в отношении употребления алкоголя за рулем.<br />
<br />
На мой взгляд, нужно строго наказывать не только водителя «под градусом», но и пассажиров авто, позволивших сесть за руль выпивохе. Ведь если они готовы к участи камикадзе, то это совсем не значит, что другие участники дорожного движения с ними солидарны. Практика наказания пассажиров нетрезвого водителя довольно успешно применяется, например, в Японии.</p>
<p>Статистика говорит о том, что в последние годы смертей на дорогах стало меньше. Однако какое дело до статистики родным и близким погибших? Ценнее человеческой жизни в этом мире ничего нет. Здесь прямо по Достоевскому: один загубленный ребенок стоит того, чтобы принимать любые меры.<br />
<br />
У нас в России есть такая поговорка: «выпив одну рюмку, я становлюсь другим человеком». Цель предложенных Дмитрием Медведевым поправок – сделать так, чтобы эти «другие люди» не только не рисковали собственной жизнью, но и, самое главное, не подвергали опасности других людей, которые ни в чем не виноваты.<br />
<br />
Сегодня существуют проблемы как со стороны выявления минимально допустимого уровня алкоголя в крови (несовершенные приборы, коррупционность процедуры, точность измерений), так и со стороны самих водителей, которые не понимают, что дает им право на минимальное содержание алкоголя в крови. Я считаю, что нужно бороться за абсолютную трезвость за рулем. Граница должна быть абсолютной. Сегодня люди гадают: если я вешу 120 килограмм, можно ли мне выпить бутылку пива? А если 45 килограмм, можно ли выпить полбутылки? Что такое «концентрация алкоголя в крови», «концентрация алкоголя в выдыхаемом воздухе», большинство водителей не понимают.<br />
<br />
Принимая действующую норму, допускающую возможность управления транспортным средством при наличии в организме этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови, мы пытались изобразить цивилизованную страну. Однако при этом не учли, что в России уровень нравственности и ответственности водителей и сотрудников ГИБДД не соответствует западным. Считаю, что ныне действующие правила в нашей стране неприемлемы, мы поторопились, принимая их. Водители-пьяницы поубивали столько людей, что эксперимент с минимальным допустимым содержанием алкоголя в крови себя явно не оправдал.<br />
<br />
Ценнее человеческой жизни ничего нет. И можно претерпеть какие-то личные неудобства и выпить что-то безалкогольное, если жажда замучила, но все-таки не подвергать риску тех людей, которых можно погубить, даже не будучи с ними знакомыми. Поэтому наша фракция поддерживает данный законопроект.<br />
<br />
Тем не менее, мы обращаем внимание, что количество ДТП и смертность на дорогах зависит не только от употребления алкоголя. Здесь есть и другие факторы: состояние дорог, контроль за безопасностью движения по этим дорогам, состояние автопарка, оперативность оказания медицинской помощи (в Европе, например, первую помощь может оказать любой полицейский). С пьянством на дорогах, безусловно, нужно бороться, но забывать о других причинах ДТП также нельзя.</p>
<p>Когда в законодательстве появилась норма, разрешающая потреблять водителям минимальные дозы алкоголя, у меня были сомнения в ее целесообразности, поскольку  я не очень понимал, как ее можно администрировать.<br />
<br />
Другая часть моих сомнений состояла в том, что мы открываем «ящик Пандоры». Если можно глоток, то почему нельзя два. Если трудно администрировать, то, как отличить эти 0,3 промилле. И в каждом конкретном случае нужно создавать целую систему для того, чтобы доказывать потом в судах, что содержание алкоголя было именно таким, и оно давало право водителю управления автомобилем или, напротив, не давало.<br />
<br />
Было еще и третье сомнение, связанное с некими нашими традициями. Учитывая, что у нас принято употреблять много алкоголя, здесь, на мой взгляд, более продуктивна однозначно трактуемая норма: при любом количестве алкоголя нельзя садиться за руль. В полном соответствии с этой логикой Президент, видимо, проанализировал действие нормы за период времени, когда она применялась, и убедился в том, что она абсолютно неэффективна. На практике эта норма не действует и, напротив, приводит к тому, что люди, употребляющие алкоголь, появляются за рулем. В ответ на это Президент внес совершенно оправданное и понятное решение, смысл которого очень простой: нельзя садиться за руль, употребив любое количество алкоголя. Человек, сидящий за рулем должен быть абсолютно трезвым.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".