Статья
240 7 Мая 2009 0:02

Восточное партнерство

В Праге открылся учредительный саммит программы Евросоюза «Восточное партнерство». Инициатива направлена на сближение ЕС с бывшими союзными республиками - Молдавией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Украиной и Белоруссией.

Главная задача "Восточного партнерства" - вовлечение этих стран в экономическую, политическую и стратегическую сферу влияния ЕС. Евросоюз заинтересован в укреплении стабильности, эффективном управлении и экономическом развитии государств, которые имеют для него стратегическую важность.

При этом Брюссель обещает "шестерке" "ощутимые выгоды", которые включают режим свободной торговли, экономической помощи, а также регулярные консультации в области обороны и безопасности. ЕС также предлагает выработать и подписать соответствующие соглашения о стратегическом партнерстве с этими странами в энергетической области.

По информации «Прайм-ТАСС»,  Брюссель готов ослабить визовой режим для граждан стран "Восточноевропейского партнерства", а также направить в государственные и административные структуры этих государств своих экспертов.

Утвержден и бюджет программы, который достигает 1,4 млрд евро /1,8 млрд долл/ на период до 2013 г.

Тем не менее, у "Восточного партнерства" есть и значительные недостатки, отмечают независимые обозреватели. Фактически оно закрывает для стран-участниц и прежде всего Украины быстрый путь на вступление в ЕС.

В Москве рассчитывают, что программа "Восточное партнерство", осуществляемая Евросоюзом, не будет ставить страны-участницы перед выбором быть либо с Россией, либо с ЕС.  "Мы поделились с польскими коллегами нашими оценками некоторых заявлений, которые звучали из Брюсселя в рамках подготовки саммита "Восточного партнерства". Поделились озабоченностями в том, что, судя по некоторым из этих заявлений, кое-кто не прочь поставить приглашаемые к участию страны перед выбором: либо вы с Россией, либо с Евросоюзом", - сказал глава МИД РФ Сергей Лавров 6 мая по итогам переговоров с главой МИД Польши Радославом Сикорским.

Для Украины проект "Восточное партнерство"  может касаться многих сторон, в том числе экономической жизни: как развивать проекты, которые на каком-то этапе были бы привлекательны для того, чтобы получить соответствующее финансирование из бюджета Евросоюза", - считает президент Украины Виктор Ющенко.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подчеркнул, что "мы участвуем в европейских и других делах не против кого-то. Это наш интерес, жизненно важные интересы, Прежде всего, для наших экономик. Мы из этого будем исходить в Праге, ведя диалог на европейском уровне", - сказал президент Белоруссии.

Завсектором администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов, со своей стороны, заявил, что "Азербайджан рассматривает проект "Восточное партнерство" (ВП) как новый и важный формат для укрепления отношений с Евросоюзом".

В ЕС отмечают, что "Восточное партнерство" создано для восточных соседей ЕС, а не направлено против России. "Восточное партнерство - не альянс, не лига стран, и не сфера влияния, которую ЕС хочет создать. Страны уже имеют амбиции приблизиться к ЕС, их граждане этого хотят, и это - экономическая реальность. "Восточное партнерство" не направлено против России, но создано для наших восточных партнеров", - сказал источник в Совете ЕС.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил о большом значении для ЕС новой инициативы "Восточное партнерство". "Пришло время для видимых шагов, чтобы внести изменения в отношения с нашими восточноевропейскими партнерами. Интенсификация отношений с этими странами имеет большое значение для ЕС. Наша цель - это политическая ассоциация и экономическая интеграция для обеспечения большей стабильности и безопасности на восточных границах ЕС", - заявил председатель ЕК накануне саммита "Восточного партнерства".

Проект "Восточное партнерство", к участию в котором приглашен целый ряд республик бывшего СССР, представляет собой попытку Евросоюза изменить политику в отношении стран постсоветского пространства, считает глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов

Это "некая новая политика в отношении бывших советских республик", заявил "Интерфаксу" М.Маргелов, комментируя по просьбе агентства проходящую в Праге встречу в рамках "Восточного партнерства" с участием Украины, Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана.

Он напомнил, что на саммите в Праге было объявлено о том, что эти страны в предстоящие четыре года получат 600 млн евро, которые должны быть направлены на укрепление государственных институтов и развитие малого предпринимательства.

Однако, ссылаясь на мнение эксперта, он пояснил, что определенные противоречия в организации "Восточного партнерства" существуют. ""С одной стороны, это вроде бы региональная структура, но работать она будет, главным образом, на двусторонних отношениях с Брюсселем. То есть просить или требовать что-либо от Евросоюза члены этого партнерства хором не смогут", - подчеркнул М.Маргелов.

Кроме того, по его мнению, хотя с членами структуры планируется заключать соглашение об ассоциации, ни о каких перспективах вступления в Евросоюз там не будет и речи. "Символично, однако, соседство в повестке дня Пражского саммита вопросов о собственно организации партнерства и о проекте трубопровода Набукко, маршрут которого, как известно, минует Россию. Это, на мой взгляд, приоткрывает истинные намерения организаторов "Восточного партнерства", - считает М.Маргелов.

По его мнению, суть этих намерений носит чисто геополитический характер, настоянный на энергетических интересах Евросоюза. "Кроме того, известно, что принятие Украины и Грузии в НАТО отложено, и в связи с этим организация "Восточного партнерства" представляет собой попытку, так сказать, обходным путем, не мытьем, так катанием, включить все-таки в зону своего влияния бывшие республики СССР", - заключил М.Маргелов.

 

Комментарии экспертов

К проекту «Восточное партнерство» не все страны Западной Европы относятся позитивно. Так например Франция, Германия, Италия достаточно скептически относятся к этому проекту. Скептически настроены и на уровне ЕС: руководство Евросоюза также как-то отказывается комментировать эту программу.

 

На мой взгляд, здесь основная инициатива исходит, прежде всего, от восточно-европейских стран, поскольку для них тесная связь со странами постсоветского пространства - это в том числе и преодоление исторического комплекса, комплекса зависимости от Советского союза. Поэтому я думаю, что они просто пытаются реализовать свои амбиции,

прежде всего в рамках ЕС.


На мой взгляд, эта программа, даже в случае её запуска, не будет слишком продуктивной, поскольку, повторюсь, не все участники ЕС относятся к ней однозначно и оценивают её позитивно.

В политическом плане проект "Восточное партнерство" выступает как попытка обыграть тему усиления собственных позиций на постсоветском пространстве. Но на данный момент без финансовых инвестиций, без серьезных вливаний, к которым Европа не готова, потенциал программы ограничен. Ее  можно больше рассматривать как демонстрационную инициативу. Она больше ориентирована на закавказские страны, Украину, Молдавию, отчасти Белоруссию – это и есть члены проекта.


Такая форма будет в большей степени способствовать появлению трений на уровне риторики между Москвой и Брюсселем, нежели это приведет к каким-то предметным  шагам со стороны Евросоюза  в плане увеличения своего, в том числе физического присутствия  на территории бывшего СССР. Надо учитывать и тот факт, что не имея возможностей финансовых инвестиций, хотя у программы есть бюджет,  бывшие советские республики все-таки рассчитывают на какую-то предметную помощь. Сейчас она демонстрируется на уровне риторики и желания привлечь инвестиции  к этим странам.


Но в большей степени, конечно, создается впечатление, что политический ход создается не столько для постепенной интеграции этих республик в ЕС, сколько на системный формат взаимодействия, который существует между странами Евросоюза и государствами  черноморского региона, Магриба. ЕС как серьезный игрок на постсоветском пространстве в своих возможностях ограничен. Это подтверждает и Хавьер Солана, который считает что во многом диалог между РФ и ЕС и в том числе сама модель позиционирования Евросоюза на постсоветском пространстве,  привязан к той политике, которую и в Европе и на евразийском пространстве проводят Соединенные Штаты. То есть намерение играть между США и Россией в условия сохраняющихся негативных явлений экономического кризиса (Европа выйдет из рецессии в 2011-2012 гг.) обречено не то чтобы на провал, но на формат вялого партнерства, которое и Россия и США при желании смогут переиграть.

15 Января 2019 Новости
Парламентский кризис: в Великобритании не могут договориться по Brexit
 Парламентский кризис: в Великобритании не могут договориться по Brexit Британские законодатели отвергли план выхода из Евросоюза, который был предложен премьером страны Терезой Мэй. Ожидалось, что Brexit завершится 29 марта. Казалось, что стороны нашли компромиссный вариант, однако сценарий Мэй не был поддержан внутри страны.
12 Января 2019 Новости
В Париже прогремел взрыв, ожидаются жесткие столкновения с полицией
 В Париже прогремел взрыв, ожидаются жесткие столкновения с полицией В центре Парижа прогремел мощный взрыв. По данным местной полиции, инцидент произошел на улице Тревиз, обстоятельства происшествия выясняются. Ранее и представители «желтых жилетов» и власти заявляли о том, что предстоящая субботняя акция окажется самой жесткой за все время ее проведения.
10 Января 2019 Новости
Мусорные бунты: в экологических акциях протеста готовы участвовать 47% россиян
 Мусорные бунты: в экологических акциях протеста готовы участвовать 47% россиян Одним из трендов 2018 года стали так называемые «мусорные бунты», когда жители различных регионов выходили на акции протеста против экологических проблем. Как выяснили социологи ВЦИОМ, практически половина граждан хотели бы принять участие в экологических протестах, но у них пока нет такой возможности.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".