Статья
10217 4 февраля 2010 0:00

Выборы в регионах

Подготовке к региональным выборам, которые пройдут 14 марта 2010 года, были посвящены обсуждения в Общественной палате и на заседании Центризбиркома.

В ОПРФ прошел круглый стол, во время которого эксперты обсудили езультаты выдвижения кандидатов, расстановку политических сил, используемые технологии, и проблемы, возникшие в ходе этого процесса.

Процесс выдвижения кандидатов завершается 1 февраля, и в ближайшее время они начнут избирательную кампанию. В восьми регионах претенденты будут бороться за места в региональных парламентах. В двенадцати административных центрах субъектов Российской Федерации жители будут выбирать мэров городов и городские думы. Предстоит избрать еще около 40 тысяч депутатов и глав местного самоуправления.

В повестке заседания ЦИК РФ, среди прочих вопросов -  отработка технологии применения новых программно-технических средств. В конце января 2010 года глава ЦИК Владимир Чуров заявил, что процедура подсчета голосов на выборах в РФ нуждается в техническом обновлении.

«Количество новых комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) зависит от решения правительства, которые мы ожидаем в ближайшее время, но, в любом случае, речь идет, конечно, о тысячах образцов», - сказал Владимир Чуров. Говоря о других обновлениях, председатель Центризбиркома сообщил, что также предлагается ввести и сенсорные устройства голосования.

Разработанные компьютеры позволят сделать полученный подсчет голосов сразу же общедоступным. Владимир Чуров также сообщил, что речь идет и о внедрении в ближайшее время контроля за перемещением избирательной документации в вышестоящие инстанции с помощью маячка ГЛОНАСС, а голосование за рубежом и в труднодоступных местах организовывать дистанционно - через интернет или мобильную связь.

 

Комментарии экспертов

Нарушения в процессе выборов не означают существования тотальной системы фальсификации выборов. Да, существуют территории, где возникают  проблемы. Политическая оценка президента Дмитрия Медведева, который назвал итоги выборов в Мосгордуму «труднообъяснимыми», тоже звучала в послании президента. Но это не означает, что по всей стране существует тотальная система. Это не так.

Я думаю, что важная работа, которую предстояло бы наладить – это работа с экспертными оценками взаимных обвинений. Есть судебные нарушения, есть критика, которую мы слышим и с которой мы сталкиваемся. Есть проблема, что рекламные агентства отказывают в площади,  хотя место у них есть. Рекламные агентства должны получить политический сигнал, чтобы не создавать здесь барьеров.

Ещё одна важная задача – отказ от архаичных норм избирательного законодательства. Одной из них является размер избирательных фондов. Не секрет, что не проходит ни одних выборов, где эти ограничения серьёзно соблюдаются. Все знают, что это очень условно. Я считаю, что верхнее ограничение избирательных фондов – это чисто популистская мера, которая не имеет под собой серьёзных оснований и, в принципе, никогда не работала.

Последний вопрос – про непризнание партиями итогов выборов. Если бы КПРФ отказалась от мандатов в Мосгордуме, то, я думаю, их правовая оценка этих выборов была бы иной. Но до тех пор, пока КПРФ пользуется тем, что остальных не подпускают, говорить о непризнании оппозиционными партиями выборов не приходится.

 

 

14 марта 2010 года выборы новых составов законодательных собраний состоятся  в Воронежской, Курганской, Калужской,  Рязанской, Свердловской областях (1/2 депутатского корпуса), Ямало-Ненецком  АО, Республике Алтай и Хабаровском  крае. Основными участниками весенней кампании, вероятно, станут парламентские партии, которые будут вести кампанию во всех  «предвыборных» субъектах федерации. Прочие игроки будут представлены локально. Можно прогнозировать активное участие глав регионов в предвыборной кампании: губернаторы стремятся в будущем обеспечить успех «партии власти» и позиционировать «системные» итоги выборов как свидетельство эффективности своей работы.

Последствия экономического кризиса, вероятно, не будут оказывать значимого влияния  на итоги мартовской электоральной кампании. Кампания, скорее, пройдет в инерционном режиме, а расстановка политических сил по итогам выборов не принесет сюрпризов, и будет отражать характерные для каждого региона тенденции электорального поведения. Повторение этого сценария возможно и в октябре – в том случае, если экономическая ситуация в стране будет развиваться по «системному» сценарию и не создаст дополнительных рисков социальной стабильности.

Используемые  партиями стратегии ведения агитационных кампаний в 2010 году, вероятно, не претерпят  значительных изменений. Так, останется  широко востребованной стратегия выдвижения в лидеры партсписков «паровозов». Для «Единой России» в этом качестве уже не первый год выступают главы региональных администраций (исключение составляет Курганская область: в списке «партии власти» по этому субъекту федерации не будет общерегиональной части). В остальных случаях списки возглавят губернаторы, которые в известной мере будут ответственны за достигнутый результат. «Коммунисты» по-прежнему будут делать ставку на известные в общефедеральном масштабе фигуры – такие, как космонавт Светлана Савицкая (занимает первую строчку в списке КПРФ по Калужской области) и депутаты Госдумы Николай Харитонов (возглавит список на Алтае) и Виктор Илюхин (выдвигается во главе списка по Воронежской области). Лидером региональных списков ЛДПР в абсолютном большинстве случаев останется Владимир Жириновский, а «Справедливая Россия» будет опираться на «местные» кадры, обладающие ресурсом известности в соответствующих регионах.

Существует горячая линия по вопросам выборов, которая добилась такого уровня работы, что воспринимается во всех субъектах РФ как эффективный инструмент общественного контроля.

Здесь есть несколько очень важных моментов. Во-первых, это политическая неангажированность, то есть эта система не работает на какого-то одного участника или группу участников, она работает на защиту интересов избирателей. Во-вторых, здесь не должно и не может быть бизнеса, извлечения какой-то коммерческой выгоды. Как только появляются какие-то финансовые элементы, это сразу становится инструментом в руках каких-то групп влияния.

Это многоаспектная система, она позволяет решить сразу несколько задач. Первая – помочь избирателю. Избиратель обращается, у него масса вопросов. Естественно, это недоработки избирательной системы. Всегда эта недоработка будет, всегда будет избиратель, который что-то не знает, которому нужно будет помочь, что-то объяснить.

Второе – это предупреждение и пресечение нарушений в избирательной сфере. Это самое главное. По горячей линии поступает информация (а таких информаций – десятки тысяч, это очень большой объём информации, это большая технология). По этой информации в режиме он-лайн должны быть приняты меры по предупреждению или пресечению нарушений. Здесь взаимодействие с Центральной избирательной комиссией и с избирательными комиссиями на местах позволяет реализовывать эти задачи.

Перед каждым днём голосования, когда идут избирательные кампании, руководством ЦИК проводятся видеоконференции с регионами, и всегда рефреном звучит: «оказывать полное содействие горячей линии». Во всех избирательных комиссиях настроены на реагирование на эти обращения.

Третий момент – это снятие социальной напряжённости. Избиратель понимает, что власть перед выборами более податлива на те претензии, которые высказывает избиратель. И эта система позволяет снимать напряжение, работать непосредственно с избирателем, а потом с муниципальными органами, администрациями. Здесь тоже уже есть большие результаты.

Четвёртый момент – это позволяет объединить усилия разнохарактерных общественных организаций. В последний год нам удалось привлечь большое количество молодёжи. Почти везде на местах операторами на горячей линии выступают молодые люди, студенты, причём, как правило, профильных юридических вузов.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".