Аванс доверия
По итогам президентских выборов в Казахстане победу одержал действующий глава государства Нурсултан Назарбаев, набравший 95,5% голосов при явке почти 90%. Несмотря на высокие показатели действующего президента (превышающие результат 2005 года), перед элитой республики все более остро стоит вопрос о модели развития в «постназарбаевскую эпоху». В настоящий момент на политической повестке страны два вопроса: подготовка кадрового резерва бессменного главы государства и перспективы перехода к парламентско-президентской форме правления.
Особенность политического развития независимого Казахстана заключается в отсутствии опыта генерации элит на высший пост страны, что, в свою очередь, создает кадровый вакуум и побуждает внешних игроков активизировать «разведку» на предмет выявления возможного преемника действующего президента. Ситуация усугубляется высоким потенциалом конфликтности в исламском мире и связанными с этой тенденцией политико-экономическими процессами в республиках Центральной Азии. В казахстанском варианте отклик на события на Ближнем Востоке выражается в поиске адекватной современным геополитическим реалиям модели управления, призванной, с одной стороны, гарантировать легитимность действующей власти, а с другой – обеспечить дальнейшие интеграционные успехи республики в мировом пространстве.
Механизмом политической модернизации «по-казахстански» предлагается сделать переход к двухпартийной системе по американскому или британскому образцу, повышение роли парламента в политической жизни страны и реформирование судебной системы. Переход к парламентско-президентской форме правления с некоторым расширением полномочий законодателей – тенденция для Центральной Азии не новая. В Узбекистане и в Киргизии такая норма закреплена конституционно, и Казахстан в случае реализации подобного сценария впишется в актуальный для постсоветского пространства тренд. Тем не менее есть основания предполагать, что заявленные реформы будут носить паллиативный характер, а их анонсирование - превентивный удар по гипотетическим попыткам вызвать народное брожение. К тому же много вопросов вызывают перспективы соревновательности партий в рамках двухпартийной системы, при условии что второй компонент этой модели (после президентской партии «Нур Отан»), как ожидается, будет назначен сверху.
Победа Нурсултана Назарбаева стала не просто свидетельством всенародной признательности к президенту по памяти прошлых лет, но и авансом доверия на новую семилетку. Очевидные экономические достижения Казахстана, признаваемые в различных инстанциях международного уровня, тем не менее, не отменяют необходимость проведения социальной модернизации. Гарантом сохранения позитивной динамики экономики Казахстана является не только благоприятная конъюнктура на мировом нефтяном рынке, но и умение правящей элиты поддерживать аппаратный баланс и не допускать популяризации альтернативных экономических сценариев.
С точки зрения интересов России сохранение текущего политического курса Казахстана – оптимальный вариант, не просто гарантирующий сохранение позиций Москвы в этой центральноазиатской республике, но и обеспечивающий жизнеспособность интеграционных проектов с участием Казахстана. Москва и Астана взаимодействуют по целому спектру направлений (в энергетической, машиностроительной, химической, космической, инфраструктурной областях и т.д.), что делает казахстанское направление одним из гарантов сохранения присутствия России в центральноазиатском регионе.
Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев