Батькократия
политологЛеонид ПоляковИтак, случилось то, что не могло не случиться, - Батька действительно «останется с нами» и «все будет ОК» еще как минимум пять лет. А, глядя на результаты президентских выборов в Беларуси, складывается ощущение, что наряду с de jure пожизненным президентством в Казахстане, мы получаем пожизненное президентство в Беларуси de facto. Ведь при явке в 90% за Лукашенко проголосовали 80%. Немудрено, что при таких цифрах человек может на полном серьезе заявить в интервью Евроньюс: «Я действующий президент белорусского государства, и у меня есть свой народ»!
В западных электронных СМИ всю поствыборную ночь крутили кадры разгона оппозиционного митинга в центре Минска. Особенно впечатляюще смотрелась картинка с побитым кандидатом в президенты Некляевым. Образ кровавого «последнего диктатора в Европе» вот-вот готов был слепиться. Но все - не лепится. Почему бы это?
А дело в том, что никуда не уйти от прискорбной (впрочем - для кого как) правды: белорусы в подавляющей массе действительно сами и действительно искренне выбирают «Саню». А на призыв «Пора менять лысую резину!» откликается от силы их пятая часть. И если мы говорим о диктатуре, то в белорусском варианте мы должны говорить о невозможной по стандартам школьной политологии химере - о «демократической диктатуре». Или, говоря проще - о «Батькократии».
Анатомия этого политического гибрида такова. Лукашенко - наиболее чистое воплощение искусного правителя, макиавеллиевского Государя, этика которого есть патриотика, поскольку цель деятельности - создание государства. Будучи отцом-основателем белорусской государственности - уже суверенной, а не той - случайно свалившейся на белорусов после провала ГКЧП, и победителем первых президентских выборов, Лукашенко и ведет себя в соответствии с этим статусом. Он последовательно шел к абсолютной власти, а, добившись ее, делает все, чтобы никогда не потерять.
Технология его господства проста, но именно поэтому предельно эффективна. Он лично демонстрирует своему народу Власть в трех ее наиболее привлекательных для любой массы ипостасях:
* Власть сильная;
* Власть заботливая;
* Власть независимая.
Сила власти Лукашенко проявляется в его способности поддерживать «порядок» с помощью насилия, которое направляется на «элиту» (бюрократическую, политическую, культурную), по отношению к которой у «народа» всегда существует естественное недоверие.
Забота власти Лукашенко проявляется в его способности выступать в роли благодетеля народа за счет удержания экономики советского типа и, главным образом, недопущения демонстративного богатства немногих.
Независимость власти Лукашенко проявляется в его умении постоянно находить сильного врага и показывать народу, что Лукашенко=белорусы никого не боятся и никому не подчиняются. Сначала он демонстрировал (опираясь на Россию), что готов противостоять Западу (И США, и Евросоюзу), сегодня он демонстрирует (опираясь на двусмысленные посылы Запада), что готов противостоять России.
Таким образом, Лукашенко создает образ идеального правителя, сила которого производит общественный порядок, забота - народное благополучие, независимость - национальное достоинство.
Итак, в чем причина успеха Лукашенко?
В умении создавать образ народного вождя - благодетеля и патриота.
В умении балансировать между Западом и Россией так, чтобы никогда не иметь объединенный фронт против себя и не попасть в изоляцию.
В умении играть на расколе в самой России, выступать серьезным бонусом для тех политических сил, которые захотят использовать «белорусский фактор» во внутриполитической борьбе.
В общем, перед нами тот самый «плясун на канате», которого довелось наблюдать только что спустившемуся с горы Заратустре. Только с одной поправкой: никакого второго канатоходца, который мог бы свалить Лукашенко, нет ни сейчас, ни в предвидимом будущем.
А - народ?
См. выше.
Леонид Поляков