Комментарий
1319 26 августа 2020 10:00

Чрезмерное регулирование убивает рынок нефтепродуктов в России

Рустам Танкаев экспертРустам Танкаев

Рустам Танкаев
экспертРустам Танкаев
Нормы реализации топлива на биржевых рынках для российских нефтяников в будущем могут быть увеличены, несмотря на то, что компании фактически перевыполняют текущие планы. Об этом заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский в интервью ТАСС. 

«Сейчас по факту компании поставляют на биржевой рынок порядка 19% произведенного бензина (при нормативе в 11%) и 10% дизельного топлива при нормативе в 7,5%. Их можно повысить еще, но опять же, мы с Минэнерго старались не делать резких движений», — сообщил Цариковский. 

Продажа бензина и дизельного топлива через биржи регулируется совместным приказом Минэнерго и ФАС, где устанавливаются рекомендуемые объемы реализации топлива. В апреле в период низкого спроса было издано совместное распоряжение о временном понижении стандартов продажи нефтяных продуктов через биржевые рынки. Таким образом, временная мера снизила норму продаж автомобильного бензина с 10% до 5% и дизельного топлива с 6% до 3%. Ограничения перестали действовать 1 июля. 

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с экспертом Союза нефтегазопромышленников Рустамом Танкаевым о том, как повлияет на нефтяной рынок увеличение порога продажи топлива на бирже. 

— Новая инициатива никак не скажется на нефтяном рынке. Для того, чтобы нормально формировалась биржевая цена, через биржу надо продавать более 3% от всего объема производства. У нас это правило уже соблюдено. Продавать большие объемы через биржу, конечно, можно, но это не может серьезно повлиять на рынок. Все эти игры вокруг увеличения или уменьшения объема биржевых продаж направлены на то, чтобы вынудить крупные компании продавать топливо мелким компаниям. А крупные компании норовят продавать топливо через свои сети. 

Правительство считает, что если больший объем будет проходить через независимых владельцев АЗС, то рынок будет работать лучше. Это в чем-то правильно, но не в той ситуации, которая у нас сейчас сложилась. У нас главная проблема — это налоговая нагрузка на рынок нефтепродуктов, которая сделала все НПЗ убыточными, и их ликвидность поддерживается только компенсационными выплатами, которые делает государство. Но их инвестиционную привлекательность таким образом поднять нельзя. Остановлены проекты реконструкции и строительства НПЗ, объемы производства бензина и дизельного топлива не растут и не могут расти в этой ситуации. 

У нас после кризиса, когда объемы потребления очень резко упали по России на 30%, а в некоторых регионах вдвое, сейчас стали нарастать очень быстро, ситуация на грани допустимого, то есть может возникнуть дефицит топлива. Все попытки подменить отмену административного регулирования рынка на какие-то меры, в том числе продажи через биржу, это обман участников рынка. Реально нужно было бы полностью аннулировать акциз, это бы позволило вернуть рынку ликвидность без всяких компенсационных выплат, и сделало бы нефтепереработку инвестиционно привлекательной. Конечно, нужно полностью отменить административное регулирование цен на бензин и дизельное топливо. У нас на эти шаги правительство пойти не может. Оно, к сожалению, недостаточно компетентно для того, чтобы решать такие вопросы. В результате мы получаем то, что рынок бензина и дизельного топлива у нас очень проблемный. 

Особенно они проблемные на Дальнем Востоке, но и в других регионах тоже. В Москве мы меньше чувствуем проблемы рынка, потому что рядом Московский НПЗ и другие заводы, которые производят достаточное количество топлива. Все это в основном принадлежит крупным компаниям, и эти компании за счет других видов бизнеса дотируют рынок бензина и дизтоплива. А вот на Дальнем Востоке таких крупных игроков нет. Есть, конечно «Роснефть» со своим Комсомольским НПЗ, но они не в состоянии обеспечить полностью рынок Дальнего Востока. Сейчас они способны поставить на рынок 3 млн тонн, а нужно 6 млн тонн. В результате, приходится возить топливо издалека. По импорту, как раньше это было, везти бессмысленно, потому что у нас цены на бензин административно-регулируемые и низкие, у соседей они выше, и никто нам по импорту ничего продавать не хочет. Нам остается возить бензин за 1000 км из Центральной России. Этот тупик, которые создали в свое время два вице-премьера: Козак — это административное регулирование цен, Силуанов — это объем налоговой нагрузки. Они вместе убили рынок нефтепродуктов в России. Эта ситуация может быть разрешена только возвратом к нормальным рыночным условиям работы. Все эти паллиативы, которые придумывают чиновники, годятся только для того, чтобы отвлекать людей от реальных проблем.
Комментарии для сайта Cackle
30 ноября 2020 Новость
«Роснефть» подвела итог рекордных по масштабу IT-соревнований
 «Роснефть» подвела итог рекордных по масштабу IT-соревнований 28 ноября в Москве состоялся онлайн-финал завершающего мероприятия IT-марафона Rosneft Proppant Check Challenge (RPCC).
26 ноября 2020 Новость
«Роснефть» в Арктике: участники арктических экспедиций рассказали об исследованиях 2020 года
 «Роснефть» в Арктике: участники арктических экспедиций рассказали об исследованиях 2020 года Пресс-конференция под названием «Арктические экспедиции „Роснефти“ 2020 года» прошла 26 ноября. «Арктический завтрак» собрал в режиме онлайн журналистов и экспертов, которые ответили на многочисленные вопросы.
26 ноября 2020 Новость
«Роснефть» планирует произвести до 3,5 млн тонн низкосернистого судового топлива в 2021 году
 «Роснефть» планирует произвести до 3,5 млн тонн низкосернистого судового топлива в 2021 году По итогам этого года ожидаемый объем производства низкосернистого судового топлива на НПЗ компании составит до 3,4 млн тонн. В следующем году планируется произвести до 3,5 млн тонн низкосернистого судового топлива, сообщил в интервью агентству «Интерфакс» вице-президент по нефтепереработке и нефтехимии «Роснефти» Александр Романов.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".