Статья
1675
20 февраля 2016 15:24
Дело на $15 млрд
Брюссель не оставляет попыток приструнить «своенравный» «Газпром» и взять под полный контроль все экспортные объемы трубопроводного газа, поставляемого в Европу. Идея еврочиновников заблокировать расширение «Северного потока» столкнулась с серьезным сопротивлением со стороны европейского бизнеса, поэтому к газовому концерну решили «подойти» с другой стороны. Заместитель главы Минэнерго РФ Анатолий Яновский сообщил, что в марте «Газпром» и Еврокомиссия могут провести переговоры по антимонопольным претензиям к российской компании.Высокие цены привели к обыскам
Стоит отметить, что эта антимонопольная история длится уже несколько лет. Началась она в тот момент, когда цены на нефть достигали своих пиковых значений, а тысяча кубометров российского газа на европейском рынке стоила около 400 долларов.
В сентябре 2011-го в дочерних структурах «Газпрома» прошли обыски. Тогда Европейская комиссия искала следы нарушений на рынках Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии. Осенью 2012-го Еврокомиссия приступила к расследованию по трем возможным случаям нарушения антимонопольных правил Евросоюза: якобы «Газпром» без основания разделял рынки газа, препятствовал диверсификации поставок и устанавливал несправедливые цены. Привязку цены газа к стоимости нефти Еврокомиссия тогда посчитала установлением несправедливой цены. Кроме того, ЕК не понравились контракты «Газпрома», так как в них присутствовал пункт о запрете перепродажи газа.
В апреле прошлого года после многолетнего антимонопольного расследования Еврокомиссия предъявила официальные претензии «Газпрому». Если будет доказано, что российская компания работала в Европе с нарушениями, на нее может быть наложен штраф в размере до $15 млрд.
Впрочем, сейчас Евросоюз вряд ли захочет сильно ругаться с российской газовой монополией, поскольку цена газпромовского «голубого топлива» опустилась ниже 200 долларов. По оценкам аналитиков, в ближайшие пять лет стоимость нефти останется на этом уровне, и европейским странам будет выгодно продолжать закупать трубопроводный газ, привязанный к стоимости нефти.
По мнению экспертов, на этот раз предметом торга Еврокомиссии с «Газпромом» будет не цена энергоносителя и не новые трубопроводные проекты, а желание ЕК получить дополнительные функции по контролю энергетического рынка в ЕС. В частности, Брюссель надеется получить дополнительные права по регулированию энергетических контрактов отдельных стран Евросоюза со странами, в него не входящими, до их подписания, и проверять их на соответствие нормам ЕС, а также право принимать меры по стимулированию использования сжиженного газа. Эти предложения вступят в силу только в случае их одобрения всеми 28 странами ЕС и Европарламентом.
И хотя еврокомиссар по климатическим изменениям и энергетике Мигель Ариас Каньете и еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович заявляли, что объединение энергорыноков Евросоюза не является объявлением войны «Газпрому», очевидно, что первой пострадавшей стороной в случае принятие нового законодательства будет именно российская компания, а также ее крупные европейские клиенты.
Брюссель готов стать монополистом
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов уточнил в интервью «Актуальным комментариям», что борьба Еврокомиссии за европейский газовый рынок идет уже несколько лет. «Еврокомиссия пытается взять под свой контроль всё, что только можно: хочет контролировать все газовые контракты, создать единственный газовый рынок в Европе, управлять которым будет именно она. То есть именно ЕК хочет определять, с какими поставщиками будут работать европейские потребители», – пояснил эксперт. Он заметил, что пока работа с поставщиками происходит на уровне компаний и национальных правительств.
По словам Правосудова, наибольшую поддержку предложения Еврокомиссии по объединению европейского энергорынка получают в маленьких странах, у которых меньше независимости, а крупные члены ЕС с развитой промышленностью, такие как Великобритания, Германия, Франция, Италия, не проявляют большого интереса к этим инициативам. «Дело в том, что сейчас газпромовские контракты, которые пытаются активно контролировать члены Еврокомиссии, предоставляют наилучшие условия тем компаниям, которые покупают газ больше всего, и дают возможность «Газпрому» работать с конечным потребителем, то есть зарабатывать не только на оптовой, но и на розничной продаже. Согласно этим условиям, самые низкие цены на газ – у самых крупных покупателей сырья, в первую очередь, у Германии. А такие страны, как Польша, Словакия, Чехия, остаются среди недовольных. Они хотят равных условий для всех потребителей, чтобы было неважно, сколько ты покупаешь и даёшь возможность торговать на рынке или нет», – уточнил Правосудов.
По его мнению, бизнес-логика «Газпрома» обоснованна, а вот попытки усреднить всех импортеров не очень логичны. «Чем крупнее покупатель, тем на большую скидку он может рассчитывать – это понятная бизнес-логика. А позиция введения равенства для всех не аргументирована. Поэтому очень сложно сказать, удастся ли Еврокомиссии продвинуть эти свои идеи, опираясь на мелкие страны, или крупные страны всё-таки смогут отстоять свои позиции, позиции компаний, которые они поддерживают. Вокруг этого сейчас идет основная борьба», – резюмировал эксперт.
Тем не менее, очевидно, что дело на 15 млрд остается козырем в руках у представителей ЕС. И оно будет «всплывать» всегда, когда Брюсселю будет необходимо надавить на российский газовый концерн и добиться от него нужных решений. Поэтому можно прогнозировать, что историю антимонопольных претензий к «Газпрому» ожидают долгие годы различных переговоров, а возможно, и судебных разбирательств.
Автор: Екатерина Дейнего
____________
Читайте также:
7 декабря 2023
Анонс
Саммит Китай — Евросоюз
7-8 декабря Китай проведет двусторонний
саммит с Евросоюзом.
4 мая 2023
Главное
Раскол ЕС: риски отказа от права вето
В Евросоюзе создали группу из девяти стран,
которая будет продвигать реформу основополагающего принципа голосования по внешней политике и политике безопасности. Решения по этим вопросам сейчас принимаются по правилу единогласия и могут быть заблокированы одним членом ЕС. Реформа предлагается для того, чтобы одна страна не смогла при помощи права вето заблокировать какие-либо политические решения Евросоюза.
24 апреля 2023
Колонки
Великое замещение и его летописцы
Елена Кондратьева-Сальгеро о теориях заговора,
признаваемых реальностью