Статья
928 25 февраля 2010 0:01

Дмитрий Медведев внес в Государственную думу законопроект, касающийся представительства «малых» партий в местных парламентах. Данный законопроект направлен на реализацию положений Послания президента Федеральному Собранию РФ.

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, направленный на реализацию положений Послания президента Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года.

Он касается формирования фракций политических партий, а также установления возможности для представителей политических партий замещать руководящие должности и работать в законодательных (представительных) органах госвласти субъектов РФ на постоянной основе.

Внесенный проект Федерального закона называется: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах госвласти субъектов РФ и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности», сообщает в среду пресс-служба Кремля.

В законопроекте получили развитие и положения внесенного в Госдуму президентом РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах госвласти субъектов РФ и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах госвласти субъектов РФ». Тот законопроект предусматривал передачу депутатского мандата каждому списку кандидатов, который получил на региональных выборах 5 и более процентов голосов избирателей, но не преодолел барьер, установленный для допуска к распределению депутатских мандатов.

В соответствии с действующим правовым регулированием фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. При этом, как показывает анализ регионального законодательства, если список кандидатов получает только один депутатский мандат, фракция, как правило, не образуется.

Законопроектом предусматривается, что фракция может включать в себя одного депутата, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов и получившего один депутатский мандат.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат, не может входить ни в одну фракцию. Такой депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Депутаты, избранные в составе списком кандидатов, которым переданы депутатские мандаты, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

Депутату, избранному в составе указанного списка кандидатов, наравне с представителями фракций должны предоставляться право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется законодательным (представительным) органов государственной власти субъекта РФ, права на выступление в указанном органе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе органа, осуществляющего предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат, а также не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, должно быть представлено право осуществлять свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Кроме того, депутатам, избранным в составе указанных списков, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном органе государственной власти субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В случае прекращения деятельности политической партии, списку кандидатов которой передан депутатский мандат, в связи с ее ликвидацией или реорганизацией депутат, избранный в составе списка кандидатов такой политической партии, утрачивает права, предоставленные ему наравне с представителями фракций, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. С этого дня такой депутат вправе входить в ту или иную фракцию при условии, что он может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Права указанных депутатов и предлагаемых в отношении их ограничения корреспондируют правам и ограничениям, установленным для депутатов Госдумы шестого созыва, избранных в составе федеральных списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты.

Комментарии экспертов

Мы ждали этот законопроект. В партии эта тема обсуждалась давно. Мы поддерживаем эту идею президента, поскольку она лежит в русле дальнейшего реформирования политической системы, в направлении усиления роли политических партий, их влияния на развитие политических процессов. И самое главное, этот законопроект дает больше возможностей для представительства малым партиям, и соответственно гражданам, которые за них голосуют, в органах законодательной власти и местного самоуправления.

Отсутствие представителей малых партий в законодательных органах означает, что часть граждан лишена представительства. Инициатива президента отчасти решает эту проблему.

Несмотря на то, что представительство малых партий в законодательных органах, судя по всему, будет незначительным (всего 1-2 представителя), им представляется возможность фактически на равных вести диалог с крупными и мощными, в том числе парламентскими партиями. Им, фактически, предоставляются права фракций, возможность работать на постоянной основе.

Фактически, президент создает законодательные условия для более комфортной работы оппозиции, для усиления возможностей малых партий для конкуренции с крупными партиями, в том числе с партией парламентского большинства.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".