Статья
1669 23 апреля 2015 12:55

Донбассу не нужна конституция по-киевски

Вопреки минским соглашениям, Киев по-прежнему отказывается обсуждать конституционную реформу, предполагающую децентрализацию власти, с представителями Донбасса. В народных республиках в ответ заявили, что не станут признавать украинскую конституцию, если киевские власти изменят её в одностороннем порядке, без согласования с Донецком и Луганском.

По мнению директора Центра либерально-консервативной политики им. П. Столыпина и П. Струве Александра Казакова, выход из сложившейся ситуации возможен — для этого Киеву следует вернуться в повестку минских соглашений, и исполнять их последовательно. Однако сами украинские власти без вмешательства международных игроков вряд ли пойдут на это.

«Киеву надо сделать два шага назад, чтобы потом сделать шаг вперед, — рассказал Казаков «Актуальным комментариям». — Надо вернуться к закону об особом статусе Донбасса, вернуть его в Верховую Раду и провести еще раз с учетом того, что прописано в Комплексе мер. То есть сам закон об особом статусе, так же, как закон о выборах на отдельных территориях Донбасса, должен проходить в Верховную Раду после согласований в тех рабочих группах, которые сейчас уже учреждены, но еще не начали работу». После этого подгруппа, которая занимается политическим блоком вопросов, при участии представителей Киева, Донбасса, России и ОБСЕ должна обсудить поправки в конституцию.

«Это с точки зрения логики. Но с политической точки зрения это невероятно трудно для Киева. В этом смысле Порошенко загнал себя в тупик», — отметил политолог.

               Читайте также: Конституционная развилка

Он напомнил, что Донецк и Луганск уже озвучивали свои предложения по конституционной реформе, не дожидаясь институциализации рабочих подгрупп. «Предложение есть, площадка для их согласования есть. Есть та "дорожная карта", которая четко и конкретно, при условии, что каждый следующий шаг делается после того, как сделан предыдущий, прописана в Комплексе мер по реализации минских соглашений. Надо просто в эту повестку Киеву вернуться. С точки зрения логики, это просто, а с политической точки зрения — это очень трудно. Я даже не уверен, что Киев сможет сделать это сам, даже если захочет», — отметил  Казаков.

По его словам, повлиять на украинские власти в этом процессе могли бы международные игроки — страны «нормандской четвёрки» или США. «Сейчас опять шар на стороне внешних игроков», — заключил Александр Казаков.  



Киев «демонстративно и категорично» не хочет общаться с руководством ДНР и ЛНР, поскольку не признает в них политических субъектов, отмечает депутат Верховной Рады Елена Бондаренко. Поэтому, по ее мнению, вряд ли народные республики сейчас добьются успеха в отношении взаимодействия по вопросу новой конституции с Киевом.

Бывший депутат Верховной Рады Владимир Олейник подчёркивает, что для начала переговоров по конституционной реформе необходима в первую очередь политическая воля Киева. Однако, как заметил политик, нынешнее украинское руководство несамостоятельно. «Украинская власть сегодня соориентирована на Соединенные Штаты, которые заинтересованы не в урегулировании этого конфликта, а в том, чтобы втянуть в него Россию», — считает Олейник. В Европе же преобладает другой подход к украинскому кризису.

Отказ Киева от диалога политик расценивает как свидетельство того, что украинское руководство избрало силовой путь решение конфликта, а не примирение.

«Киев никак не может понять, что надо признавать реалии и вступать в переговоры, — констатирует Олейник. — Как в семье, если супруги скандалят, ссорятся, то для того, чтобы решить вопрос примирения, не надо втягивать соседей, надо начинать диалог напрямую, если вы желаете сохранить семью. Если вы не желаете сохранить семью, понятно, тогда вы не признаете друг друга. И тогда у другой стороны появляется логичное право на развод. Потому что силой союз удержать невозможно, ни семью, ни государство».



23 апреля спикер парламента Донецкой народной республики Андрей Пургин заявил, что ДНР и ЛНР не станут признавать конституцию Украины в случае если киевские власти внесут в неё поправки без обсуждения их с народными республиками, передает Донецкое агентство новостей.

Накануне в Верховной Раде сообщили, что до 13 мая члены рабочей группы в Конституционной комиссии подготовят законопроект о внесении изменений в Основной закон.

В связи с этим Пургин напомнил президенту Украины Петру Порошенко и руководителю Конституционной комиссии Владимиру Гройсману, что «согласно пункту 11 Комплекса мер по реализации минских соглашений Украина взяла на себя обязательства согласовывать изменения в Конституцию с представителями ЛНР и ДНР». По словам политика, работу по согласованию поправок в Конституцию необходимо вести в рамках минской контактной группы.

«Односторонние действия Украины по изменению Конституции еще раз показывают — Киев не собирается выполнять минские договоренности, — убеждён Пургин. — Киевская власть цинично имитирует процесс урегулирования конфликта на Донбассе. В реальности же действия Киева сводятся к выпрашиванию по всему миру оружия и приглашению военных инструкторов для обучения своей армии. Киев делает ставку на силовое решение конфликта».

Председатель парламента рассказал, что народные республики предлагали Гройсману синхронизировать действия по политическому урегулированию и выработать формат взаимодействия Конституционных комиссий Украины и Донбасса. «Но мы не были услышаны», — отметил Пургин.

           Читайте также: Два Минска пали, а третьему не бывать   


3 апреля президент Украины подписал указ о создании Конституционной комиссии, которая будет разрабатывать изменения в Основной закон. В ее состав вошли 72 человека, из них 13 экспертов международных организаций.

Однако представителей ДНР и ЛНР в комиссию не включили, хотя, в соответствии с минскими соглашениями, меры по проведению конституционной реформы должны согласовываться Киевом с Донбассом. Народные республики неоднократно обращались к киевским властям с предложением о начале взаимодействия, однако ответа не получили. Вдобавок к этому в Киеве заявили о намерении провести референдум по вопросу государственного устройства страны.

В ДНР расценили действия киевских властей как попытку «усложнить, запутать и в конечном итоге парализовать процедуру изменения конституции». «Перевод темы в режим референдума незаконен, юридически и политически не обоснован. И преследует одну цель — сорвать мирный процесс. Отказаться от политического урегулирования в пользу силовых действий», — заявлял Пургин.

На этом фоне в народных республиках была создана своя межведомственная комиссия по реформированию украинской конституции.

Напомним, что в соответствии с Комплексом мер по выполнению минских соглашений, принятом 12 февраля, Киев должен снять экономическую блокаду Донбасса, провести конституционную реформу, предполагающую децентрализацию, и согласовать с ДНР и ЛНР закон об особом статусе региона. Пока этого сделано не было.

Материал подготовили Вадим Погиба, Лина Вискушенко
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".