Дугин призывает не путать рабство с созерцательностью
Факт освобождения крестьян в 1860 году прекрасен и замечателен, но то, как оно было проведено, и то, что за ним последовало, и тот ущерб, который оно нанесло крестьянскому хозяйству также нельзя недооценивать.
Такое мнение в день 150-летия отмены крепостного права высказал в интервью «Актуальным комментариям» философ и политолог Александр Дугин.
Собеседник редакции против однозначных оценок проведенных 150 лет назад реформ, т.к. крестьянам тогда не были созданы условия для развития в их традиционном общинном укладе.
Александр Дугин пояснил: «При освобождении крестьян не учли общинный характер ведения сельского хозяйства. То есть реформа была направлена на то, чтобы крестьяне занимались индивидуальным фермерским трудом, о чем значительно позже стал говорить Столыпин. Но условия, чтобы крестьянские общины сохраняли свой традиционный уклад, но только без унизительной процедуры крепостного права, не были созданы».
В этом эксперт видит главное противоречие тех реформ, которые, по его словам, обрекали крестьян на пролетаризацию или на индивидуальное хозяйство, к которому «большинство русских людей были не готовы, так как существовали совершенно другие традиции».
Что касается того, что в сознании общества еще витает крепостничество, то такой взгляд на русское общество собеседник считает примитивным. «Славянофилы, в частности Аксаковы, писали относительно того, что часто мы понимаем под рабством просто недостаток вовлеченности в определенные политические процессы», – напоминает Александр Дугин.
Он проводит грань между тем, когда тем, когда государство подчиняет все формы человеческой жизни и тем, когда большинство людей просто не интересуются проблемами политики. «Может быть, люди сосредоточены на других проблемах. Может быть, для них есть вещи более ценные и интересные, чем, например, политическое управление», - рассуждает собеседник.
«Вот этот пафос, что Александр Второй освободил крестьян, а крестьянское рабское сознание осталось, – он свойственен на самом деле очень небольшому сегменту нашего общества – либерально-демократическим западническим элитам, - отмечает философ. - Они не понимают русского народа, не понимают логики нашей истории, не понимают специфики нашего самосознания. И то, что воспринимают как рабство и покорность, на самом деле может быть созерцательностью русского общества».
При этом Александр Дугин, по его собственным словам, не стремится никоим образом оправдывать лакейские черты. «Они (эти черты – ред.) свойственны либералам в большей степени, чем крестьянам. Холопский дух свойственен не крестьянам, освобожденным Александром Вторым, а сопутствующим власти прислугам, которые не способны ни властвовать, ни работать», - считает философ.
Он убежден, что не крестьянская среда является главным носителем несвободы и рабства, а «холуи при власти, которые поддерживают то коммунистов, то Ельцина, то Путина, а теперь Медведева. Они сегодня будут славословить Александра Второго, а завтра почитать Ивана Грозного. Сегодня - Петра, а завтра - Сталина, Ельцина или Горбачева».
«А народ у нас - очень нежный, созерцательный, глубокий и с чистой детской душой», - подытоживает Александр Дугин.