Дума начала работу
Депутаты сегодня приступили к работе в рамках осенней сессии. Первое пленарное заседание Госдумы открыл её председатель Сергей Нарышкин. Спикер сделал несколько заявлений, по которым можно, вероятно, судить о характере предстоящей сессии.
Как заявил Нарышкин, выступая с речью перед парламентариями, «в нашей повестке на четыре предстоящих месяца множество очень важных и востребованных законов».
Ранее Нарышкин, говоря о ключевых законопроектах, которые планируется принять в рамках осенней сессии, назвал проект закона об образовании, поправки к Гражданскому кодексу, законопроекты о порядке формирования палат Федерального парламента, о выборах мэров. «И, разумеется, в эту сессию нас ждет работа над федеральным бюджетом. Его отмечу особо, поскольку это - первый такой опыт для нынешнего созыва», - подчеркнул председатель Госдумы.
По словам Нарышкина, также будет продолжена работа, начатая в период весенней сессии, которую спикер обозначил как «сессия политической модернизации». В рамках такой работы он обратил внимание на важность проведения мониторинга хода реализации ранее принятых законов.
Выступая при открытии осенней сессии, председатель Госдумы призвал депутатов быть осмотрительными в своих заявлениях и «не переступать опасную грань».
По его словам, недопустимо, когда вместо юридических аргументов звучат тезисы, вступающие в противоречие со всем 20-летним периодом развития современной России. «Неуместна для законодателя и избыточная подозрительность в отношении отдельных категорий граждан, когда предлагается, что называется, "на всякий случай ограничить их права"», - сказал спикер.
При этом, по словам Нарышкина, не учитывается природа законодательной власти, когда, к примеру, «обозначается идея ограничения участия в ней по признаку родства». Тем самым Нарышкин напомнил о законодательной инициативе единоросса Андрея Исаева, который предложил ввести запрет на избрание в парламент родственников.
«Подчеркну, недопустимо забывать о равенстве прав и свобод граждан, гарантированном Конституцией РФ», - сказал председатель Госдумы.
Кроме того, Нарышкин сообщил о готовности сформировать совет непарламентских партий.
«Напомню, что еще в марте я выразил готовность создать площадку для взаимодействия с партиями, не представленными в Госдуме. Такой момент назрел, поэтому в ближайшее время я сформирую совет непарламентских партий и приглашу их представителей к участию в его деятельности», - сказал спикер, выразив уверенность, что такая работа будет полезна для законотворчества.
По его словам, между парламентом и вновь зарегистрированными партиями должен быть налажен эффективный диалог.
Создание совета непарламентских партий - это очень разумная инициатива. С одной стороны, она позволяет услышать мнение представителей непарламентских партий по поводу политической повестки. К тому же такой совет позволяет сформировать механизм влияния непарламентских партий на законодательный процесс.
И наконец, очевидным следствием этого может стать ослабевание протеста. Если непарламентские партии будут иметь канал коммуникации, канал влияния на принятие решений парламентом, то, естественно, протестная активность текущая, если и не исчезнет, но до какой-то степени ослабнет.
Есть ужесточение, вызванное необходимостью преодоления хаоса 90-х. Я имею в виду ужесточение, связанное с незаконными демонстрациями, с нарушениями общественного порядка, хотя там штрафы, на мой взгляд, неадекватные. А вот мера о том, что отец или родственники не могут быть членами Федерального собрания – это уже самопиар того, кто выдвинул это предложение. Надо понимать, где необходимо ужесточение, связанное с наведением порядка в стране, что объективно соответствует задачам преодоления хаоса 90-х и формированию нормального государства.
Организованные преступные группировки, к сожалению, - это норма для страны, и никто с этим не борется. И вообще, у нас уйма нерешенных проблем. Но это вопрос философский, а я говорю конкретно. А с другой стороны, инициативы по ужесточению, например усиление ответственности за неповиновение полиции т.д., больше походят на желание привлечь к себе внимание.
Надо знать настроения в России, вот этой подавляющей части населения, общества. В конце концов, если взять Путина - откуда его популярность в начале нулевых? Он отвечал на запрос общества на справедливость и порядок. Поэтому многие люди на этом просто делают себе политическую карьеру, обращают на себя внимание. Но тут надо, я повторяю, быть очень точным и аккуратным. Должно быть понимание, где это ужесточение необходимо и где либерализация законодательства наносит вред.
Есть ужесточение, вызванное необходимостью наведения порядка, и есть ужесточение, связанное с самопиаром отдельных депутатов. Поэтому призыв избегать инициирования законов, «на всякий случай» ограничивающих права граждан, должен быть конкретизирован.
Тренд по ужесточению различных мер возник в результате демонстративного, возрастающего презрения к законам, что проявляется у граждан в самой разной форме - начиная от криминальных выходок и заканчивая просто хулиганством, которые зачастую выдают за проявление какой-то политической позиции или чего-то еще подобного рода.
Прошлая сессия, выглядящая как закручивание гаек, была, наверное, не до конца продуманной. Это была спонтанная реакция на развившийся правовой нигилизм со всех сторон. В то же время, мне кажется (я всегда считала так и считаю до сих пор), что все-таки, принимая те или иные законы, ужесточающие ответственность граждан, нужно принимать и законы, которые бы граждан защищали. В данном случае я согласна с Нарышкиным. Дума здесь отстает. Поэтому я думаю, что сейчас надо сосредоточиться на каких-то защитных механизмах, на создании законодательных инструментов для упрощения защиты прав граждан. Кстати, в этом смысле могу обратить внимание сразу на три аспекта.