Статья
1877 11 сентября 2012 13:55

Дума начала работу

Депутаты сегодня приступили к работе в рамках осенней сессии. Первое пленарное заседание Госдумы открыл её председатель Сергей Нарышкин. Спикер сделал несколько заявлений, по которым можно, вероятно, судить о характере предстоящей сессии.

Как заявил Нарышкин, выступая с речью перед парламентариями, «в нашей повестке на четыре предстоящих месяца множество очень важных и востребованных законов».

Ранее Нарышкин, говоря о ключевых законопроектах, которые планируется принять в рамках осенней сессии, назвал проект закона об образовании, поправки к Гражданскому кодексу, законопроекты о порядке формирования палат Федерального парламента, о выборах мэров. «И, разумеется, в эту сессию нас ждет работа над федеральным бюджетом. Его отмечу особо, поскольку это - первый такой опыт для нынешнего созыва», - подчеркнул председатель Госдумы.

По словам Нарышкина, также будет продолжена работа, начатая в период весенней сессии, которую спикер обозначил как «сессия политической модернизации». В рамках такой работы он обратил внимание на важность проведения мониторинга хода реализации ранее принятых законов.

Выступая при открытии осенней сессии, председатель Госдумы призвал депутатов быть осмотрительными в своих заявлениях и «не переступать опасную грань».

По его словам, недопустимо, когда вместо юридических аргументов звучат тезисы, вступающие в противоречие со всем 20-летним периодом развития современной России. «Неуместна для законодателя и избыточная подозрительность в отношении отдельных категорий граждан, когда предлагается, что называется, "на всякий случай ограничить их права"», - сказал спикер.

При этом, по словам Нарышкина, не учитывается природа законодательной власти, когда, к примеру, «обозначается идея ограничения участия в ней по признаку родства». Тем самым Нарышкин напомнил о законодательной инициативе единоросса Андрея Исаева, который предложил ввести запрет на избрание в парламент родственников.

«Подчеркну, недопустимо забывать о равенстве прав и свобод граждан, гарантированном Конституцией РФ», - сказал председатель Госдумы.

Кроме того, Нарышкин сообщил о готовности сформировать совет непарламентских партий.

«Напомню, что еще в марте я выразил готовность создать площадку для взаимодействия с партиями, не представленными в Госдуме. Такой момент назрел, поэтому в ближайшее время я сформирую совет непарламентских партий и приглашу их представителей к участию в его деятельности», - сказал спикер, выразив уверенность, что такая работа будет полезна для законотворчества.

По его словам, между парламентом и вновь зарегистрированными партиями должен быть налажен эффективный диалог.

Комментарии экспертов

Создание совета непарламентских партий - это очень разумная инициатива. С одной стороны, она позволяет услышать мнение представителей непарламентских партий по поводу политической повестки. К тому же такой совет позволяет сформировать механизм влияния непарламентских партий на законодательный процесс.

И наконец, очевидным следствием этого может стать ослабевание протеста. Если непарламентские партии будут иметь канал коммуникации, канал влияния на принятие решений парламентом, то, естественно, протестная активность текущая, если и не исчезнет, но до какой-то степени ослабнет.  

Есть ужесточение, вызванное необходимостью преодоления хаоса 90-х. Я имею в виду ужесточение, связанное с незаконными демонстрациями, с нарушениями общественного порядка, хотя там штрафы, на мой взгляд, неадекватные. А вот мера о том, что отец или родственники не могут быть членами Федерального собрания – это уже самопиар того, кто выдвинул это предложение. Надо понимать, где необходимо ужесточение, связанное с наведением порядка в стране, что объективно соответствует задачам преодоления хаоса 90-х и формированию нормального государства. 

Организованные преступные группировки, к сожалению, - это норма для страны, и никто с этим не борется. И вообще, у нас уйма нерешенных проблем. Но это вопрос философский, а я говорю конкретно. А с другой стороны, инициативы по ужесточению, например усиление ответственности за неповиновение полиции т.д., больше походят на желание привлечь к себе внимание. 

Надо знать настроения в России, вот этой подавляющей части населения, общества. В конце концов, если взять Путина - откуда его популярность в начале нулевых? Он отвечал на запрос общества на справедливость и порядок. Поэтому многие люди на этом просто делают себе политическую карьеру, обращают на себя внимание. Но тут надо, я повторяю, быть очень точным и аккуратным. Должно быть понимание, где это ужесточение необходимо и где либерализация законодательства наносит вред. 

Есть ужесточение, вызванное необходимостью наведения порядка, и есть ужесточение, связанное с самопиаром отдельных депутатов. Поэтому призыв избегать инициирования законов, «на всякий случай» ограничивающих права граждан, должен быть конкретизирован. 

В связи с либерализацией закона «О политических партиях» и регистрации массы новых организаций партийного толка власти требуется навести определенный порядок на партийном поле, попытаться понять, что же за партии появились, какие у них шансы, каковы требования этих структур и кто их лидеры.
 
Такая конструктивная площадка, которую предлагает Нарышкин (Совет непарламентских партий - прим. ред.), вполне в интересах власти. Политическая ситуация в России достаточно непростая и запутанная. И кто знает, собственно, какие радикальные организации могут сыграть на следующих выборах и вообще проявить себя в большой политике? Лучше изначально с ними не вступать в конфронтацию, а, напротив, вести конструктивный диалог. И такой совет имеет смысл создавать.
 
Что касается борьбы с инициативами, которые нарушают права граждан, они предлагаются практически всеми - от партии власти до оппозиции. Во-первых, социальная повестка дня является одной из наиболее важных, и поэтому, конечно, речь идет, прежде всего, о тех законах, которые бы не нарушали права трудящихся, чтобы не вели к ухудшению уровня материального благополучия.
 
В настоящий момент во многом политическая стабильность определяется стабильностью социальной. И в этой связи, конечно, периодически возникает дискуссия. В частности, можно отметить недавнюю дискуссию между РСПП и профсоюзами относительно ужесточения трудового законодательства.
 
Государство скорее возьмет сторону профсоюзов и социально-консервативного крыла «Единой России», которое отстаивает в настоящий момент социальную повестку дня. И логично, и целесообразно, что власть пока не будет выдвигать какие-то непопулярные инициативы.
 
Если говорить об ужесточении политических правил игры и ужесточении законодательства в плане обеспечения государственной стабильности, то мне кажется, здесь, с точки зрения власти, есть резон соблюдать баланс. Наверное, в связи с активизацией массовой политики в России ужесточение требуется, потому что оно направлено не столько на ухудшение положения граждан, сколько, наоборот, помогает несколько оптимизировать ситуацию в стране.
 
Например, манифестанты отстаивают свои интересы, но если они перекрывают дорогу – это нарушение прав других граждан, которые хотели бы по этой дороге проехать. Поэтому здесь власть должна подходить сбалансировано, но при этом не бояться политические правила игры ужесточать. Мы уже поиграли в демократию в начале девяностых годов, а в итоге что получили? Тотальный развал и дезинтеграцию.

Тренд по ужесточению различных мер возник в результате демонстративного, возрастающего презрения к законам, что проявляется у граждан в самой разной форме - начиная от криминальных выходок и заканчивая просто хулиганством, которые зачастую выдают за проявление какой-то политической позиции или чего-то еще подобного рода.

Прошлая сессия, выглядящая как закручивание гаек, была, наверное, не до конца продуманной. Это была спонтанная реакция на развившийся правовой нигилизм со всех сторон. В то же время, мне кажется (я всегда считала так и считаю до сих пор), что все-таки, принимая те или иные законы, ужесточающие ответственность граждан, нужно принимать и законы, которые бы граждан защищали. В данном случае я согласна с Нарышкиным. Дума здесь отстает. Поэтому я думаю, что сейчас надо сосредоточиться на каких-то защитных механизмах, на создании законодательных инструментов для упрощения защиты прав граждан. Кстати, в этом смысле могу обратить внимание сразу на три аспекта.

Во-первых, президент подписал за лето два распоряжения, которые касаются русификации двух международных документов. Первый из них касается защиты детей от сексуальной эксплуатации и злоупотреблений, второй – это, собственно, конвенция Совета Европы, к которому мы присоединяемся, и факультативный протокол конвенции о правах ребенка, которая касается торговли детьми, детской проституции и порнографии.
 
Русификация этих двух документов влечет за собой необходимость привести наши законы в соответствие с международными нормами. Иными словами, в ближайшее время Госдуме придется заняться разработкой соответствующих поправок в законы, касающиеся прохождения ребенка через систему правосудия. Это заложено и в национальном плане, который подписал Владимир Путин и который представляла Валентина Матвиенко. Это сейчас нужно будет делать быстро, четко. 
 
Кроме того, я очень рассчитываю на то, что в ближайшее время сдвинется с места обсуждение закона о правах жертв преступлений в России. Я не исключаю, что коррекции придется подвергать и еще целый ряд усилий по так называемой гуманизации. Наша практика показывает, что все-таки нельзя было применять никакие гуманизаторские методы к тем случаям, когда речь идет о нарушении прав граждан на безопасность, на жизнь и на здоровье. Я бы посоветовала нашей Госдуме сосредоточиться на защитных механизмах. И здесь у «Единой России» как у фракции большинства, конечно, есть все возможности. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".