Комментарий
1865 10 марта 2017 15:11

Экспортные перспективы

Алексей Харь маркетологАлексей Харь

Алексей Харь
маркетологАлексей Харь
Экспорт зерновых культур в России – исторически сложившаяся мощная составляющая развития экономики. Причем речь не только о дореволюционной России, когда страна являлась лидером мирового экспорта ржи и ячменя и играла ведущие роли в качестве поставщика пшеницы и овса. Уже в начале 2000-х годов Россия восстановила статус ключевого игрока в экспорте зерновых культур, доведя в 2015-2016 сельскохозяйственный год объем экспорта зерновых до 33,9 млн. тонн (по данным Федеральной таможенной службы).

Но даже эти показатели выглядят незначительными по сравнению с тем, какие перспективы открываются перед Россией в связи с реализацией проекта по экспорту зерна, которое будет выращиваться в Сибири и экспортироваться в Китай. По данным прогнозного исследования, проведенного Центром политической конъюнктуры, потребности Поднебесной к 2015г. в импортной пшенице могут достигнуть 12 млн. тонн, кукурузы – 70 млн. тонн, соевых бобов – 115 млн. тонн, прочих зерновых и масличных – 34 млн. тонн.

Оператор данного проекта, ООО «Забайкальский зерновой терминал», в августе 2016г. начал строительство железнодорожного терминала для экспорта российского зерна в Китай в пгт.Забайкальск (меморандум о строительстве в Забайкальске зернового терминала был подписан Владимиром Путиным в рамках визита в Китай в июне 2016 года).

Генеральный директор Забайкальского зернового терминала К.Овсепян считает, что «сухопутный зерновой коридор в перспективе станет самым выгодным маршрутом для поставки в Китай Сибирских зерновых, бобовых и масличных культур, которые смогут составить мощную конкуренцию американской и канадской продукции… ведь на данный момент все существующие коридоры зернового экспорта – морские, что значительно удорожает стоимость экспортных цен». Создание же сухопутного зернового коридора в один из крупнейших в Азии рынков продовольствия – Китай – способно в корне переломить ситуацию, в разы увеличив экспортный потенциал Сибирского агрокомплекса и России в целом.

Он подчеркивает: «Для развития двусторонних российско-китайских отношений это – уникальный проект. В отличие от многих других инициатив здесь создается долгосрочная точка совместного роста в той логике взаимовыгодных партнерских отношений… ведь одно из обязательных условий Китая – поставка в обмен на российское зерно китайской машинотехнической продукции для развития инфраструктуры зернового коридора... Кроме того, развитие экспортоориентированного производства будет способствовать увеличению доходов селян, а значит, и росту потребления, что простимулирует импорт товаров народного потребления из Китая, а это для китайской стороны тоже важно».

Следует отметить, что, по данным Росстата, площадь сельскохозяйственных угодий в Сибирском федеральном округе составляет около 47 млн. га, из них под посевами зерновых и бобовых культур – около 10 млн. га при средней урожайности 15–17 ц/га (варьируется по годам в зависимости от погодных условий), а, по словам Овсепяна, «за счет улучшения агрономической культуры и технологий сибирские аграрии могли бы поднять урожайность минимум вдвое», плюс есть еще резервы наращивания валового сбора за счет увеличения площади посевов.

При этом сам терминал выступает исключительно как инфраструктурный объект. В начальный период после сдачи первой очереди мощность терминала составит около 800–900 тыс. тонн зерна, что не превышает 6% валового сбора зерновых в СибФО (13,5 млн. тонн в 2015г.), но в перспективе экспортный потенциал сибирских зернопроизводителей может быть увеличен в несколько раз. Вторая очередь терминала уже запроектирована, она позволит увеличить мощность до 20 млн. тонн в год, но решение о ее строительстве может быть принято только после выхода на проектную мощность первой очереди, достижение проектных показателей по ней планируется к 2025–2026 гг.

По словам Овсепяна, сроки окупаемости проекта «примерно вдвое меньше, чем у большинства сельхозпроектов, так что государственная поддержка не потребуется».

Как уже писали «Актуальные комментарии», долгосрочная потребность Китая в наращивании импорта зерновых, зернобобовых и масличных культур связана как с ростом населения этой страны, так и с изменением структуры потребления. К.Овсепян добавляет: «Это и третья волна урбанизации, и борьба с бедностью, что означает массовый переход бывших сельских жителей из категории производителей в число потребителей продовольствия. Плюс есть еще целевая установка правительства Китая удвоить доходы населения к 2020 г., что вызовет изменения в рационе питания, в том числе – рост потребления мяса. Имеют значение также экологические проблемы и дефицит пресной воды: перед Китаем стоит задача к 2025 г. снизить ее потребление, притом что более 40% зерновых выращивается на орошаемых полях. Для сибирских аграриев все это открывает значимое окно возможностей».

Однако следует учитывать, что наращивание сельхозпроизводства в Сибири должно происходить на программной основе - это должна быть долгосрочная стратегия на уровне федерального правительства. Овсепян поясняет: «Вероятно, здесь необходимо принятие долгосрочного межправительственного соглашения, аналогичного тому, которое существует по российским поставкам газа – чтобы видеть долгосрочную потребность, расписанную по годам. Но в целом сибирское зерно может быть конкурентоспособным на рынке».

Руководитель Департамента социальных и маркетинговых исследований Центра политической конъюнктуры Алексей Харь

____________

Читайте также:
© 2008 - 2023 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".