Статья
1949 1 июня 2017 7:47

Есть ли у Макрона шанс?

В сухом остатке встречи Путина и Макрона в Версале по украинской теме осталась лишь договоренность провести саммит «нормандской четверки» в ближайшее время. При оптимальном развитии событий, сидя за одним столом, лидеры России, Германии, Франции и Украины попробуют урегулировать имеющиеся разногласия и перезапустить процесс выполнения Минских соглашений.

По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, новый президент Франции хочет активизировать переговоры в «нормандском формате». Желание Макрона объяснимо. Как любой амбициозный лидер, только что приступивший к исполнению своих обязанностей, он основывает свой энтузиазм на том, что сам факт обновления команды резко увеличивает шансы на прорыв в решении вопросов, в которых его предшественники зашли в глубокий тупик. Справедливости ради, такие ожидания далеко не всегда оказываются безосновательными. Тем более что Макрона нельзя назвать лидером идеологического типа: он с удовольствием подчеркивает свой прагматизм и незацикленность на доставшихся по наследству подходах. 

Однако на поверхности лежит и другое объяснение. Незадолго до визита Путина во Францию в американских СМИ появились сообщения о том, что Соединенные Штаты также планируют отказаться от роли наблюдателя и приложить усилия для решения конфликта в Донбассе. Таким образом Вашингтон хочет устранить препятствия для сотрудничества с Россией по другим вопросам, в том числе по Сирии и Северной Корее. В случае назначения Вашингтоном специального посланника будет восстановлен дипломатический канал переговоров с Кремлем по выполнению Минских соглашений. Согласно доступной информации, в отличие от администрации Обамы, администрация Трампа связывает с этим треком большие надежды, а новый переговорщик может получить адекватные своим задачам полномочия.

Как известно, европейцы долго сопротивлялись повышению роли Вашингтона в переговорах, например, до статуса полноправного участника «нормандского формата». Не исключено, что опасения европейцев в связи с тем, что инициатива в украинском направлении может перейти к двусторонним переговорам между Москвой и Вашингтоном, сейчас усилились. При этом Макрону, как и Меркель, по-прежнему не нужно вхождение США в мирный процесс – во всяком случае, до тех пор, пока в Белом дом сидит до сих пор мало предсказуемый Дональд Трамп. Напротив, саммит «четверки» необходим Парижу, чтобы подчеркнуть, что судьба конфликта будет решена в «нормандском формате» и объявить о рестарте мирного процесса на понятных ему условиях, которые подтвердят своим присутствием Украина и Россия.

В нынешних обстоятельствах эта стратегия имеет «двойное назначение»: не только сохранить за европейцами определение вопросов безопасности на континенте, но и не дать российско-американским отношениям зайти настолько далеко, чтобы франко-германский альянс не мог оказывать на них влияние. 

В результате, активизируя дипломатические усилия без участия США, Париж и Берлин делают серьезную заявку на сохранение за собой первого и последнего слова в решении украинского кризиса и сохраняют пусть и нетвердые, но все же гарантии того, что Вашингтон не попробует сделать на постсоветском пространстве все исключительно в своих интересах.

Как кажется, шансы Макрона быстро не завести мирный процесс в очередной тупик в первую очередь зависят от того, какие аргументы он найдет для удержания России за столом переговоров. Попытки надавить на российские власти угрозой введения новых ограничительных мер накануне перехода Кремля в фазу президентской кампании таят в себе множество опасностей. Москва может ответить игрой на обострение и легко использовать ее в своих внутриполитических целях.

Кроме того, следует делать скидку на то, что Макрон будет новым человеком в минском процессе. Вероятно, что первые предложения французского лидера окажутся лишь едва забытыми старыми инициативами. Тогда дипломатия сделает своеобразный виток назад – к спорам об очередности условий реализации самых первых пунктов мирных договоренностей, что также не вызовет большого понимания у российского руководства.

Новой команде в Париже важно понимать, что мирный процесс в Донбассе не получится начать с чистого листа. За более чем два года переговоров в рамках Минска-2 участники накопили внушительный багаж договоренностей и решений, которые невозможно просто так перечеркнуть. Это и формирование единой «дорожной карты» по имплементации минского Комплекса мер, и параллельность шагов в сфере безопасности и в политической части, и предоставление особого статуса на основании формулы Штайнмаейра, и выполнение рамочного решения о разведении сил и средств. Придется в экстренном порядке прийти к согласию относительно закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», срок действия которого истекает в этом году.

На саммите «четверки» Путин поднимет эти вопросы перед участниками. Макрон фактически будет ограничен рамками двух возможных ответов. Либо придерживаться линии своего предшественника и продолжать искать баланс между позициями России и Украины (напомним, движение по этому направлению завело переговоры в тупик). Либо искать пути для сближения франко-германского видения имплементации Минских соглашений с позицией России, то есть демонстрировать готовность принуждать Киев к компромиссу и к выполнению предыдущих решений «нормандской четверки».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".