Статья
14 Мая 2017 15:57

Конфликт, который выгоден всем

Администрация Трампа активизировала диалог одновременно с Москвой и Киевом. Белый Дом и Кремль ведут подготовку встречи президентов, которая может состояться уже «на полях» саммита «двадцатки» в Гамбурге 7-8 июля. В зависимости от успешности переговоров Путина и Трампа впоследствии в этом году может состояться саммит двух лидеров, на котором Москва и Вашингтон получат шанс доказать искренность своих намерений нормализовать двусторонние отношения. Дата встречи Трампа и Порошенко не определена и, скорее всего, зависит от прогресса во взаимопонимании между руководствами России и Соединенных Штатов, но ее повестка также прорабатывается сторонами.

Тем не менее нет никаких признаков того, что за кулисами этой активности постепенно созревает решение конфликта между Киевом и Донбассом, которое будет визировано Путиным и Трампом. Напротив, и Россия, и США, и Украина подчеркивают неизменность своих позиций и сохраняющиеся противоречия в оценке происходящего на востоке Украины. Публично чиновники американской администрации не перестают повторять, что Россия должна сначала изменить свое поведение в одном из конфликтов, в которых столкнулись интересы двух стран, доказать таким образом свою добрую волю и только после этого США будут готовы к качественному улучшению отношений.

Как кажется, всем игрокам сейчас в той или иной степени выгодна «заморозка» конфликта в Донбассе. Дело в том, что блокирование минского процесса не позволяет выйти на первый план еще более неудобным и не менее взрывоопасным вопросам, на которые ни у кого нет ответа.

Сразу же после имплементации Минских соглашений потребуется дать ответ на вопрос о том, каким образом будет урегулирован статус Крыма. Однако ни у Запада, ни у Украины нет не только готового решения крымского вопроса, но и даже общего понимания того, какие подходы здесь возможны и, самое главное, реалистичны. Россия, в свою очередь, последовательно отказывается от самой его постановки. В результате неизбежный после решения судьбы Донбасса переход к обсуждению будущего полуострова станет триггером новой конфронтации между Россией, Западом и Украиной.

Более того, в данный момент крымский прецедент вообще не имеет решения, которое бы удовлетворило всех. Запад понимает, что вопрос о Крыме может быть урегулирован только в переговорах между Москвой и Киевом. Попытка договориться с Кремлем по Крыму за спиной Украины является политически невозможной для руководства ЕС и США. Также Вашингтон и Брюссель не могут позволить себе просто принять текущую российскую позицию по полуострову, которая, как было сказано выше, заключается в том, чтобы вообще не обсуждать его статус.

Не все так просто и с вопросом санкций. Выполнение Минских соглашений и интеграция Донбасса в состав Украины приведет к отмене наиболее чувствительных для России секторальных ограничительных мер. Тем не менее возвращение в повестку вопроса о Крыме и предсказуемо жесткая позиция России могут привести к повторной раскрутке санкционной спирали. Российские власти будут ожидать от Запада демонстрации доброй воли и неприменения к крымскому прецеденту тех инструментов давления, к которым он прибегал в отношении конфликта в Донбассе. Однако соблазн воспользоваться санкциями как наиболее простым доступным инструментом решения проблемы или индульгенцией отсутствия ее решения будет слишком велик. В таком случает Россия наверняка будет искать жесткий ответ на действия, которые сочтет враждебными, особенно после того как принудила республики к выполнению Минска-2.

Следует учитывать и тот факт, что Минские соглашения рассматриваются на Западе, в том числе, как удобный рычаг давления на Кремль на фоне расширения амбиций российской внешней политики. Часть американского и европейского истэблишмента полагает, что потеря этого рычага может лишить их возможности влиять на политику Москвы в Сирии и на сотрудничество Кремля с Тегераном и Пхеньяном. Невыполнение Минских соглашений создает постоянную угрозу расширения давления на Россию, и Западу сейчас выгодно иметь в своих руках этот козырь.

Наконец, буквальная имплементация Минских соглашений также не дает России твердых гарантий того, что неподконтрольные Украине районы Донбасса сохранят свою жизнеспособность в рамках украинского государства. При определенных обстоятельствах, даже при условии выполнения всех примечаний к 11 пункту минского Комплекса мер, Киев сохранит возможности для силовой зачистки Донбасса, на которую Москва не сможет уже повлиять.

Минские соглашения не выполняются, потому что в этом заинтересованы в данный момент все участники мирного процесса. Невыполнение Минских соглашений устраивает как Запад в лице Германии, Франции и США, так и Россию и республики Донбасса. Для Запада зашедший в тупик переговорный процесс устраняет риски конфронтации с Россией по поводу урегулирования статуса Крыма. Для России отсутствие прогресса в имплементации договоренностей сохраняет крымскую тему в комфортной для нее зоне, а также позволяет поддерживать политическую субъектность республик. Что касается Украины, то, саботируя мирный процесс, действующие власти консервируют выгодную им модель украинской государственности, оправдывая свои неудачи продолжающейся войной на востоке. У международных игроков нет даже примерного наброска того концептуального каркаса, который позволит продолжить процесс урегулирования за пределами минского Комплекса мер и других подписанных документов.

Большое значение имеет и тот факт, что все стороны сейчас рассматривают конфликт как имеющий потенциал для дальнейшей эскалации, однако управляемый. В случае необходимости Запад сможет надавить на Киев, а Россия – на республики, чтобы вернуть стороны за стол переговоров. России и Западу проще удерживать Киев и республики в таком состоянии, чтобы у них не было желания и возможностей расширить конфликт, чем искать пути его всеобъемлющего урегулирования и идти тем самым на сложные и политически рискованные компромиссы.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".