Фантики
Журналист, писатель и культуролог подкрашивает, обновляет и сдувает пыль с произведений искусства XIX века или о секретах русской классики на Западе.
Русское искусство тема путанная и перекрученная. Жизнь русского произведения искусства и его значение для «обычных людей» богата событиями и похожа на роман Дарьи Донцовой.
Не в последнюю очередь тем, что от случая к случаю история повторяется. Всё начинается с Передвижников, бившихся своими «тройками» и «бурлаками» с академизмом в живописи, а закончивших тем, что их работы стали изображать на обёртках конфет, как в своё время в Австрии и Германии изображали куда менее радикальных художников Бидермейера. У Малевича и Ко все шансы повторить судьбу, так что элегантные конфетные коробки в форме «Чёрного квадрата» — дело этого столетия точно.
Тем не менее, обратной стороной такой популярности становится неспособность собственно населения оценить настоящий художественный потенциал произведения до тех пор, пока кто-нибудь в Нбю-Йорке не спросит «how much?».
Генис как человек интеллигентный в своих «Фантиках» пытается показать нам, что до такой крайности, если хочешь оценить поэзию образов, доходить совершенно необязательно.
Все «Фантики» — это (не смотря на малый объём) героическая попытка обновить в нашем сознании картины Иванова, Шишкина, Айвазовского... Автор будто бы приплясывает перед каждым полотном (от удовольствия или, может быть, чтобы зритель не заскучал) рассказывая его историю, замысел художника и делясь собственными генисовыми рассуждениями «на тему». Это придаёт сборнику нечто трогательное и умильное.
«Фантики» — ни в коем случае не академическое исследование. Даже на некоего литературного уродца, которого можно назвать «академическим эссе» (как путеводители Мортона) они не похожи. Это чистое эссе и поэтому дать какую-либо оценку содержанию вне системы «понравилось/не понравилось» книге невозможно. Разумеется, язык у Гениса замечательный, образы сочные, истории интересные, но маловероятно, что заинтересуют того самого «рядового читателя», которому «мишки на дереве» уже в буквальном смысле не лезут в горло. Аналогичные, пусть чуть менее артистичные доводы он слышал от серых преподавателей в школе лет десять подряд и Айвазовский для него та самая дубовицкая «водянистая муть». Интеллигенцию— да, безусловно заинтересует. Ещё как подарок ничего и сувенир из "Третьяковски". Может, впрочем, оно и к лучшему.
Александр Генис, «Фантики», М.: Астрель, 2010 — 192 с.