Статья
1805
16 сентября 2016 18:43
Форточка возможностей
Выступая в пятницу на форуме YES, президент Украины Петр Порошенко сказал о Минских соглашениях, что Киев не сделает «ни шагу вперед до того, как российская сторона не пройдет собственное расстояние на пути безопасности» и что «именно в безопасности сейчас кроется ключ к мирному урегулированию на Донбассе».Заявления президента прозвучали после состоявшегося в среду-четверг визита глав МИД Германии и Франции на Украину. Эйро и Штайнмайер предложили новую компромиссную схему выполнения Минских соглашений, в соответствии с которой действия в сфере безопасности совершались бы параллельно с шагами в политической плоскости.
Ввиду отсутствия каких-либо комментариев и разъяснений со стороны официальных лиц слова Порошенко можно рассматривать как отказ со стороны Киева от инициативы европейских гарантов мирного процесса в Донбассе. Украинские власти не собираются приступать к выполнению политической части договоренностей (то есть к обсуждению с республиками и к принятию закона о выборах, закона об амнистии и к завершению конституционной реформы), пока не будут удовлетворены все их требования в области безопасности. В свою очередь это означает, что на какие-либо подвижки в выполнении соглашений рассчитывать не приходится. Во всяком случае до тех пор, пока не изменится позиция украинской стороны.
Такое категоричное поведение Порошенко в отношении своих западных партнеров можно объяснить логикой политического календаря. Попытка Парижа и Берлина надавить на Киев, подтолкнув его к выполнению политической части Минских соглашений, и тем самым пойти навстречу требованиям Москвы является последней перед началом ожидаемых политических перемен на Западе. Для всех участников процесса мирного урегулирования в Донбассе остается уже не окно, а очень узкая форточка (по словам одного дипломата) возможностей, через которую можно попробовать проскользнуть, чтобы вывести переговоры из тупика и достичь быстрого прогресса до изменения персонального состава участников, а вместе с ним и их стратегий в отношении минского процесса и Украины, и России.
С началом второй декады ноября внимание Запада к урегулированию конфликта на востоке Украины начнет ослабевать. Европа будет постепенно погружаться в свою электоральную горячку и одновременно застынет в ожидании первых инициатив нового президента США во внешней политике.
После 8 ноября, когда на пост американского президента изберут либо Хиллари Клинтон, либо Дональда Трампа, любое действие Германии и Франции в отношении России, Украины и Минска-2 будет планироваться с учетом возможной позиции избранного президента Соединенных Штатов, который приступит к исполнению своих обязанностей 20 января 2017 года. В этот переходный период Париж и Берлин не будут склонны к резким шагам, если только инициативу в последние месяцы своего срока не решит взять на себя Барак Обама. С началом 2017 года европейцы будут заняты уже собственными выборами. Весной 2017 года во Франции сначала выберут президента, а в июне – парламент. Между 27 августом и 22 октября в Германии пройдут выборы в Бундестаг.
Таким образом, сентябрь-октябрь – последние два месяца, когда можно предпринять рывок в Минских соглашениях, не оглядываясь на электоральные риски, человеческие и прочие внешние факторы, чего и пытаются сейчас добиться Париж и Берлин.
В данной ситуации Порошенко выгодно не спешить соглашаться с любыми европейскими инициативами. Тем более если Германия и Франция предлагают ему как можно скорее выполнить то, что украинские власти выполнять последовательно отказывались, – политические обязательства в рамках Минских соглашений. Порошенко проще не стараться угодить всем, а захлопнуть ту самую форточку возможностей и занять выжидательную позицию.
Для Киева эта игра несет очень большие риски. Итоги выборов в США и в Европе могут сложиться неблагоприятным образом, после чего внешние условия для Украины в 2017 году резко ухудшатся. Поведение Порошенко усиливает недоверие к нему как в России, так и в Европе. Кроме того, дальнейшее затягивание переговоров содействует запуску необратимых процессов в самих республиках, что делает интеграцию Донбасса в будущем практически нереальной задачей. Однако украинский президент сделал ставку на то, что улучшение внешних условий для Украины в следующем году не менее вероятно. Например, Киев может заполучить более сильного союзника в лице Клинтон, даже если потеряет другого сильного союзника в лице Меркель. Поэтому перспективы немецко-французского финишного спрута с целью изменить политику Порошенко пока выглядят обреченными.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»
Все материалы автора
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
____________
Читайте также:
1 октября 2024
Колонки
Нисходящая эмоция
Михаил Карягин о главных ресурсах руководства
Украины
30 сентября 2024
Колонки
Последняя надежда Зеленского
Алексей Чеснаков об итогах встречи Зеленского
с Байденом
23 сентября 2024
Колонки
Диагноз Зеленского
Алексей Чеснаков о психологическом портрете
президента Украины