Статья
4592 9 ноября 2023 9:41

Франция против вмешательства

2 ноября во Франции был опубликован доклад Парламентской делегации по разведке за 2022-2023 гг. Большая часть документа посвящена проблеме иностранного вмешательства и рекомендациям по борьбе с этой угрозой. Из 22 предложенных рекомендаций 18 касаются противодействия вмешательству (4 из них носят непубличный характер и недоступны для анализа). 

Сохраняющееся внимание французских парламентских структур к этой теме служит сигналом о системной работе по развитию институтов противодействия вмешательству. Франция, как и Канада, фиксирует отставание от своих союзников по НАТО (в первую очередь, от США и Великобритании) и прорабатывает дальнейшие необходимые шаги на этом направлении. 

Французский взгляд на связанные с вмешательством риски и возможные пути противодействия им представляет интерес не только с точки зрения внутриполитических процессов в Пятой республике. На основе содержащихся в докладе оценок и рекомендаций можно сформулировать десять пунктов, на которые стоит обратить внимание при развитии собственных стратегий по противодействию вмешательству. 

Вмешательство — это системная и долговременная угроза

Иностранное вмешательство характеризуется в документе как «многогранная, вездесущая и долговременная» угроза, направленная на «подрыв позиций, национального единства, получение информации о намерениях или хищение научных и технических разработок». Внимание к теме вмешательства носит не конъюнктурный характер, а связано с ростом масштабов этой угрозы. 

Причины роста связанных с вмешательством рисков сформулированы предельно четко: переход от конкуренции к конфронтации на международной арене; цифровая и технологическая революция; размывание границ между внутренней и внешней политикой, государственными и частными структурами, между глобальным и локальным, увеличение разнообразия акторов, моделей и последствий их поведения. 

Противодействие вмешательству должно опираться на реалистичный и прагматичный взгляд на источники рисков

В отличие от многих стран Запада, Франция последовательно обращает внимание на то, что угроза вмешательства исходит не только от Китая, России и других «недемократических государств», но также и от партнеров. В докладе приводятся слова бывшего премьер-министра Франции Франсуа Фийона о том, что в период пребывания в должности он больше всего сталкивался с вмешательством со стороны «дружественной страны, которая называется Соединенные Штаты», а также о том, что его и президента Николя Саркози «на протяжение пяти лет прослушивало АНБ». 

В документе подчеркивается, что даже при наличии соглашений о неосуществлении шпионажа (как в случае с альянсом Five Eyes), «в вопросах разведки есть союзники, но нет друзей». Исходя из этого, делается вывод о необходимости преобладания концепта суверенитета над всеми иными соображениями. 

Правовые механизмы могут использоваться как инструмент для вмешательства

В докладе отдельно подчеркивается проблема вмешательства посредством правовых механизмов. Речь идет об экстерриториальном действии правовых норм ряда государств, главным образом США. В качестве примера называются американские Правила международной торговли оружием (ITAR), согласно которым США считают себя в праве запрещать экспорт оружия в определенные страны, если какой-либо элемент изделия имеет американское происхождение. США воспользовались этим, чтобы заблокировать в 2018 году поставки французских ракет в Египет из-за наличия произведенных в США комплектующих. В итоге контракт был исполнен со значительной задержкой и только после замены компонентов.

Любое иностранное финансирование сопряжено с рисками вмешательства 

Внимание к иностранному финансированию как потенциальному источнику давления на получателя ресурсов в интересах спонсора постепенно охватывает все новые сферы. Если раньше в фокусе внимания была преимущественно политическая сфера, то сейчас государства все больше обращают внимание на иностранное финансирование исследований, образовательных программ и инвестиции в стратегические отрасли и инфраструктурные проекты. Доклад Парламентской делегации по разведке служит очередным примером повышения чувствительности к финансовым потокам из-за рубежа. В документе предлагается установить на уровне 10% (вместо 25%) порог для начала процедуры контроля за иностранными инвестициями во Францию из неевропейских стран. 

Для противодействия вмешательству необходима подготовка специализированных кадров 

Масштаб и сложность связанных с вмешательством угроз требует привлечения все большего числа специалистов с необходимыми компетенциями в юридической, технологической, политической и других сферах. В докладе отмечается, что для защиты суверенитета и экономических интересов необходимо увеличение кадровых ресурсов и расширение деятельности профильных ведомств, в частности Службы стратегической информации и экономической безопасности (SISSE). Кроме того, французские парламентарии предлагают включить должность «государственного служащего по вопросам безопасности и обороны» в межведомственный реестр профессий государственной службы, чтобы начать подготовку специалистов по этому направлению в университетах.

Нужно развивать механизмы защиты гуманитарных и социальных наук от вмешательства

Противодействие вмешательству в образование и исследования стало одной из общих составляющих стратегий большинства государств по защите суверенитета. В большинстве случаев акцент делается на защите технологий, инноваций и предотвращении утечки кадров. Однако, как справедливо отмечается в докладе, научный и технологический потенциал нации включает в себя все академические дисциплины, включая гуманитарные и социальные науки. Пренебрежение защитой образовательных и исследовательских программ и институтов социально-гуманитарной направленности несет в себе те же риски, а следовательно, для них должны разрабатываться и специализированные программы противодействия вмешательству. 

Реестры иностранных агентов работают

Парламентская делегация по разведке настаивает на необходимости разработки специализированного законодательства для предотвращения иностранного вмешательства по образцу американского Закона о регистрации иностранных агентов (FARA) и предусмотренной британским Законом о национальной безопасности Схемы регистрации иностранного влияния (FIRS). Необходимость оперативного создания «реестра иностранного влияния» в духе FARA и FIRS также обсуждается в Канаде. Очевидно, опыт использования правовых механизмов контроля за деятельностью спонсируемых из-за рубежа лиц и организаций признан успешным и будет активно внедряться в тех государствах, где такие инструменты пока отсутствуют. 

Участие в попытках вмешательства должно наказываться

Одним из заметных трендов в развитии институтов противодействия вмешательству становится внедрение различных правовых последствий для организаторов и участников попыток вмешательства, включая криминализацию связанных с вмешательством правонарушений. В эту логику вписываются и рекомендации французских парламентариев. Они предлагают расширить сферу действия механизма по замораживанию активов в целях борьбы с терроризмом на любое лицо или структуру, которые участвуют в «действиях, наносящих ущерб поддержанию национального единства или направленных на продвижение интересов иностранной державы». Фактически предлагается предусмотреть возможность заморозки активов вовлеченных в попытки вмешательства лиц и организаций. 

Коллективные меры повышают эффективность 

Исходя из содержания доклада, Франция считает важным принять участие в определении совместных форматов по противодействию вмешательству. В докладе предлагается «способствовать формированию общеевропейского ответа на попытки дестабилизации, связанные с иностранным вмешательством». В частности, речь идет о разработке юридически обязывающих документов, устанавливающих режим санкций, и совершенствовании европейских механизмов обеспечения кибербезопасности. 

Идеологические, технологические, аналитические, ресурсные и нормативные причины будут подталкивать государства ко все более интенсивному выстраиванию коллективных механизмов защиты от вмешательства. Те государства, которые смогут предложить своим союзниками и партнерам наиболее эффективные инструменты, смогут как повысить свою устойчивость к попыткам вмешательства, так и заработать дополнительные дипломатические очки. 

Нужно защищать зоны своего влияния от вмешательства

Как правило, противодействие иностранному вмешательству сконцентрировано на внутриполитических процессах. Однако французский взгляд на проблему высвечивает дополнительные аспекты в контексте внешнеполитических интересов. Парламентская делегация по разведке посчитала необходимым включить в пакет рекомендаций по противодействию вмешательству предложение «увеличить число участников сотрудничества в странах Южной Африки и регионе Индийского океана в рамках политики влияния Франции». Эту рекомендацию можно трактовать как призыв противодействовать не только вмешательству во внутренние дела, но и вмешательству в сферу своих приоритетных интересов во внешнем контуре.

Даниил Пареньков, эксперт Центра политической конъюнктуры

#ДаниилПареньков
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".