Статья
7064 30 мая 2019 9:24

Господдержка в Арктике: эксперты о необходимых условиях освоения региона

Для реализации нефтегазовых проектов в Арктике необходимо создавать благоприятные условия для инвесторов, которые вкладывают в развитие инфраструктуры региона внушительные средства, считают участники круглого стола, прошедшего на площадке ТАСС. «Актуальные комментарии» рассказывают об основных выводах экспертов.

«Сроки окупаемости проектов будут не менее 25 лет, поэтому нужно обеспечить стабильный налоговый режим на период времени не менее 25 лет. И необходимо, конечно, вводить значительные налоговые льготы, учитывая, что никакой инфраструктуры там нет. Те немногие порты, которые сохранились на всей трассе Северного морского пути, в основном требуют реконструкции и ремонта, снабжения судами, которых там практически не осталось. Необходимо, безусловно, освоение месторождений вдоль трассы, для того чтобы вести бункеровку судов на Северном морском пути», — считает директор ИнфоТЭК-Терминал Рустам Танкаев.

По мнению экономиста Михаила Делягина, без налоговых льгот успех реализации амбициозных проектов будет оставаться под вопросом: «Когда мы говорим о налоговых льготах, применимых к производственным проектам, на самом деле это неправильная и некорректная формулировка. Правильно говорить о налоговых инвестициях. Потому что государство прощает один рубль налога сегодня, чтобы завтра получить пять рублей налогов с этого проекта. Так что налоговая льгота — это, по сути дела, налоговая инвестиция», — отметил эксперт.

По мнению экономиста Никиты Кричевского, налоговые стимулы необходимо расширять: «В Арктике мы имеем чистое поле, — отмечает Кричевский, — здесь нет ни инфраструктуры, ни аэродромов — ничего. И вот в этой ситуации, когда мы разговариваем с инвестором и говорим: „А вы не хотите выступить со-инвестором проекта в Арктике“. Он отвечает: „А какие будут преференции со стороны государства?“ А государство говорит: „А вот вы сначала инфраструктуру создайте, а потом мы будем говорить о преференциях“. Разумеется, этот подход отталкивает потенциальных инвесторов».

«Законопроект Минвостокразвития не учитывает ни предлагаемые нефтяниками меры по НДПИ, не содержит нулевой ставки по налогам и инфраструктурным льгот, но содержит целый ряд ненужных ограничений и обременений, которые имели бы место скорее к действующим проектам, нежели к тем, которые мы только планируем запускать. В нынешнем варианте законопроект категорически не может быть принят», — подчеркнул экономист.

По словам эксперта, текущая редакция законопроекта Минвостокразвития, по сути, является «саботажем» указания президента по развитию Арктики и достигнуть грузоперевозок по Северному морскому пути в 80 млн тонн к 2024 году будет затруднительно, потому что «нет соответствующей законодательной базы».

С ним также согласен Танкаев. По его мнению, предложенный Минвостокразвития законопроект является «очень сырым» и не учитывает специфики Арктического региона. «Проекты в Арктике будут очень медленно окупаться, сроки окупаемости не менее 25 лет, поэтому нужно обеспечить стабильный налоговый режим и вводить значительные налоговые льготы, учитывая, что никакой инфраструктуры там нет», — считает он.

Эксперты подчеркивают, что мультипликативный эффект для экономики превысит 30 трлн рублей до 2038 года. Об этом говорит старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов: «Примерно 70% всех налогов составляют платежи по НДПИ, поэтому вопрос именно о нулевой ставке — это принципиальный вопрос для развития дальнейшего арктических проектов. Ну и плюс — возможно от государства попросить какую-то помощь в финансировании объектов инфраструктуры, потому что без создания инфраструктуры тоже эти проекты быстро не реализуются».

Эксперты также отмечают, что в регионе необходимо развивать так называемый кластерный подход в освоении ресурсов, основой для него могли бы служить существующие месторождения: «Чтобы такой кластер был обеспечен, необходимо предоставить какие-то льготы и тем проектам в Арктике, которые уже эффективно действуют. Именно за счет концентрации этих ресурсов, за счет этих средств, которые получит компания, за счет налогового стимулирования, они могли бы развивать новые проекты, выходить на шельф, закупать дорогостоящие технологии, бурить, обеспечивать транспортную инфраструктуру», — отмечает аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.

«Исследования в Арктике ведутся, есть проект „Новатэка“ („Ямал СПГ“), большой объем работ выполняет компания „Роснефть“... Тем не менее существует необходимость принятия стратегического документа, который бы соединил в одно целое проекты в Арктике и наметил государственный курс», — добавил Андрианов.

По его словам, основой для выполнения поручения президента РФ об увеличении загрузки Севморпути на 80 млн тонн к 2024 году должна стать перевозка углеводородов. «Ресурсный потенциал Арктики огромен, есть очень разные оценки, но в любом случае Арктика является, по сути, крупнейшим регионом в мире по потенциалу добычи углеводородов. Россия может стать лидером в этой сфере», — добавил эксперт.

Директор ИнфоТЭК-Терминал Рустам Танкаев в свою очередь отметил, что российский сектор шельфа Арктики в границах, установленных международными соглашениями по площади составляет 4,1 млн квадратных километров. «Это примерно равно площади всего Евросоюза. Из этих 4,1 млн кв. километров — 2 млн кв. километров являются потенциально нефтегазоносными, на эти участки выданы лицензии», — сказал он.

По его словам, ресурсы региона оцениваются Минприроды 511 млн тонн нефтяного эквивалента. «Если сравнивать с мировыми потенциальными ресурсами углеводородного сырья, то в нашем арктическом регионе расположено примерно 65% от этого объема. Перспектив очень много, для того, чтобы освоить этот регион необходимы совершенно особые условия, инвестиционный климат, который привлечет туда инвесторов. Его создать очень непросто, ведь инвесторы должны получать не только налоговые льготы, но и прямую поддержку государства в сфере создания специальных средств транспорта, оборудования для Арктики», — сказал Танкаев.

Арктика — один из важнейших для России регионов. По данным ученых, в российской части Арктики сосредоточена четверть отечественных запасов нефти и более 70% газа. Начальные извлекаемые суммарные ресурсы углеводородного сырья арктических морей оценены в 120 млрд т условного топлива.

3 октября 2022 Новости  США пытаются не допустить Китай в Арктику: обзор доклада американского эксперта В докладах американских аналитических центров прослеживается озабоченность расширением китайского влияния в Арктике. Ранее «Актуальные комментарии» уже делали обзор экспертного доклада центра The Heritage Foundation, автор которого выражал обеспокоенность китайскими амбициями в Арктике. Новый доклад подготовлен вашингтонским аналитическим центром Rand Corporation. 29 июля 2022 Новости
Американские эксперты обеспокоены китайскими амбициями в Арктике
 Американские эксперты обеспокоены китайскими амбициями в Арктике Конкуренция за господство в Арктике как в перспективном геополитическом регионе возрастает. Старший политический аналитик американского аналитического центра The Heritage Foundation Даниэль Кочис опубликовал доклад, в котором выразил обеспокоенность возрастанием китайского присутствия в регионе.
13 апреля 2022 Главное
Новые проекты и планы: Путин провел совещание по развитию Арктики
 Новые проекты и планы: Путин провел совещание по развитию Арктики В Арктическом регионе сконцентрированы все направления российской безопасности. Об этом заявил Владимир Путин в ходе совещания по развитию Арктики. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".