Статья
2276 2 августа 2015 13:56

Итоги недели: судьба минских соглашений

События недели в очередной раз подтвердили, что Киев и Донбасс противоположным образом интерпретируют свои обязательства в рамках минских соглашений. Важным сигналом стало решение Конституционного суда (КС) Украины, который дал Верховной Раде «зеленый свет» на принятие президентского проекта изменений в Конституцию страны. Наблюдатели считают, что продолжение конституционной реформы на Украине в нынешних параметрах может поставить крест на минских соглашениях и довести до новой войны.

Отход от минских соглашений

31 июля КС признал поправки в Основной закон конституционными. На Донбассе вердикт суда расценили как очередной отход Киева от достигнутых в Минске договорённостей.

«Это решение открывает дорогу ко второму чтению и подписанию этого проекта Петром Порошенко. Всё это идет мимо минских соглашений. Это очередные односторонние шаги Киева в противоположном направлении от минских соглашений, по традиции предпринимаемые в преддверии встречи контактной группы», – заявил спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин.

Читайте также Децентрализация по-киевски

Эксперты также убеждены, что конституционная реформа в том виде, в котором она сейчас проводится Киевом, перечеркивает усилия по политическому урегулированию конфликта.

Во-первых, те поправки к Конституции, которые были внесены в Раду, не согласовывались с представителями Донецка и Луганска, как предписывают минские соглашения. Власти ДНР и ЛНР неоднократно направляли украинской стороне свои предложения по реформе, но не получали ответа.

«Этот проект с нами не обсуждался, что требует Комплекс мер, и поэтому этот проект никакого отношения к минскому процессу не имеет. Ни один из тезисов, которые определены в Комплексе мер, не отражен в этом проекте изменений в Конституцию Украины», — отмечает полпред ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего, цитирует МИА «Россия сегодня».

По его мнению, Киев лишь создаёт видимость выполнения достигнутых в Минске договорённостей. Его цель — показать Европе, что изменения в Конституцию подготовлены, КС высказался, как результат — проект может рассматриваться Верховной Радой. Однако по сути Киев занимается имитацией минского процесса.

Нет постоянному особому статусу

Во-вторых, само содержание поправок Порошенко в украинскую Конституцию противоречит минским соглашениям.

Согласно договоренностям, конституционная реформа на Украине должна предполагать децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей) и принятие постоянного законодательства об «особом статусе» Донбасса.

Однако инициированные Порошенко изменения в Конституцию не предусматривают особого статуса, а лишь прописывают, что он будет определен специальным законом. Понятно, что этот закон может быть в любой момент отменен решением парламента.

В ДНР и ЛНР ранее подчёркивали, что особый статус должен быть предоставлен на постоянной основе и закреплен в самом тексте Конституции, а не в её переходных разделах, как в одобренных судом поправках.

Но, несмотря на действия Киева, на Донбассе сигнализировали о своей готовности к продолжению диалога по этому вопросу. «Особый статус в той форме, в которой сейчас есть, конечно, не устраивает. Но поскольку речь идет о жизни наших граждан, необходимо идти на компромисс», — отметил Дейнего.

Читайте также Конституционные игры Порошенко
 
Помимо того, что в новых поправках в Конституцию Украины не учтен особый статус Донбасса, сама конституционная реформа, которая должна предполагать децентрализацию, ничего общего с ней не имеет, указывают эксперты. Напротив, речь идёт об усилении президентской власти.

«Никакой децентрализации, по моей оценке, там нет, там идет дополнительная централизация в рамках президентской вертикали, и ни о каком расширении демократии в этом проекте речи нет», — подчеркнул Дейнего.

Новые минские переговоры

3 августа в Минске должна состояться очередная встреча контактной группы по украинскому урегулированию. В народных республиках обозначили повестку переговоров: введение в действие закона об особом статусе, объявления амнистии участникам боевых действий, а также организации местных выборов на Донбассе по отдельному специальному закону.

Важным сигналом от представителей ДНР и ЛНР стало заявление о том, что они готовы работать совместно с украинской стороной всю неделю, чтобы достигнуть соглашения по этим вопросам. «В случае, если мы не сможем 3-го августа решить эти вопросы, предлагаем представителям Украины продлить работу в Минске до 4-го августа и до 5-го, если это потребуется. Если для этого необходимо будет работать всю неделю, то мы готовы остаться в Минске на всю неделю», — говорится в  заявлении полпредов ДНР и ЛНР, которое приводит ДАН.

Предложение народных республик логично с учётом того, что срок выполнения минских соглашений ограничен концом 2015 года. За оставшиеся пять месяцев должна вступить в силу новая украинская Конституция и закон об особом статусе. Также на Украине должны быть проведены местные выборы, возобновлены социальные выплаты жителям Донбасса, амнистированы участники боевых действий.

Но, как считают эксперты, из-за действий Киева достигнуть политического урегулирования к обозначенному сроку вряд ли удастся.

«Одиннадцать месяцев назад, 1 сентября, состоялась встреча минской контактной группы, протокол лег в основу мирного разрешения конфликта на Донбассе. Основные положения минских договоренностей за 11 месяцев так и не реализованы», — констатирует Владислав Дейнего.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".