Статья
1015 10 марта 2011 14:35

Капитали- стический реализм

Марк Фишер подвергает анализу основные принципы идеологической конструкции капиталистического реализма и доказывает, что капиталистический реализм окрашивает все сферы современного образа жизни.

Комментарии экспертов

На наших глазах рождается новая генерация левых авторов, для которых Джеймисон и даже Жижек — это уже почетная классика, которые цитируют их как страших товарищей. Среди них британский блогер Марк Фишер, чей «Капиталистический реализм» выпустила недавно восставшая из пепла «Ультракультура 2.0».

От чтения Фишера у меня двойственное впечатление. С одной стороны, он явно один их тех бесконечных «теоретиков концов», которые ноют о гибели культуры, в данном случае с «социалистических позиций» и от лица «рабочего класса». Капитализм якобы становится все хуже и нестерпимее, причем он изыскивает все более утонченные стратегии эксплуатации (самоэксплутацию, эксплуатацию через гедонистическую иммобилизацию, эксплуатацию через симуляцию бунта и т.п.), так что очень скоро, похоже, эксплуатация будет вообще неотличима от освобождения. Тогда левая риторика сожрет себя за хвост, это будет печальное зрелище.

С другой стороны, Фишер говорит интуитивно правильные вещи, связанные, например, с тем, что при «старом режиме» никто тоже не мог себе представить мир, отличный от феодализма, но потом на площадях начали строить гильотины, и что самое главное — гильотинированы были мифы о естественной власти феодалов. А сейчас мы столь же естественным считаем всеобщую власть капитала, рынки, биржи, прибыль. Все смеются над Фукуямой, но одновременно все имплицитно признают его правоту, в том смысле, что мы считаем «естественным» распространение либеральной политической экономии на все сферы жизни человека, включая образование и здравоохранения. Фишер, короче говоря, подверждает мысль, которую однажды я для себя уже сформулировал: социалисты нужны либералам, чтобы те не законсервировались. Нашему миру нужны люди, которые будут прыгать на нем и проверять его на прочность, и пытаться рассмотреть какие-то предельно смутные очертания грядущего.

У Фишера есть хорошие наблюдения относительно современной образовательной системы. Особенно чеканная формулировка ему удалась в отношении статуса преподавателей: они, говорит Фишер, разрываются между ролью массовика-затейника и надзирателя. Мне, кстати говоря, эти функции отвратительно примерно в равной пропорции. Я хочу их заменять на скептика и актера. Работаю над этим.

Но и тут же Фишер пускается в совершенно бессмысленные рассуждения о том, как современный капитализм мешает детям читать, как они страдают дислексией (вот «аргумент», при котором я сразу вспомнил о письменах Олега Тинькова: многие бизнесмены тоже страдают дислексией, интересно, не поэтому ли они стали успешны в постнарративном капитализме?), — ну и, короче говоря, как высокие идеалы образования рушатся под ударами айпода и пиццы. Я не знаю, почему Фишер думает, что раньше, когда-то, было лучше. Не сделал ли современный капитализм солнце менее ярким, небо менее голубым, а траву менее зеленой? О да, тут возникают подозрения на экологическую катастрофу.

Марк Фишер, «Капиталистический реализм: Альтерантивы нет?», М.: Ультракультура 2.0, 2010

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".