Статья
2177 9 декабря 2014 14:50

Коррупция: действие и противодействие

9 декабря ежегодно отмечается Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 2004 году.

В своем послании по случаю Международного дня борьбы с коррупцией генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил, что коррупция на сегодняшний день представляет собой глобальное явление, которое наносит наиболее тяжелый удар по бедным слоям населения, препятствует всеохватному экономическому росту и лишает сферу основных услуг крайне необходимых средств. Тень коррупции преследует миллионы людей от первого до последнего вздоха.

Также Пан Ги Мун призвал мировое сообщество к участию в акции «Разорвем цепь коррупции» и озвучил новую повестку дня в области устойчивого развития на период после 2015 года.

«Наша цель — расширить возможности людей и вдохновить правительства, частный сектор и гражданское общество на то, чтобы помочь вывести миллионы людей из нищеты, защитить планету и добиться всеобщего процветания и уважения достоинства всех. Искоренение коррупции и ее губительных последствий будет иметь решающее значение для обеспечения нашего благосостояния в будущем», — говорится в обращении генерального секретаря ООН.

Между тем коррупция в России остается одной из наиболее острых проблем. Согласно свежему докладу Transparency International, Россия по индексу восприятия коррупции занимает 136-е место.

«В 2014 году Россия получила 27 баллов, на один балл меньше, чем в 2013 году, и заняла 136-е место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном», — говорится в сообщении Transparency International.

В прошлогоднем исследовании Transparency International Россия заняла 127-е место, набрав 28 баллов.

В рейтинге Transparency International страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.

Из доклада следует, что средний балл по региону «Восточная Европа и Средняя Азия», в который входит Россия, — 33 балла. Лучше всего среди других стран выступила Грузия (52 балла), хуже всего — Туркмения (17 баллов). Более двух третей из 175 стран набрали менее 50 баллов.

Между тем в российском правительстве многие не поверили в объективность оценки Transparency International. Так, глава Администрации президента РФ Сергей Иванов выразил сомнения по поводу позиции России в рейтинге.

«Как бы выразиться покорректнее и подипломатичнее. Я отношусь к этому скептически или крайне скептически», — заявил Иванов.

Он также подчеркнул, что есть более авторитетные рейтинги, в частности, компания «Эрнст и Янг». Кроме того, по его словам, за последний год в сфере борьбы с коррупцией удалось достигнуть ряда конкретных результатов, однако нерешенные проблемы еще существуют.

Кроме того, в российском парламенте за последний год появилось множество инициатив по противодействию коррупции, некоторые из которых обрели форму законов и уже вступили в силу.

К примеру, с 1 января 2014 года в РФ вступили в силу основные положения Федерального закона №44 о контрактной системе в сфере госзакупок. Предусмотренная законом контрактная система была внедрена в пяти пилотных регионах, в том числе и в Москве. И уже есть результаты. Столичные власти с начала 2014 года сэкономили 23 млн рублей только на этапе определения поставщика.

«Внедрение принципов контрактной системы и жесткий контроль на всех стадиях закупочного процесса позволили обеспечить высокий уровень эффективности проводимых закупок — экономия по всем этапам закупочного цикла составила 30,2 процента», — рассказал директор Департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадий Дёгтев.

В начале декабря текущего года директор департамента развития государственной службы Минтруда Дмитрий Баснак выступил с предложением проверять госслужащих на склонность к коррупции с помощью специальных психологических тестов. По словам автора инициативы, подобное тестирование должны проводить специально подготовленные сотрудники кадровых служб. По словам Баснака, «такие инструменты будут способствовать профилактике коррупционных проявлений в деятельности гражданского служащего».

Кроме того, со следующего года информацию об официальной зарплате, дополнительных доходах и количестве объектов недвижимости руководителей федеральных госучреждений можно будет найти в открытом доступе в интернете.

Указывать в подробном отчете чиновники должны будут не только официальную зарплату, но и доходы от педагогической, научной, творческой деятельности. По материалам «Российской газеты», перечень имущества, подлежащего декларированию, будет расширен. Помимо всевозможной недвижимости туда включается любой вид транспорта (автомобили, воздушный и военный транспорт, сельхозтехника), а также гаражи и автоприцепы.

Комментарии экспертов
Если говорить о новом докладе Transparency International, то на мой взгляд, он однозначно не объективный. В России за последние пять лет была достаточно усовершенствована правовая база, был проведен ряд других полезных реформ. И исходя из количества обращений граждан, которое заметно уменьшилось в последнее время, могу констатировать, что в части противодействия коррупции мы достаточно хорошо продвинулись в положительном смысле. В частности, хотелось бы отметить работу по различным ограничительным мерам для чиновников. В этом направлении  уже наметился очень серьёзный результат.

Последнее выступление Сергея Борисовича Иванова также наглядно демонстрирует тот факт, что работа по противодействию коррупции в нашей стране усиленно ведется. В результате применения антикоррупционного законодательства, расширенного за последний год, были уволены различные крупные чиновники: губернаторы, прокуроры и т.д. Все эти должностные лица были лишены своих постов по новой формулировке (утрата доверия), и, хочу подчеркнуть, что такой масштабной проверки в рядах чиновников никогда раньше не было.

Конечно, говорить о том, что коррупцию мы победили, еще рано. Она все ещё имеет достаточно высокий уровень в России. Более того, не секрет, что коррупция все еще присутствует во многих сферах деятельности государства: и в экономике, и в промышленности, и в госзакупках. Но, если взять статистику последних лет, то можно увидеть, что ее уровень существенно уменьшился по сравнению с предыдущими периодами.   

Государством делается очень многое, особенно в правовом поле. Расширение антикоррупционного законодательства за последние годы, введение различных запретов для чиновников и другие механизмы все же дают положительный результат. Но до желаемого, конечно, еще далеко.

Причин такого явления, как коррупция, существует великое множество. Одна из основных объективных, на мой взгляд, причин — это неполное осознание нашим обществом пагубности коррупции. Я полагаю, разъяснительная работа общественных организаций осуществляется не в полной мере. Недостаточно развернут и парламентский контроль, и общественный контроль, которые на самом деле являются достаточно действенными механизмами противодействия коррупции. Все больше такая работа напоминает имитацию и демагогию, нежели реальную антикоррупционную деятельность.

Но, тем не менее, в этом направлении ведется определенная работа. Например, принята программа антикоррупционного просвещения России на 2014-2016 годы, которая предусматривает повсеместное проведение во всех сферах деятельности разъяснительной работы, проведение лекций и обучающих семинаров. Я, как один из авторов этих семинаров, провожу широкую разъяснительную работу в государственных учреждениях. И, на мой взгляд, эта работа приносит свои плоды.

Но есть и еще один важный момент, который необходимо принимать во внимание. Ведь борьба с коррупцией — это не просто набор законодательных актов и работа проверяющих органов. Проблема коррупции стоит гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Коррупция — это социально-психологическое явление, которое зарождается в голове человека, в его сознании. Поэтому, повторюсь, что крайне важно донести до нашего общества месседж о том, что коррупция — это зло.

Надо понимать, что еще никому не удавалось полностью преодолеть коррупцию, поэтому наша задача состоит в том, чтобы минимизировать ее масштабы в разных сферах деятельности. В этом направлении 1 сентября в рамках государственной программы был запущен проект общественного просвещения. На мой взгляд, перелом в сознании общества является главным фундаментом для успешной борьбы с коррупцией.

В дополнение к вышесказанному хочу добавить, что нам предстоит еще много работы. Некоторые антикоррупционные законы, например, федеральный закон об общественном контроле, необходимо доработать. Кроме того, я считаю, что неплохо бы обратиться к зарубежному опыту в части противодействия коррупции. Мы можем взять на вооружение, скажем, ужесточение санкций. В этом отношении позитивными примерами можно назвать Китай и Сингапур.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".